Основные составляющие качества деятельности предприятия
Задание №1 (понедельник - вторник)
Основные составляющие качества деятельности предприятия
Цель: рассмотреть многоаспектность понятия «качество».
Вопросы семинарского занятия
1. Раскройте содержание основных этапов осознания сущности категории «качество».
2. В каких значения Аристотель рассматривал категорию «качество»?
3. Поясните различия в понимании категории «качество» в трактовке Г. Гегеля и Ф. Энгельса.
4. Приведите известные Вам типы качества.
5. Приведите определение категории «качество», содержащееся в ГОСТ Р ИСО 9000:2001. В чем заключается его отличие от других определений данного понятия.
6. Поясните содержание основных терминов, относящихся к области управления качеством.
7. Определите основные составляющие качества деятельности организации и в виде графа представьте их взаимосвязь.
Основные отличия российской, японской и американской школ управления качеством.
Цель: выявить основные отличия российской, японской и американской школ управления качеством.
Вопросы семинарского занятия
1. Обобщите вклад российских ученых в развитие теории и практики управления качеством.
2. Сравните подходы к управлению У.Э. Деминга, Дж.Джурана, Ф. Кросби и А. Фейгенбаума. Выявите общие черты и различия.
3. Каковы основные положения японской школы управления качеством?
4. Обоснуйте возможность применения принципов У.Э.Деминга для эффективного управления деятельностью студенческой группы.
5. Сформулируйте предложения по улучшению собственного похода к обучению на основании «триады качества» Дж.Джурана.
6. Основываясь на содержании базовых положений философии У.Э.Деминга, объедините 14 принципов управления, предложенных ученым в следующие группы:
- миссия организации;
- цели в области качества;
- преобразование в философии менеджмента;
- работа в команде;
-совершенствование взаимодействия руководителей и сотрудников организации.
7. Заполните таблицу, отражающую отличия российской, американской и японской школ управления качеством.
Основные отличия российской, японской и американской школ управления качеством
Положение | Российская школа | Американская школа | Японская школа |
1. Подход к качеству | |||
2. Цель управления качеством | |||
3.Роль службы качества | |||
4. Роль высшего руководства | |||
5. Роль работников | |||
6. Влияние на организационную культуру |
Концепция постоянного улучшения качества
Цель: рассмотреть концепцию постоянного улучшения качества
Вопросы семинарского занятия 1. Выделите основные составляющие подхода кайдзен.
2. Раскройте содержание принципа постоянного улучшения. Каким образом этот принцип отражен в цикле PDCA?
3. Назовите цель и основные этапы постоянного улучшения в организации. Какие условия необходимо соблюдать для обеспечения поддержки улучшений в организации?
4. Дайте характеристику объектам постоянного улучшения в организации. Какие условия необходимо соблюдать для обеспечения поддержки улучшений в организации?
5. Раскройте содержание основных мер по обеспечению поддержки улучшений
Метод развертывания функций качества
Цель: изучить метод развертывания функций качества
Вопросы для подготовки к практической работе
1. Приведите классификацию методов управления качеством в процессе проектирования и разработки.
2. В чем заключается сущность методы развертывания функций качества?
Задание
1. Выделите основные требования потребителей к процессу приобретения книг в книжном магазине; к аудитории, в которой проходят аудиторные занятия; к работе учебного отдела университета. Каким образом должен быть использован метод QFD для совершенствования этих процессов? Определите систему «как» (т.е. комплекс технических параметров) и постройте матрицу взаимосвязи потребительских требований и технических характеристик для каждого параметра.
Задание
Машиностроительное предприятие получает необходимые ему комплектующие от двух поставщиков. Наиболее распротранены следующие виды дефектов по данным деталям: поверхностные царапины; трещины; неправильная форма. Службой технического контроля предприятия установлены штрафные баллы за каждый вид дефекта: поверхностные царапины – 2; трещины – 10; неправильная форма – 5.
За прошедший месяц каждым поставщиком было осуществлено по три поставки. Объем поставки у поставщиков А и Б включал 2000 единиц деталей. Фактически у каждого поставщика при первой и второй поставках проверялась каждая вторая деталь (1000 единиц в каждой партии), в третьей поставке – каждая пятая деталь (400 единиц в каждой партии). Число выявленных дефектов представлено в таблице.
№ поставки | Вид дефекта | |||||
Царапины | Трещины | Неправильная форма | ||||
Поставщик А | Поставщик Б | Поставщик А | Поставщик Б | Поставщик А | Поставщик Б | |
Оцените поставщиков по качеству поставляемых ими деталей за прошедший месяц.
