Работа поста в боевом режиме
15.С началом ведения разведки командир батальона (батареи) совместно с командиром роты (начальником расчета) и оператором анализируют воздушную и радиоэлектронную обстановку, отображаемую на экранах ИВО.
При появлении на экранах ИВО радиолокационных от меток от РЛС ДР 1Л13 (см. табл. 10) командир роты (начальник расчета) приступает к опознаванию воздушных объектов, используя соответствующие режимы работы НРЗ (изделия 64).
Общее опознавание объектов производится во II режиме VII диапазона волн (имитостойком режиме). Самолеты (вертолеты), отвечающие на запрос в этом режиме, принимаются за свои. Если на запрос в этом режиме ответа не последовало, производится опознавание в I режиме III диапазона волн. Принадлежность воздушного объекта, ответившего на запрос в этом режиме, уточняется запросом в режиме «Контрольное опознавание». Если в этом режиме ответа не последует, воздушный объект принимается за свой самолет (вертолет).
За самолеты (вертолеты) противника принимаются воздушные объекты, не отвечающие на запросы во II режиме VII диапазона волн и в I режиме III диапазона волн работы НРЗ и отвечающие в режиме «Контрольное опознавание».
Обнаружив и опознав воздушный объект, командир роты (начальник расчета) по запросу полярных координат (см. п. 6 табл. 5) определяет его дальность и азимут и докладывает командиру батальона (батареи): «Есть цель, азимут 00—00, дальность 000, чужая (своя)».
Для определения государственной принадлежности воздушных объектов с помощью НРЗ РЛС 1Л13 в имитостойком режиме (режиме гарантированного опознавания) командир роты (начальник расчета) обязан:
- на пульте Д256 (рис. 3) тумблер РЕЖИМЫ ИЗД 64 РАБ в верхнее положение, при этом должен светиться транспарант РАБ;
-нажать на пульте Д256 кнопку II РЕЖИМЫ ИЗД 64 РЛ1, при этом должна загореться соответствующая сигнальная лампа;
-установить на пульте Д256 тумблер IIIД—VIIД в положение VIIД;
-нажать и удерживать кнопку ГО на пульте Д251 на время прохождения линией развертки ИВО отметки эхо-сигнала. При этом рядом с отметкой эхо-сигнала (первичной отметкой) должна появиться отметка опознавания «свой», если эхо-сигнал принадлежал своему самолету (вертолету), а возле вторичной отметки — признак гарантированного опознавания «одиночный свой» (см. табл. 10).
Для включения I режима III диапазона волн необходимо установить на пульте Д256 тумблеры РЕЖИМЫ ИЗД 64 РАБ в верхнее положение, затем нажать кнопку I РЕЖИМЫ ИЗД 64
Рис. 3 Пульт управления Д 256
РЛ1, установить тумблер IIIД— VIIД в положение IIIД, нажать и удерживать на пульте Д251 кнопку 00.1 переключателя ОГП на время прохождения линией развертки ИВО отметки эхо-сигнала, по которой производится опознавание.
Режим «Контрольное опознавание» включается путем нажатия кнопки II РЕЖИМЫ ИЗД 64 РЛ1 на пульте Д2.56 и установки тумблера IIIД—VIIД в положение IIIД. При подходе линии развертки ИВО к отметке эхо-сигнала необходимо нажать на переключателе ОГП пульта Д251 кнопку КЗ и удерживать ее на время прохождения линией развертки данной отметки.
Если радиолокационная отметка будет принадлежать воздушному объекту противника, после опознавания рядом со вторичной отметкой РЛС 1Л13 высветится признак «одиночный чужой» (см. табл. 25).
Опознавание воздушных объектов производится и в тех случаях, когда по их отметкам будут завязываться трассы с признаком «неопознанный» (см. табл. 10).
16.При опознавании командир роты (начальник расчета), анализируя первичные отметки (их конфигурацию и скорость перемещения), уточняет состав и тип цели. Если первичная отметка имеет большие размеры, изрезана и меняет свою конфигурацию, то она в своем составе может содержать несколько воздушных объектов (одиночных целей).
Уточненный состав и тип цели записываются в формуляр сопровождаемой трассы с помощью пульта Д251 (см. пп. 13, 14 табл. 6).
17.О появлении трасс целей и своих самолетов (вертолетов) на экранах ИВО от РЛС 1Л13 и РЛП с ПОРИ-ПМ2 командир батальона (батареи) докладывает на КП, используя канал ТЛФ- и ТЛК-связи. По каналу ТЛФ-связи он сообщает: «Такой-то (позывной), есть цели (цель), азимут 00-00, дальность 000» или «Такой-то (позывной), есть цели (цель), направление такое-то». По каналу ТЛК-связи информация о появлении целей и своих самолетов (вертолетов) передается сигналом в виде донесения на команду общего типа (см. ст. 7).
