Основные составляющие качества деятельности предприятия

Задание №1 (понедельник - вторник)

Основные составляющие качества деятельности предприятия

Цель: рассмотреть многоаспектность понятия «качество».

Вопросы семинарского занятия

1. Раскройте содержание основных этапов осознания сущности категории «качество».

2. В каких значения Аристотель рассматривал категорию «качество»?

3. Поясните различия в понимании категории «качество» в трактовке Г. Гегеля и Ф. Энгельса.

4. Приведите известные Вам типы качества.

5. Приведите определение категории «качество», содержащееся в ГОСТ Р ИСО 9000:2001. В чем заключается его отличие от других определений данного понятия.

6. Поясните содержание основных терминов, относящихся к области управления качеством.

7. Определите основные составляющие качества деятельности организации и в виде графа представьте их взаимосвязь.

Основные отличия российской, японской и американской школ управления качеством.

Цель: выявить основные отличия российской, японской и американской школ управления качеством.

Вопросы семинарского занятия

1. Обобщите вклад российских ученых в развитие теории и практики управления качеством.

2. Сравните подходы к управлению У.Э. Деминга, Дж.Джурана, Ф. Кросби и А. Фейгенбаума. Выявите общие черты и различия.

3. Каковы основные положения японской школы управления качеством?

4. Обоснуйте возможность применения принципов У.Э.Деминга для эффективного управления деятельностью студенческой группы.

5. Сформулируйте предложения по улучшению собственного похода к обучению на основании «триады качества» Дж.Джурана.

6. Основываясь на содержании базовых положений философии У.Э.Деминга, объедините 14 принципов управления, предложенных ученым в следующие группы:

- миссия организации;

- цели в области качества;

- преобразование в философии менеджмента;

- работа в команде;

-совершенствование взаимодействия руководителей и сотрудников организации.

7. Заполните таблицу, отражающую отличия российской, американской и японской школ управления качеством.

Основные отличия российской, японской и американской школ управления качеством

Положение Российская школа Американская школа Японская школа
1. Подход к качеству      
2. Цель управления качеством      
3.Роль службы качества      
4. Роль высшего руководства      
5. Роль работников      
6. Влияние на организационную культуру      


Концепция постоянного улучшения качества

Цель: рассмотреть концепцию постоянного улучшения качества

Вопросы семинарского занятия 1. Выделите основные составляющие подхода кайдзен.

2. Раскройте содержание принципа постоянного улучшения. Каким образом этот принцип отражен в цикле PDCA?

3. Назовите цель и основные этапы постоянного улучшения в организации. Какие условия необходимо соблюдать для обеспечения поддержки улучшений в организации?

4. Дайте характеристику объектам постоянного улучшения в организации. Какие условия необходимо соблюдать для обеспечения поддержки улучшений в организации?

5. Раскройте содержание основных мер по обеспечению поддержки улучшений

Метод развертывания функций качества

Цель: изучить метод развертывания функций качества

Вопросы для подготовки к практической работе

1. Приведите классификацию методов управления качеством в процессе проектирования и разработки.

2. В чем заключается сущность методы развертывания функций качества?

Задание

1. Выделите основные требования потребителей к процессу приобретения книг в книжном магазине; к аудитории, в которой проходят аудиторные занятия; к работе учебного отдела университета. Каким образом должен быть использован метод QFD для совершенствования этих процессов? Определите систему «как» (т.е. комплекс технических параметров) и постройте матрицу взаимосвязи потребительских требований и технических характеристик для каждого параметра.

Задание

Машиностроительное предприятие получает необходимые ему комплектующие от двух поставщиков. Наиболее распротранены следующие виды дефектов по данным деталям: поверхностные царапины; трещины; неправильная форма. Службой технического контроля предприятия установлены штрафные баллы за каждый вид дефекта: поверхностные царапины – 2; трещины – 10; неправильная форма – 5.

За прошедший месяц каждым поставщиком было осуществлено по три поставки. Объем поставки у поставщиков А и Б включал 2000 единиц деталей. Фактически у каждого поставщика при первой и второй поставках проверялась каждая вторая деталь (1000 единиц в каждой партии), в третьей поставке – каждая пятая деталь (400 единиц в каждой партии). Число выявленных дефектов представлено в таблице.



№ поставки Вид дефекта
Царапины Трещины Неправильная форма
Поставщик А Поставщик Б Поставщик А Поставщик Б Поставщик А Поставщик Б

Оцените поставщиков по качеству поставляемых ими деталей за прошедший месяц.