Практическая работа 3 (2 ч)
Задание
1. Определите уровень качества кондитерского изделия (торта) по следующим данным:
Р1 – вкус и аромат;
Р2 –структура и консистенция;
Р3 –внешний вид;
Р4 – форма.
Базовый показатель Qб =40. Коэффициенты весомости: m1 = 4; m2 = 3; m3 = 2; m4 = 1.
Эксперты | Значение показателей | |||
Р1 | Р2 | Р3 | Р4 | |
Иванов | ||||
Петрова | ||||
Сидоров | ||||
Васина | ||||
Мешкова |
Какой метод определения значений показателей качества вы использовали? Перечислите достоинства и недостатки этого метода.
2. На основании приведенных ниже данных оцените уровень качества рентгеновского микроскопа «Мир - 4».
Микроскопы характеризуются следующими оценочными показателями:
- размером фокусного пятна рентгеновской трубки (Х1);
- максимальным увеличением (Х2);
- габаритами (Х3);
- массой (Х4);
- потребляемой мощностью (Х5).
Повышение технического уровня и качества микроскопов зависит от увеличения значений Х2 и уменьшения значений Х1, Х3, Х4, Х5. Классификационным показателем служит тип рентгеновского микроскопа. Значения показателей восьми аналогов (№1-8) и оцениваемого микроскопа «Мир - 4» (№ 9) приведены в таблице.
Модель | Размер фокусного пятна (Х1) | Максимальное увеличение, кратность (Х2) | Габариты, м3 (Х3) | Масса, кг (Х4) | Потребляемая мощность, кВт*А (Х5) |
1. ГХ-100 | 1,57 | 2,0 | |||
2. ГХМ-100 | 1,67 | 2,5 | |||
3. ГХМ-160 | 1,57 | 2,5 | |||
4.НОМХ-160 | 0,78 | 2,0 | |||
5. НГ-200М | 0,39 | 187,5 | 1,0 | ||
6. МЕ – 160М | 0,78 | 2,0 | |||
7. НРХ | 0,78 | 2,0 | |||
8. МР-160 | 1,57 | 2,0 | |||
9. «Мир - 4» | 0,22 | 0,05 |
Практическая работа 4 (2 ч)
Задание
1. Определите причину брака по следующим данным
Расчет показателей брака
Показатель, | Предыдущий год | Отчетный год |
1. Себестоимость окончательного брака, руб. | ||
2. Расходы по исправлению брака, руб. | ||
3. Абсолютный размер брака (стр.1+стр.2), руб. | ||
4. Стоимость брака по цене использования, руб. | ||
5. Суммы, удержанные с лиц – виновников брака, руб. | - | |
6. Суммы, взысканные с поставщиков, руб. | - | |
7. Абсолютный размер потерь от брака (стр. 3+стр.4 – стр.5 - стр.6), руб. | ||
8. Товарная продукция по производственной себестоимости, руб. | ||
9. Относительный размер брака (стр.3/стр.8),% | 0,075 | 0,075 |
10. Относительный размер потерь от брака (стр.7/стр.8),% | 0,06 | 0,035 |
Практическая работа 5 (3 ч)
Задание
1. В виде таблицы представьте последовательность процедур сертификации производства для выбранного конкретного предприятия.
Список рекомендуемой литературы Основная
1. Салимова Т.А. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2012. – 414 с.
2. Управление качеством: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др..; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 334 с.
3. Мазур И.И. Управление качеством. – М.: Высшая школа, 2014. – 334 с.
Дополнительная
1. Аристов О.В. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. - 240 с.
2. Басовский Л.Е. Управление качеством. -М. :ИНФРА-М, 2010. – 212 с.
3. Миронов М.Г. Управление качеством. - М.: Проспект, 2012. – 288 с.
4. Никифоров А.Д. Управление качеством. – М.: Дрофа, 2012. – 272 с.
5. Чупилин А.И. Управление качеством. – М.: Дашков и К, 2012. – 156 с.Качество и конкурентоспособность
Задание №1 (понедельник - вторник)
Основные составляющие качества деятельности предприятия
Цель: рассмотреть многоаспектность понятия «качество».
Вопросы семинарского занятия
1. Раскройте содержание основных этапов осознания сущности категории «качество».
2. В каких значения Аристотель рассматривал категорию «качество»?
3. Поясните различия в понимании категории «качество» в трактовке Г. Гегеля и Ф. Энгельса.
4. Приведите известные Вам типы качества.
5. Приведите определение категории «качество», содержащееся в ГОСТ Р ИСО 9000:2001. В чем заключается его отличие от других определений данного понятия.
6. Поясните содержание основных терминов, относящихся к области управления качеством.
7. Определите основные составляющие качества деятельности организации и в виде графа представьте их взаимосвязь.