Одновременно с докладом командир батальона (батареи) дает указание боевому расчету о передаче РЛИ на КП (на оповещение) по каналу ТЛК-связи.
Для выдачи информации на КП по реальной трассе цели командир батальона (роты, батареи), начальник расчета, оператор обязан (см. п. 2 табл. 6):
-набрать на цифровом переключателе пульта Д251 номер сопровождаемой цели;
-нажать и отпустить кнопку ОЗП на переключателе КОМАНДЫ УПРАВЛЕНИЯ пульта Д251.
Информация по трассам своих самолетов (вертолетов) на КП выдается в автоматическом режиме (без вмешательства оператора).
Контроль за выдачей РЛИ на КП осуществляется по изменению данных в формуляре цели. При выдаче РЛИ в формуляре каждой трассы пропадает признак источника.
18.C началом массированного (сосредоточенного) удара воздушного противника разведка в батальоне (радиолокационном посту) ведется всеми постами (станциями) с максимальной интенсивностью. В РЛП с П0РИ-ПМ1 в этот период совместно с РЛС ДР 1Л13 обзор воздушного пространства будут вести РЛС КО типа 9С15МВ (МТ) и РЛС СО типа 9С19М2.
Решение на включение РЛС БР принимает командир батальона (батареи) на основе оценки воздушной и радиоэлектронной обстановки и указаний командира ртбр (зрбр).
Командиру радиолокационной роты с П0РИ-ПМ1 задачу на усиление разведки командир батальона ставит непосредственно, а командирам радиолокационных рот с ПОРИ-ПМ2 — по каналам ТЛФ- и ТЛК-связи. По каналу ТЛК-связи задача ставится командами общего типа, для чего командир батальона обязан:
-определить по переговорной таблице код соответствующей команды общего типа;
-нажать и отпустить кнопку 2Z на пульте Д251;
-набрать на цифровом переключателе пульта Д251 код команды и номер абонента (№аб = 2 для ПОРИ-ПМ2 с № 1, №аб = 3 для П0РИ-ПМ2 с №2, №аб = 4 для ПОРИ-ПМ2 с № 3);
-вывести с помощью шарового датчика ЭМ в нужную точку экрана ИВО (обычно в радиусе 50 км);
-нажать и отпустить кнопку ◊ на пульте Д251.
Например, если в переговорной таблице число 16 соответствует команде «Включить РЛС БР и усилить разведку в западном направлении», команды общего типа для передачи на ПОРИ-ПМ2 № 1, 2, 3 соответственно примут вид:
2Z 162;
2Z 163;
2Z 164.
Полученные донесения на команды общего типа отобразятся на ТО МП200М (см. сообщения 34, 35, 36 табл. 9).
19.До начала передачи команды на включение РЛС БР командир батальона дает указание оператору на продолжение сопровождения трасс целей от РЛС ДР и постов ПОРИ-ПМ2 и их выдачу на КП. С этой целью оператор на своем АРМ должен нажать и отпустить кнопки СБРОС, РЛЗ, П2.1, П2.2, П2.3 и 1Л13.
В дальнейшем оператор выполняет операции по выдаче РЛИ в соответствии со ст. 17.
После передачи команды на включение РЛС БР командир роты (начальник расчета) вводит в ЭВМ директивы вида Д340 ◊, Д351 ◊ и Д30111111111111 ◊ (см. табл. 2, 5) и совместно с командиром батальона (батареи) приступает к анализу воздушной и радиоэлектронной обстановки. Особое внимание при этом он уделяет областям группирования ложных отметок и завязываемым по ним трассам.
При обнаружении на экране ИВО большого количества ложных отметок и трасс командир роты (начальник расчета) подает команду на РЛС боевого и дежурного режимов для принятия мер по отстройке от ложной информации. Если ложные отметки (трассы) не будут устранены, на области их группирования устанавливаются зоны запрета.
Внимание! До установления зон запрета отмена запрета передачи РЛИ на КП по всем целям не допускается. Зоны запрета по своим размерам должны быть больше областей или равны областям группирования ложных отметок (трасс) и не должны перекрываться между собой. Отстройка от основной массы ложных отметок в РЛС БР (9С15МВ, 9С18М1, 9С19М2) происходит в течение нескольких обзоров.
