Пропорциональными величинами
План:
1. Упражнения в учебнике, приводящие к понятиям «прямая и обратная зависимость».
2. Формирование представлений о прямопропорциональной и обратнопропорциональной зависимости.
3. Простые задачи с тройкой пропорциональных величин и особенности работы с ними.
4. Составные задачи с пропорциональными величинами:
а) составные задачи, содержащие в качестве одной из простых задачи с тройкой пропорциональных величин;
б) задачи на нахождение четвертого пропорционального;
в) задачи на пропорциональное деление;
г) задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.
Рекомендательная литература
1. Скаткин Л.Н., Жигалкина Т.К. Обучение решению задач с пропорциональными величинами. – М.: Просвещение, 1979. – 32 с.
2. Гребенникова Н.Л. Решение задач на зависимость величин различными способами // Начальная школа. – 1999. - №2. – С. 45-49.
3. Казько Е.С. Работа с текстом задачи с пропорциональными величинами // Начальная школа. – 1998. - №5. – С. 70-74.
В начальных классах дети знакомятся с тройками пропорциональных величин: цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, общая масса и т.д. С этими величинами можно особо выделить 3 вида составных задач: на нахождение четвертого пропорционального; на пропорциональное деление; на нахождение неизвестного по двум разностям. Первый из этих видов вводится в 3 классе, а второй и третий – в 4 классе, рассмотрим особенности работы над задачами на нахождение четвертого пропорционального с величинами: цена, количество, стоимость.
На подготовительном этапе в ходе решения простых задач отрабатываются правила нахождения одной из величин по двум другим, пропорциональным ей: например, как найти цену, зная стоимость и количество. После этого можно перейти к решению составных задач.
Текст задачи
За 5 метров ткани заплатили 40 рублей. Сколько стоят 7 метров такой же ткани?
Краткая запись условия
Запись условия задач с пропорциональными величинами оформляется в виде таблицы:
Цена | Количество | Стоимость |
Одинаковая | 5 м 7 м | 40 р. ? |
Разбор
На начальном этапе разбор таких задач осуществляется аналитическим способом:
- Что известно в задаче? (Что за 5 метров ткани заплатили 40 рублей.)
- Что еще дано в условии задачи? (7 метров такой же ткани.)
- Какой главный вопрос задачи? (Сколько стоят 7 метров такой же ткани?)
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет.)
- Что для этого нужно знать? (Для того, чтобы найти стоимость, нужно знать цену и количество.)
- Количество известно, а что сказано про цену? (Что она одинаковая.)
- Как же найти цену по стоимости и количеству? (Нужно стоимость (40 р.) разделить на количество (5 м.))
- Найдя цену, как узнаем стоимость 7 метров ткани? (Цену умножим на количество метров.)
Запись решения
1 способ – по действиям с пояснением:
1) 40 : 5 = 8 (р.) – стоит 1 м ткани.
2) 8 · 7 = 56 (р.) – стоят 7 м ткани.
Ответ: 56 рублей
2 способ – составлением выражения:
40 : 5 · 7 = 56 (р.)
Ответ: 56 рублей
В дальнейшем от аналитического способа разбора можно переходить к синтетическому, а краткую запись условия можно сделать более компактной:
5 м – 40 р.
7 м - ?
Наиболее сложными задачами, которые изучаются в з классе, являются задачи, связанные с пропорциональными величинами. Рассмотрим решение этих задач на примере задачи на нахождение неизвестных по двум разностям и задачи на пропорциональное деление.
Вид задачи | На пропорциональное деление |
Условие | В магазин привезли 6 ящиков картофеля и 4 таких же ящика свеклы. Всего в магазин привезли 120 кг овощей. Сколько килограммов картофеля и сколько килограммов свеклы привезли в магазин? |
Краткая запись условия | |
Разбор задачи | Аналитический способ разбора: 1) Что известно в задаче? 2) Что нужно узнать в задаче? 3) Можем ли мы сразу ответить, сколько килограммов картофеля привезли в магазин? (Нет.) 4) Что для этого нужно знать? (Массу одного ящика и количество ящиков.) 5) Количество ящиков известно, а как можно найти массу одного ящика? (Общую массу разделить на общее количество ящиков.) 6) Как приведем общее количество ящиков? (К 6 прибавим 4.) 7) Узнав массу одного ящика, как найдем массу всего картофеля? (Массу одного ящика умножим на количество ящиков с картофелем.) 8) Как узнать массу всей свеклы? (Массу одного ящика умножим на количество ящиков со свеклой.) 9) Как можно другим способом узнать массу всей свеклы? (из общей массы вычесть массу картофеля.) |
Запись решения | Запись решения по действиям с пояснением: 1) 6 + 4 = 10 (ящ.) – привезли всего. 2) 120 : 10 = 12 (кг) – масса одного ящика. 3) 12 · 6 = 72 (кг) – привезли картофеля. 4) 12 · 4 = 48 (кг) – привезли свеклы. Ответ: 72 кг и 48 кг. |
Вид задачи | Нахождение неизвестных по двум разностям |
Условие | В магазин привезли 6 ящиков картофеля и 4 таких же ящика свеклы, причем картофеля привезли на 24 кг больше, чем свеклы. Сколько килограммов картофеля и сколько килограммов свеклы привезли в магазин? |
Краткая запись условия | Из этой наглядной записи хорошо видно, что 24 кг картофеля находятся в 2 ящиках. |
Разбор задачи | Синтетический способ: 1) Что известно в задаче? 2) Что нужно узнать в задаче? 3) Почему картофеля оказалось в магазине на 24 кг больше (Потому, что ящиков с картофелем было больше.) 4) На сколько ящиков больше? (на 2.) 5) Какой вывод из этого можно сделать? (Что 24 кг картофеля находится в 2 ящиках.) 6) Зная это, как найти массу одного ящика с картофелем? (Нужно 24 кг разделить на 2.) 7) Как теперь найти массу картофеля и массу свеклы? (Массу одного ящика умножить на количество ящиков.) |
Запись решения | Запись решения с предварительной постановкой вопросов: 1) На сколько ящиков картофеля привезли больше, чем свеклы? 6 – 4 = 2 (ящ.) 2) Какова масса одного ящика с овощами? 24 : 2 = 12 (кг) 3) Сколько килограммов картофеля привезли в магазин? 12 · 6 = 72 (кг) 4) Сколько килограммов картофеля привезли в магазин? 12 · 4 = 48 (кг) Ответ: 72 кг картофеля и 48 кг свеклы. |