Практическая работа 3 (2 ч)

Задание

1. Определите уровень качества кондитерского изделия (торта) по следующим данным:

Р1 – вкус и аромат;

Р2 –структура и консистенция;

Р3 –внешний вид;

Р4 – форма.

Базовый показатель Qб =40. Коэффициенты весомости: m1 = 4; m2 = 3; m3 = 2; m4 = 1.

Эксперты Значение показателей
Р1 Р2 Р3 Р4
Иванов
Петрова
Сидоров
Васина
Мешкова

Какой метод определения значений показателей качества вы использовали? Перечислите достоинства и недостатки этого метода.

2. На основании приведенных ниже данных оцените уровень качества рентгеновского микроскопа «Мир - 4».

Микроскопы характеризуются следующими оценочными показателями:

- размером фокусного пятна рентгеновской трубки (Х1);

- максимальным увеличением (Х2);

- габаритами (Х3);

- массой (Х4);

- потребляемой мощностью (Х5).

Повышение технического уровня и качества микроскопов зависит от увеличения значений Х2 и уменьшения значений Х1, Х3, Х4, Х5. Классификационным показателем служит тип рентгеновского микроскопа. Значения показателей восьми аналогов (№1-8) и оцениваемого микроскопа «Мир - 4» (№ 9) приведены в таблице.

Модель Размер фокусного пятна (Х1) Максимальное увеличение, кратность (Х2) Габариты, м33) Масса, кг (Х4) Потребляемая мощность, кВт*А (Х5)
1. ГХ-100 1,57 2,0
2. ГХМ-100 1,67 2,5
3. ГХМ-160 1,57 2,5
4.НОМХ-160 0,78 2,0
5. НГ-200М 0,39 187,5 1,0
6. МЕ – 160М 0,78 2,0
7. НРХ 0,78 2,0
8. МР-160 1,57 2,0
9. «Мир - 4» 0,22 0,05

Практическая работа 4 (2 ч)

Задание

1. Определите причину брака по следующим данным

Расчет показателей брака

Показатель, Предыдущий год Отчетный год
1. Себестоимость окончательного брака, руб.
2. Расходы по исправлению брака, руб.
3. Абсолютный размер брака (стр.1+стр.2), руб.
4. Стоимость брака по цене использования, руб.
5. Суммы, удержанные с лиц – виновников брака, руб. -
6. Суммы, взысканные с поставщиков, руб. -
7. Абсолютный размер потерь от брака (стр. 3+стр.4 – стр.5 - стр.6), руб.
8. Товарная продукция по производственной себестоимости, руб.
9. Относительный размер брака (стр.3/стр.8),% 0,075 0,075
10. Относительный размер потерь от брака (стр.7/стр.8),% 0,06 0,035

Практическая работа 5 (3 ч)

Задание

1. В виде таблицы представьте последовательность процедур сертификации производства для выбранного конкретного предприятия.

Список рекомендуемой литературы Основная

1. Салимова Т.А. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2012. – 414 с.

2. Управление качеством: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др..; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 334 с.

3. Мазур И.И. Управление качеством. – М.: Высшая школа, 2014. – 334 с.

Дополнительная

1. Аристов О.В. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. - 240 с.

2. Басовский Л.Е. Управление качеством. -М. :ИНФРА-М, 2010. – 212 с.

3. Миронов М.Г. Управление качеством. - М.: Проспект, 2012. – 288 с.

4. Никифоров А.Д. Управление качеством. – М.: Дрофа, 2012. – 272 с.

5. Чупилин А.И. Управление качеством. – М.: Дашков и К, 2012. – 156 с.Качество и конкурентоспособность

Задание №1 (понедельник - вторник)

Основные составляющие качества деятельности предприятия

Цель: рассмотреть многоаспектность понятия «качество».

Вопросы семинарского занятия

1. Раскройте содержание основных этапов осознания сущности категории «качество».

2. В каких значения Аристотель рассматривал категорию «качество»?

3. Поясните различия в понимании категории «качество» в трактовке Г. Гегеля и Ф. Энгельса.

4. Приведите известные Вам типы качества.

5. Приведите определение категории «качество», содержащееся в ГОСТ Р ИСО 9000:2001. В чем заключается его отличие от других определений данного понятия.

6. Поясните содержание основных терминов, относящихся к области управления качеством.

7. Определите основные составляющие качества деятельности организации и в виде графа представьте их взаимосвязь.

Наши рекомендации