20.Для установки зон запрета необходимо:
-ввести в ЭВМ директиву вида Д1302 ◊ ;
-набрать на цифровом переключателе пульта Д251 число 11 (первая зона) или 12 (вторая зона);
-подвести с помощью ШД электронный маркер к левой верхней границе области группирования ложных отметок и трасс;
-нажать и отпустить кнопку ВЗ переключателя 9С19М2;
-подвести с помощью ШД электронный маркер к правой верхней границе области группирования, нажать и отпустить кнопку ВЗ;
-подвести электронный маркер к нижней правой границе области группирования, нажать и отпустить кнопку ВЗ;
-подвести электронный маркер к нижней левой границе области группирования, нажать и отпустить кнопку ВЗ.
Зоны запрета отобразятся на экранах ИВО в виде четырехугольников.
Для сброса зон запрета на пульте Д251 набрать номер зоны (01 или 02), нажать и отпустить кнопку ВЗ.
21.После установки зон запрета командир батальона (батареи) дает указание командиру роты (начальнику расчета) и оператору на обработку РЛИ в этих зонах, нажимает и отпускает на пульте Д251 кнопки ОЗП, СБРОС и КП.
При нажатии кнопки ОЗП отменяется запрет выдачи РЛИ на КП вне зон запрета, а при нажатии кнопок СБРОС и КП с экрана ИВО АРМЗ исчезает первичная РЛР1, в том числе и ложные отметки (трассы), и начинают высвечиваться трассы тех целей и своих самолетов (вертолетов), которые выдаются на КП без признака источника.
22.Обработка РЛИ в зонах запрета заключается в обнаружении и сопровождении истинных отметок и трасс на фоне ложных отметок и трасс, а также выдаче истинных трасс целей на КП (оповещение). Трассы целей и своих самолетов (вертолетов) вне зон запрета только корректируются.
Получив команду на обработку РЛИ в зонах запрета, командир роты (начальник расчета) и оператор вызывают на отображение РЛИ от РЛС ДР и БР, для чего на пульте Д251 нажимают и отпускают кнопки СБРОС, РЛ1, РЛ2, РЛЗ и 1Л13, затем после отображения РЛИ на экранах ИВО тщательно анализируют характер отметок и завязываемых по ним трасс, используя укрупненные масштабы ИВО (50 или 100км). Обнаружив истинную трассу цели, командир роты (начальник расчета, оператор) докладывает командиру батальона (батареи): «Есть цель, номер такой-то» — и по его указанию выдает данную трассу на КП (оповещение).
Для выдачи трассы цели на КП необходимо (см. п. 2 табл. 6):
-набрать на пульте Д251 номер обнаруженной трассы цели;
-нажать и отпустить кнопку ОЗП переключателя КОМАНДЫ УПРАВЛЕНИЯ.
Если в процессе дальнейшего анализа воздушной обстановки командир роты (начальник расчета, оператор) убедится, что выданная на КП трасса является ложной, он немедленно докладывает об этом командиру батальона (батареи) и с его разрешения вводит по данной трассе запрет передачи, для чего (см. п. 1 табл. 6) на пульте Д251 набирает номер трассы цели, нажимает и отпускает кнопку ЗП. После нажатия этой кнопки трасса должна сняться с сопровождения и отображения.
23.Для обнаружения - истинных отметок и трасс командир роты (начальник расчета, оператор) использует, характерные признаки ложных отметок и трасс. Как правило, ложные отметки и трассы от местных предметов являются малоподвижными, располагаются близко к центру экрана ИВО и имеют малые значения высот. Они практически не оставляют следов после свечения в течение нескольких обзоров РЛС.
От метеообразований ложные отметки и трассы имеют различные высоты, скорости и направления перемещения. Основная масса таких отметок поступает от РЛС БР типа 9С15МВ, 9С18М1 и 9С19М2. При этом их интенсивность зависит от времени суток и состояния облачности. От РЛС 1Л13 таких отметок обычно не поступает. Поэтому одним из эффективных способов распознавания ложных отметок и траса от метеообразований является использование РЛИ от РЛС 1Л13.
Ложные отметки и трассы, полученные в результате обнаружения снарядов РСЗО и ЗУР, а также разрывов ЗУР и обломков пораженных целей, как правило, наблюдаются от всех источников РЛИ, во всех диапазонах высот и скоростей действия воздушного противника. Поэтому данные отметки и трассы требуют особого внимания операторов при обработке РЛИ в зонах запрета.
