Выбор структуры управления для проекта
Как выбрать организационную структуру, наиболее отвечающую целям и условиям осуществления проекта? Вы можете сделать это, используя следующую таблицу для оценки вашего варианта:
Таблица 2
Критерии выбора | Функциональная | Матричная | Проектная |
Степень неопределенности условий реализации проекта | Низкая | Высокая | Высокая |
Технология проекта | Стандартная | Сложная | Новая |
Сложность проекта | Низкая | Средняя | Высокая |
Сложность проекта | Короткая | Средняя | Большая |
Масштаб проекта | Малый | Средний | Крупный |
Важность проекта | Не очень важный | Средней важности | Очень важный |
Взаимозависимость между отдельными частями проекта | Низкая | Средняя | Высокая |
Критичность фактора времени (обязательства по срокам завершения работ) | Низкая | Средняя | Высокая |
Взаимосвязь и взаимозависимость проекта от организаций более высокого уровня | Высокая | Средняя | Низкая |
Резюме
В данной главеВы познакомились с особенностями основных типов организационных структур, их преимуществами и недостатками. Надеемся, что представленный материал, а также представленный подход позволят Вам эффективно выбирать организационные структуры для Ваших будущих проектов.
Глава 3 Менеджер и команда проекта
Введение
Менеджер проекта - ключевая фигура в УП. В этой главе Вы познакомитесь с ролью, задачами и функциями менеджера проекта в Управлении проектами.
В управлении проектов нашли свое наиболее полное воплощение все известные формы групповой работы и группового управления. Из этой главы Вы также узнаете о том, каким образом создается и как работает команда проекта.
Роль, задачи и функции менеджера проекта
Менеджер проекта - главная фигура в процессе управления проектом. При различным схемах реализации проекта на эту позицию может быть назначен либо представитель организации, реализующей проект, либо представитель заказчика.
Заказчик, инвестор делегируют менеджеру проекта полномочия по руководству проектом: планированию, контролю и координации работ всех участников проекта. Более точно и детально состав функций и полномочий руководителя проекта определяется контрактом, заключаемым с заказчиком.
Главная забота менеджера проекта заключается в том, чтобы проект достиг своих целей при соблюдении установленных сроков, бюджета и качества.. Основным инструментом менеджера является принятие решений с использованием технологии, основанной на двух законах Управления проектами:
Первый закон. Все решения направлены на достижение целей проекта.
Второй закон.Управлять можно только оставшейся частью проекта.
Отсюда следует, что цели проекта должны быть ясными и приняты всеми, кто отвечает за выполнение проекта. Кроме этого, все решения должны концентрироваться на оставшейся части проекта.
Как завершить работы вовремя в пределах бюджета?
Если срок завершения работы - завтра, то это очень простой вариант. Нам известно, что осталось сделать, кто и как это будет делать. Если у нас достаточно денег и сама работа по проекту может быть выполнена в оставшееся время, то менеджер проекта должен обеспечить:
· хороший план для выполнения оставшихся работ;
· исполнителей, знающих план работы и выполняющих его;
· необходимую сумму денег и время.
В случае выполнения менеджером всех перечисленных пунктов проектные цели будут достигнуты. Трудность для менеджера состоит в том, что будущее полно неопределенности. И оно предсказуемо, если до окончания работ остался один день. Если три месяца или три года - то может, и скорее всего произойдет множество непредусмотренных событий.
Именно поэтому менеджер проекта должен предусмотреть достаточные резервы денег и времени для компенсации отклонений, возникающих из-за всяких неожиданностей.
Функции менеджера проекта
Функции менеджера проектапо управлению проектом в наиболее обобщенном виде, по версии специалистов из PMI, уже упоминались ранее, здесь мы лишь напомним Вам их:
1. Базовые функции:
· Предметная область
· Качество
· Время
· Стоимость
2. Интегрированные функции:
· Надежность и риск
· Трудовые (людские) ресурсы
· Контракты (материально-техническое - закупки, поставки)
· Коммуникации и информация.
Наши российские специалисты предлагают различные версии функций менеджера проекта в зависимости от типа проекта и организационной структуры в рамках, которой реализуется проект. В качестве примера ниже мы приводим один из вариантов основных функций менеджера проекта (сфера - строительство):
· Оказание консультационной помощи заказчику;
· Выбор проектировщиков и подрядчиков;
· Организация предпроектных работ и разработка задания на проектирование;
· Подготовка документов на заключение контрактов;
· Оформление договора на поставку материалов;
· Планирование, составление сетевых графиков и календарных планов;
· Контроль за стоимостью, сроками и качеством строительства;
· Ввод объекта в эксплуатацию.
Следует отметить еще два важных момента, имеющих отношение к роли и месту менеджера проекта внутри компании.
Позиция менеджера проекта в большинстве организаций была не очень привлекательной для многих специалистов, имеющих необходимую квалификацию в УП. И это происходило из-за того, что принято считать: карьера может быть сделана только в функциональной сфере. В этой сфере человек находится на конкретном месте служебной лестницы, позиция менеджера проекта не имеет таких же определенных шансов на успех. И тем не менее с ростом слияний и разделений компаний, сокращением уровней управления во многих крупных структурах, с появлением новых направлений бизнеса и многими другими изменениями в России - популярность и привлекательность позиции менеджера проекта безусловно увеличилась.
Второй момент относится к причинам, тормозящим продвижение методов управления проектами в организациях. Многие руководители предприятий по-прежнему очень не охотно делегируют реальные полномочия менеджерам проектов и передают им необходимую для полноценного управления проектом служебную информацию. В ответ на это менеджеры проектов часто исключают из планов проектов те операции или вопросы, по которым у них из-за недостатка полномочий или информации могут возникнуть проблемы.
Для эффективного управления проектами, по мнению некоторых зарубежных специалистов, необходим менеджер особого типа. В основном это очень коммуникабельный человек, дальновидный и ясно мыслящий, умеющий слушать других, создавать атмосферу коллективности.