Развитие человеческихресурсов
Развитие человеческих ресурсов – это деятельность, направленная на развитие потенциальных способностей работников с целью их постоянного роста и развития. Набор подходящих людей в организацию является началом этой деятельности. Для блага организации руководство должно постоянно работать над всемерным повышением потенциала кадров. Развитие кадров, повышение потенциала приводит к росту производительности труда, прибыльности организации.
Для развития человеческих ресурсов используют методы: профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе; оценка производственной деятельности; система вознаграждения; профессиональная подготовка, обучение, стажировка, повышение квалификации и переквалификация (переподготовка).
Адаптация – процесс приспособления работника к условиям новой для него среды, в том числе и в случае ее изменения.
Обучение – обеспечивает развитие принятых на работу людей, их знаний, умений, навыков, необходимых для хорошего выполнения работы. Обучение не является чем-то внешним по отношению к основной функции организации и играет объединяющую роль в достижении организацией основных стратегических целей.
Повышение квалификации и переквалификация являются системати- ческим процессом изменения поведения персонала через передачу им новых знаний, умений, раскрытие способностей, опыта, чтобы его деятельность адекватно отвечала нуждам организации и способствовала ее конкурентности, выживаемости, развитию. Повышение квалификации и переквалификация – это многоступенчатый процесс, включающий оценку потребностей организации в персонале и составление программ обучения, проведение собственно квалификации и переквалификации, оценку результатов проведения квалификации и переквалификации.
Известны две основные формы проведения повышения квалификации и переквалификации: на рабочем месте и вне рабочего места. Алгоритм действий по повышению квалификации и переквалификации персонала заключается:
· в выявлении требований по знаниям и умениям по конкретной должности;
· выявлении уровня фактических знаний иумений;
· составлении программыобучения;
· организации процессаобучения.
Управление карьерой – важная составляющая управления персоналом. Под деловой карьерой понимают продвижение работника по служебной иерархии или последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а также восприятие человеком этих этапов. Карьера в широком смысле – последовательность развития человека в трудовой и творческой жизни.Понятие «карьера» связывается с трудовой, профессиональной деятельностью человека. С точки зрения степени овладения человеком профессиональным опытом, в конкретном виде деятельности можно выделить профессиональную и должностную карьеру.
Профессиональная карьера характеризует уровень развития и степень реализации профессиональных способностей человека, качественное состояние его профессионального опыта. Профессиональная карьера должна служить основой для должностнойкарьеры.
Должностная карьера – перемещение работника как по вертикали, так и по горизонтали должностной структуры в организации. Это форма реализации профессиональных возможностей человека.
Управление профессиональной карьерой – целенаправленная Дея- тельность кадровой службы по развитию профессиональных способно- стей человека, накоплению им профессионального опыта и его рациональ-
ное использование как в интересах сотрудника, так и в интересах организации.
Управление профессиональной карьерой – это всего лишь помощь персоналу в достижении его целей в профессиональном развитии, в стремлении сделать личную карьеру и реализовать свои способности.
Техника управления карьерой включает:
· изучение и выявление потребностей организации в персонале(кого,
когда, сколько);
· оценку способностей и личностных качествперсонала;
· разработку вариантов планирования использованиясотрудника;
· индивидуальную беседу с сотрудником, обсуждение предложенного варианта его планового использования (согласование, коррекция планакарьеры);
· разработку и утверждение плана карьеры и профессионального развития руководителем организации и ихреализацию;
· контроль за ходом выполнения планакарьеры.
План карьерного роста – это документ, в котором представлен вариант (варианты) должностного перемещения специалиста в организации. Он включает и основные положения плана профессионального развития сотрудника. План карьеры может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным.
Основной метод оценки деятельности работника – аттестация – это определение эффективности выполнения возложенных на него обязанностей.
Основные задачи аттестации:
· определение служебного соответствия работника занимаемой должности;
· выявление перспективы использования потенциальных способностей и возможностейработника;
· стимулирование роста профессиональной компетенцииработника;
· определение направлений повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовкиработника;
· внесение предложений о перемещении кадров, освобождении работника от должности (увольнение), а также переводе на более (или менее) квалифицированнуюработу.
По результатам аттестации работника аттестационная комиссия делает одно из заключений: соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год; не соответствует занимаемой должности.
При оценке деятельности работника используются различные методы:
· аналитическая оценка: аттестационная комиссия рассматривает письменную характеристику – отзыв на работника и проводит с ним собеседование;
· система оценок, где подсчитывается общее число набранных баллов, процентов, очков (рейтинг, рейтинговаяшкала);
· ранжирование («выстраивание» персонала по ранжиру): в результате ранжирования руководитель (аттестационная комиссия) может сравнивать сотрудников между собой с последующимивыводами;
· ситуативная оценка – в качестве шкалы для оценки используется описание демонстрируемого поведения работника в конкретной ситуации, для чего разрабатывается описание эффективных и неэффективных примеровработ;
· оценка по достижению целей – метод эффективен для управляющего персонала. Отличительные черты: ориентация на выполнение конкретной цели; концентрация на определенных целях; установка на общие цели с тем, чтобы убедиться, что персонал воспринимает ошибки как личные проблемы.
Все более популярным методом (особенно для руководителей) становится метод оценки по достижению целей, который по существу становится составной частью системы управления организацией по целям.