24.Командир батальона (батареи) после нажатия кнопок ОЗП, СБРОС и КП устанавливает зону автозахвата, анализирует распределение целей (пеленгов) в налете по направлениям, высотам и скоростям, уточняет сектора ответственности и приоритетность для РЛП (РЛС), следит, за непрерывностью автосопровождения трасс целей и своих самолетов (вертолетов), обеспечивает пропускную способность батальона (поста), управляет выдачей РЛИ на КП, наблюдает за действиями своей авиации и соблюдением ею установленного режима полета, дополняет выдаваемую РЛИ на КП полетной информацией.
25.Зона автозахвата устанавливается в пределах полосы (сектора) ответственности разведки батальона (поста). По ширине она должна превышать полосу (сектор) ответственности на величину полос приема и передачи целей (секторов перекрытия), а по дальности — быть равной масштабу экрана ИБО (400 км). В пределах полосы автозахвата отметки от целей и своих самолетов (вертолетов), а также ложные отметки берутся на автосопровождениё с помощью ЭВМ или оператором, а вне зоны автозахвата они могут сопровождаться только оператором (вручную).
Для установки зоны автозахвата необходимо:
-набрать на пульте Д251 число 13;
-вывести с помощью ШД электронный маркер в первую точку экрана ИВО и нажать кнопку ВЗ;
-вывести с помощью ШД электронный маркер в остальные три точки экрана ИВО и после каждого вывода нажать кнопку ВЗ.
Зона автозахвата на ИВО высветится в виде четырехугольника.
Для сброса зоны автозахвата необходимо набрать на пульте Д251 число 03 и нажать кнопку ВЗ.
26.Распределение целей (пеленгов) в налете по направлениям, высотам и скоростям определяется по данным, содержащимся в формулярах сопровождаемых целей.
Для запроса формуляра сопровождаемой цели необходимо (см. п. 5 табл. 5) на пульте Д251 набрать номер этой цели, нажать и отпустить кнопку Ф на переключателе ВЫЗОВ. На ТО отобразится полный формуляр сопровождаемой цели (см. сообщение 92 табл. 9).
Для выдачи на ТО более полных характеристик по сопровождаемой цели с помощью пульта Д251 ввести в ЭВМ директиву вида Д57 ЦЦР ◊ (см. табл. 2). После ее ввода на ТО будут выдаваться и 'Периодически обновляться основные характеристики цели или пеленга (см. сообщения 93, 98 или 99 табл. 9). При вводе в ЭВМ директивы вида Д57 ЦЦО ◊ на ТО отобразится скорость цели по высоте. Этот признак используется для распознавания целей, летящих по баллистическим (аэробаллистическим) траекториям или совершающих маневр по высоте.
27.Сектора ответственности для РЛП (РЛС) командир батальона (батареи) уточняет с учетом распределения целей по направлениям и высотам их полета, а также с учетом зоны (сектора) ответственности разведки батальона (поста). Для РЛП с ПОРИ-ПМ1 командир батальона сектор ответственности назначает со своего АРМ, выполняя операции согласно ст. 92.
Сектора ответственности для РЛС БР 9С15МВ (МТ) и 9С19М2 командир роты (начальник расчета) устанавливает в соответствии с п. 1 (см. табл. 2, 4).
28.Для уточнения приоритетности РЛП с ПОРИ-ПМ2 командир батальона должен нажать на пульте Д251 кнопки П2.1, П2.2, П2.3 и проанализировать отображаемую РЛИ. Если трасс целей от ПОРИ-ПМ2 с № 1 (признак источника |1|) будет больше, ему присваивается первый приоритет. Аналогично присваивается второй и третий приоритеты.
Для уточнения приоритетности РЛС КО командир роты (батареи, начальник расчета) должен нажать на пульте Д251 кнопки СБРОС, РЛ1, РЛЗ и 1Л13 и проанализировать отображаемую РЛИ. Если трасс с признаком источника Д (К) будет больше, предпочтение по приоритетности автозахвата трасс отдается дополнительной (основной) РЛС кругового обзора.
Ввод в ЭВМ измененных приоритетов для источников РЛИ осуществляется согласно ст. 90.
После уточнения приоритетности источников РЛИ командир батальона (батареи) восстанавливает ранее отображаемую информацию на экране ИВО своего АРМ. Для этого он должен нажать и отпустить на пульте Д251 кнопки СБРОС и КП.
29.Непрерывность сопровождения трасс целей и своих самолетов (вертолетов) достигается путем их ручной коррекции и введения признаков начала и конца маневра. Ручная коррекция сопровождаемых трасс целей производится в случае маневра целей, их вхождения в область интенсивных помех или в область пространства, на которую оператором РЛС БР установлен бланк.
Для ручной коррекции, трассы цели (предотвращения ее сброса и неверного сопровождения) необходимо:
-набрать на пульте Д251 номер цели, трассу которой требуется скорректировать;
-нажать кнопку КОРР на пульте Д251 и, удерживая ее, совместить электронный маркер с отметкой от цели; отпустить кнопку КОРР. При необходимости операции по коррекции повторяются.
Введение признаков начала и конца маневра цели повышает вероятность правильного ее сопровождения. Начало и конец маневра по данной трассе определяются визуально. Для ввода признаков маневра необходимо (см. пп. 11, 12 табл. 6):
-набрать на пульте Д251 номер цели;
-нажать и отпустить кнопки НМ и КМ на переключателе КОМАНДЫ УПРАВЛЕНИЯ пульта Д251.
30.Обеспечение пропускной способности батальона (поста) достигается исключением избыточности РЛИ (одна и та же цель может сопровождаться несколькими источниками) и группированием трасс целей (своих самолетов и вертолетов).
Исключение избыточности РЛИ и группирование трасс производится в случае появления в зоне (секторе) ответственности разведки целей и своих самолетов (вертолетов), а также ложных целей, превышающих возможности ПОРИ-ПМ1 по их сопровождению и выдаче на КП (№ Ц>50). В первую очередь снимаются с сопровождения трассы ложных целей. Общее количество целей, находящихся в зоне (секторе) ответственности, командир батальона (батареи) определяет по номерам сопровождаемых трасс и по докладам операторов (командира роты, начальника расчета, оператора).
31.Для исключения избыточности РЛИ командир батальона обязан:
-вызвать на ТО формуляр сопровождаемой цели (см. п. 5 табл. 5);
-выявить (путем анализа сообщения 92), какими источниками данная цель сопровождается одновременно;
-передать команды по целям на РЛП с ПОРИ-ПМ2 на снятие с сопровождения (продолжение сопровождения) данной цели (команда по цели на РЛП с ПОРИ-ПМ1 передается непосредственно);
-принять донесения на команды по целям и проконтролировать их выполнение.
Выявить избыточность РЛИ можно и с помощью ввода в ЭВМ директивы вида Д44 РЦЦ ◊ (см. табл. 1 и сообщение 85 табл. 9).
32.Для передачи на РЛП с ПОРИ-ПМ2 команд по целям командир батальона обязан:
-определить по переговорной таблице код команды по цели;
-набрать на пульте Д251 номер трассы цели, которую должен снять с сопровождения (продолжить сопровождение) данный ПОРИ-ПМ2;
-нажать и отпустить кнопку 2Z на пульте Д251;
-набрать на пульте Д251 число, соответствующее коду команды по цели и номеру абонента (№аб = 2, 3, 4 соответственно для ПОРИ-ПМ2 с № 1, 2, 3);
-нажать и отпустить кнопку ◊ на пульте Д251.
Контроль за правильностью набора команд по целям осуществляется по информации, отображаемой на ТО (см. сообщения 39, 40, 41 табл. 24).
Принятые донесения на команды по целям отображаются на ТО (см. сообщения 42, 43, 44 табл. 9).
33.Для группирования трасс целей (своих самолетов и вертолетов) используются определенные признаки групповой цели: направление вектора скорости и величина скорости цели, госпринадлежность цели и ее компактность (размер по фронту, глубине и высоте).
Трассы одиночных целей можно объединить в трассу групповой цели, если направления их векторов, скорость полета и госпринадлежность будут совпадать, а разница в расстояниях по фронту, глубине и высоте незначительна.
Направления векторов скоростей определяются визуально на экранах ИВО, а высота и скорость полета — по данным, отображаемым на табло (см. пп. 5, 6 табл. 5).
Для определения расстояний между соседними трассами по фронту и глубине командир батальона (батареи) обязан:
-установить с помощью ШД электронный маркер в точку цели первой трассы, нажать и отпустить кнопку ∆Д на пульте Д251;
-установить ЭМ в точку цели соседней трассы, нажать и отпустить кнопку ∆Д.
После этого на ТО высветится сообщение 28 (см. табл. 9).
Разность скоростей, высот и расстояний между соседними трассами можно определить путем ввода запроса полетной информации по парам целей (см. пп. 10, 11 габл. 23). При вводе запроса полетной информации (директив вида Д41 СС ЧЧ ◊, Д42 СС ЧЧ ◊ , Д43 СС ЧЧ ◊) вместо номера трассы своего самолета (СС) необходимо вводить номер трассы соседней цели (ЧЧ). Аналогично заменяется номер ЧЧ на номер СС в отношении ввода запроса полетной информации по парам своих самолетов (вертолетов).
34.Объединив несколько трасс целей в одну групповую, командир батальона (батареи) оставляет на сопровождении только одну трассу (обычно трассу головной цели) с тем же номером, но с измененным формуляром.
Остальные трассы снимаются с сопровождения.
В формуляре прежней трассы (трассы головной цели) указывается количество одиночных целей в группе (см. п. 13 табл. 6), равное количеству объединенных трасс.
Для снятия трасс одиночных целей с сопровождения командир батальона (батареи) должен набрать на пульте Д251 номер каждой трассы, нажать и отпустить кнопку СТ на переключателе КОМАНДЫ УПРАВЛЕНИЯ, подать команды на снятие с сопровождения одиночных целей постами ПОРИ-ПМ2 (см. ст. 147) или постом П0РИ-ПМ1 (командиром роты, оператором). Аналогичным образом снимаются с сопровождения и трассы ложных целей.
35.Управление выдачей РЛИ на КП осуществляется своевременным вводом в ЭВМ команд управления по отмене (запрету) передачи информации по всем или отдельным целям (см. пп. Г—4 табл. 6) и директив по выдаче (запрещению) экстраполированных координат по сопровождаемым целям (см. пп. 15, 16 табл. 6).
В процессе управления выдачей РЛИ командир батальона (батареи) может изменять признаки госпринадлежности целей, их номера, состав и тип (см. пп. 7—10, 13, 14 табл. 6).
Для перенумерации трасс целей командир батальона (батареи) должен ввести в ЭВМ директиву вида Д45 СС НН ◊ (см. табл. 2).
36. В режиме экстраполяции передаются, как правило, координаты скоростных целей и целей, маневрирующих по высоте. Указания о передаче всех или отдельных целей в режиме экстраполяции могут поступать с КП в виде команд по целям, которые на ИВО отображаются в формулярах соответствующих целей (см. табл. 10), а на ТО — в виде сообщения 37 (см. табл. 9).
Для передачи донесений на команды по целям командир батальона (батареи) обязан:
-определить по переговорной таблице код донесения;
-набрать на пульте Д251 номер цели, в формуляре которой высвечена команда по цели;
-нажать и отпустить кнопку 2Z на переключателе ВВОДII пульта Д251;
- на пульте Д251 число, соответствующее коду донесения и номеру абонента (для КП № аб=1);
-нажать и отпустить кнопку ◊ на пульте Д251. Набираемый текст донесения (см. сообщение 38 табл. 9) контролируется на ТО.
37.Для наблюдения за действиями своей авиации и соблюдением ею установленного режима полета командир батальона (батареи) использует информацию, отображаемую на экранах ИВО и ТО: параметры коридоров пролета и зон дежурства; параметры трасс своих самолетов и вертолетов (см. табл. 10 и сообщения 90, 92, 98, 99 табл. 9) и полетную информацию (см. табл. 8).
Ввод в ЭВМ и вызов на отображение параметров коридоров пролета и зон дежурства своей авиации осуществляются с помощью директив 13—18 .
38.Полетная информация от своих самолетов (вертолетов) запрашивается (см. табл. 8) командиром роты (начальником расчета) по указанию командира батальона (роты). Как правило, такой запрос осуществляется при нарушении своей авиацией установленного режима полета.
Запрос и получение полетной информации (бортового номера, высоты полета, запаса топлива и признака бедствия) производится с помощью аппаратуры индивидуального опознавания, установленной в РЛС 1Л13.
39.Для включения аппаратуры индивидуального опознавания и запроса полетной информации необходимо (см. табл. 8):
-установить на пульте Д256 тумблеры РАБ — ОТКЛ, НАВЕД — ОТКЛ в положения РАБ и НАВЕД (в верхнее положение), а тумблер IIIД—VIIД — в положение VIIД;
-нажать кнопку IV, VI РЕЖИМЫ ИЗД 64 РЛ1;
-нажать и отпустить на пульте Д251 кнопку РУЧ на переключателе ОГП;
-проверить канал ИО, нажав кнопку КОНТРОЛЬ на приборе 224Н, при этом на ТО при исправном канале должно высветиться сообщение КАНАЛ ИО ИСПР;
-набрать на пульте Д251 необходимый номер трассы своего самолета (вертолета);
-в момент встречи (с упреждением) линии развертки ИВО с отметкой опрашиваемого самолета (вертолета) нажать и удерживать на переключателе ОГП пульта Д251 одну из кнопок: 00.2 — для запроса бортового номера или, что то же самое, номера единого; ГО — для запроса запаса топлива, барометрической высоты и признака бедствия;
-отпустить кнопку 00.2 или ГО после прохождения линией развертки отметки своего самолета (вертолета).
При правильном запросе полетной информации на экране ИВО рядом с отметкой своего самолета (вертолета) должен появиться признак ИО (см. табл. 10), а на экране ТО — сообщения 77—80 (см. табл. 9).
При получении сообщения 80 (ТЕРПИТ БЕДСТВИЕ) в формуляре сопровождаемого самолета (вертолета) вместо признака источника будет высвечиваться символ
40.О нарушении установленного режима полета своего самолета (вертолета) командир батальона (батареи) немедленно докладывает на КП по каналу ТЛФ- и ТЛК-связи. По каналу ТЛК-связи сначала может быть передан сигнал о том, что имеется нарушение, а затем трасса своего самолета (вертолета) с признаками полетной информации. Эти признаки трассе своего самолета (вертолета) присваиваются в соответствии с пп. 4—7 (см. табл. 8).
41.При обнаружении отметок от скоростных целей или пеленгов на ПАП командир роты (начальник расчета, оператор) докладывает командиру батальона (батареи) и, не дожидаясь завязки по ним трасс с помощью ЭВМ, ставит их на автосопровождение, для чего он должен (см. пп. 4, 5 табл. 6):
-нажать на переключателе ВВОД1 пульта Д251 кнопку Ц (для цели) или П (для пеленга) и, удерживая ее, совместить электронный маркер с отображением выбранной отметки (началом пеленга) на экране ИВО и отпустить кнопку Ц или П, при этом данной цели (пеленгу) автоматически присвоится номер, который высветится в формуляре цели (пеленга);
-набрать высвеченный номер цели (пеленга) на пульте Д251;
-нажать кнопку КОРР на переключателе ВВОД1 и, удерживая ее, совместить электронный маркер с отображением переместившейся отметки от скоростной цели (переместившегося начала высветки пеленга) и отпустить кнопку КОРР.
После выполнения первого и второго вводов скоростная цель или пеленг будет сопровождаться в автоматическом режиме.
Аналогично на автосопровождение могут ставиться и другие цели.
42.С появлением на экранах ИВО пеленгов на ПАП и секторов (областей) активных (пассивных) помех (см. табл. 10) командир роты (батареи, начальник расчета) подает команду на использование расчетами РЛС технических средств защиты от помех. Если проведение технических мероприятий не снижает воздействие помех, командир роты назначает сектора замедления для РЛС 9С15МВ (МТ), вскрывает с помощью РЛС 9С19М2 помеховые направления, задает ей сектора ускоренного периодического просмотра воздушного пространства, увеличивает темп обновления (измерения) координат сопровождаемых целей.
43.Сектора замедления для РЛС 9С15МВ (МТ) устанавливаются в соответствии с пп. 2—4 табл. 2.
Отработка каждого сектора замедления на РЛС 9С15МВ (МТ) на первом обороте антенны может происходить с задержкой от установленной начальной границы сектора. Виды секторов замедления выбираются с учетом данных табл. 3.
44.Вскрытие помеховых направлений с помощью РЛС 9С19М2 осуществляется по отметкам от пеленгов на ПАП, поступающих на ПОРИ-ПМ1 от РЛС 9С15МВ (МТ) или 9С18М1. При этом пеленги на ПАП должны находиться в пределах сектора ответственности РЛС 9С19М2. Для постановки пеленга на обработку РЛС 9С19М2 командир роты (батареи, начальник расчета) должен (см. табл. 4):
-набрать на пульте Д251 соответствующий номер пеленга (№ Ц=51—65);
-нажать и отпустить кнопку ВВОД2 на переключателе 9С19М2 пульта Д251.
По поступившему целеуказанию РЛС 9С19М2 будет выдавать на ПОРИ-ПМ1 квитанцию, отображаемую на экране ИВО (см. табл. 10).
Если при вскрытии помехового направления на ПОРИ-ПМ1 завяжутся новые трассы прикрываемых помехами целей и постановщиков активных помех (по РЛИ от РЛС 9С19М2), то в дальнейшем они ставятся на обработку автоматически.
45.Для РЛС 9С19М2 с ПОРИ-ПМ1 можно назначить до 8 секторов ускоренного периодического просмотра воздушного пространства (№ С = 67—74). Они задаются в пределах сектора ответственности станции.
С помощью секторов периодического просмотра анализируются определенные области и направления воздушного пространства (зоны пассивных помех, сектора активных помех, направления наиболее вероятного появления опасных целей, в том числе скоростных, малоразмерных и низколетящих).
Для назначения РЛС 9С19М2 сектора периодического просмотра командир роты (батареи, начальник расчета) обязан:
-ввести в ЭВМ директиву вида Д21 НН КК ◊ (см. табл. 1);
-установить ЭМ к начальной границе предполагаемого сектора по дальности и азимуту;
-набрать на пульте Д251 номер задаваемого сектора (№ С = 67—74);
-нажать кнопку ВВОД З на переключателе 9С19М2 пульта Д251 и, удерживая ее в нажатом положении, установить электронный маркер и вместе с ним сектор в нужное место экрана ИВО;
-отпустить кнопку ВВОДЗ.
На экране ИВО должен появиться сектор периодического просмотра в виде четырехугольника (см. табл. 10), а на РЛС 9С19М2 по нему будет передано ЦУ. Процесс просмотра заданного сектора РЛС 9С19М2 контролируется по поступающим на П0РИ-ПМ1 квитанциям.
46.Темп обновления (измерения) координат увеличивается по наиболее важным целям, особенно скоростным и летящим по баллистическим траекториям. Эти цели могут указываться (командами по цели) с КП. Получив команду по цели, командир батальона (батареи) передает на КП донесение на команду по цели (см. ст. 151) и указывает командиру роты (начальнику расчета), по какому номеру сопровождаемой цели требуется увеличить темп обновления координат.
Для задания ускоренного темпа обновления координат по сопровождаемой цели с помощью РЛС 9С19М2 командир роты (начальник расчета) обязан:
-набрать на пульте Д251 номер сопровождаемой цели;
-нажать и отпустить кнопку ВВОД1 на переключателе 9С19М2 пульта Д251.
С помощью РЛС 9С19М2 можно увеличить темп обновления координат по 8—10 сопровождаемым целям, которые должны находиться в секторе ответственности этой станции.
47.В процессе боевой работы командир роты (батареи, начальник расчета) управляет включением НРЗ РЛС 9С15МВ (МТ), назначает сектора и программы ОГП.
Для обеспечения включения НРЗ РЛС 9С15МВ (МТ) в секторе ОГП необходимо (см. п. 8 табл. 2):
-нажать и отпустить кнопку РУЧ на переключателе ОГП пульта Д251;
-подвести ЭМ к левой границе предполагаемого сектора ОГП;
-установить режим и диапазон включения НРЗ, нажав одну из кнопок переключателя ОГП (00.1, 00.2, ГО, КЗ). Как правило, сначала (см. ст. 129) нажимается кнопка ГО, затем 00.2 или 00.1 и в конце — кнопка КЗ;
-удерживая одну из кнопок нажатой и вращая шаровой датчик в сторону увеличения сектора ОГП, установить его отображение в нужную область экрана ИВО;
-отпустить нажатую кнопку.
На последующих оборотах антенны НРЗ будет включаться в границах установленного сектора ОГП. При получении ответа от неопознанной цели в ее формуляре вместо признака источника высветится символ .
48.Программы ОГП для НРЗ РЛС 9С15МВ (МТ) назначаются в том случае, когда не предусматривается задание сектора ОГП, а управление включением НРЗ осуществляется оператором РЛС. Для задания программы ОГП (см. п. 6 табл. 2) командир роты (батареи, начальник расчета) должен:
-нажать на переключателе ОГП кнопку АВТ;
-нажать на переключателе ОГП одну из кнопок: 00.1 — для задания первой программы (первый режим, третий диапазон); 00.2—для задания второй программы (первый режим, седьмой диапазон); ГО — для задания третьей программы (второй режим, седьмой диапазон); 1МЭ — для задания четвертой программы (первый режим, седьмой диапазон; первый режим, третий диапазон); 2МЭ — для задания пятой программы (второй режим, седьмой диапазон; первый режим, третий диапазон).
Как правило, вначале задается пятая программа ОГП (нажимается кнопка 2МЭ).
49.Присвоение признака госпринадлежности сопровождаемым целям производится автоматически. Для изменения признака госпринадлежности необходимо выполнить операции в соответствии с пп. 7—10 (см. табл. 6).
50.По окончании налета воздушного противника командир батальона (батареи) передает донесения на КП о результатах боевых действий, положении и состоянии подчиненных рот (станций).
По команде с КП пост ПОРИ-ПМ1 и сопрягаемые с ним объекты могут быть переведены в готовность № 2, а часть РЛС перемещена на новые (запасные) позиции.