Переговоры — это средство, взаимосвязь между людьми, предназначены для достижения соглашения, ког да обе стороны имеют совпадающие либо противополож ные интересы.
Переговоры предназначены в основном для того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями (в форме различ ных предложений по решению поставленной на обсуждение проблемы) получить отвечающее интересам обеих сторон соглашение и достичь результатов, которые бы устроили всех его участников. Переговоры — это менеджмент в действии. Они состоят из выступлений и ответных выступлений, вопросов и ответов, возражений и доказательств. Переговоры могут протекать легко или напряженно, парт неры могут договориться между. собой без труда, или с большим трудом, или вообще не прийти к, согласию. Поэ тому для каждых переговоров необходимо разрабатывать и применять специальную тактику и технику их ведения.
В связи с разнообразием переговоров невозможно пред ложить их точную модель.
Обобщенная схема их проведе ния имеет следующий вид
I этап II этап III этап IV этап | Подготовка переговоров |
Проведение переговоров | |
Решение проблемы (завершение переговоров) | |
Анализ итогов деловых переговоров |
Подготовка деловых переговоров. Успех переговоров всецело зависит;от
того, насколько .хорошо вы к ним подготовились. До начала переговоров
необходимо иметь. разработанную их модель:
четко представлять себе предмет переговоров и обсуж даемую проблему.
Инициатива на переговорах будет у того, кто лучше знает и понимает проблему;
обязательно составить примерную программу, сценарий хода переговоров. В
зависимости от трудности переговоров может быть несколько проектов;
наметить моменты своей неуступчивости, а также про блемы, где можно,
уступить, если неожиданно возникает тупик в переговорах;
определить для себя верхний и нижний уровни компро миссов по вопросам,
которые, на ваш взгляд, вызовут наиболее жаркую дискуссию.
Реализация данной модели возможна в том случае, если в процессе подготовки
переговоров будут изучены следую щие вопросы:
1) цель переговоров;
2) партнер по переговорам;
3) предмет переговоров;
4) ситуация и условия переговоров;
5) присутствующие, на переговорах;
6) организация переговоров.
Проведение переговоров. В практике менеджмента при проведении деловых
переговоров используются следующие основные методы:
Вариационный метод Метод интеграции Метод уравновешивания Компромиссный метод |
Вариационный Метод. При подготовке к сложным пе реговорам (например, если уже заранее можно предвидеть негативную реакцию противной стороны), выясните следу ющие вопросы:
в чем заключается идеальное (независимо от условии реализации) решение
поставленной проблемы в комплексе?
от каких аспектов идеального решения (с учетом всей проблемы в комплексе,
партнера и его предположительной реакции) можно отказаться?,
в чем следует .видеть оптимальное (высокая степень вероятности реализации)
решение проблемы при диффе ренцированном подходе к ожидаемым последствиям,
труд ностям, помехам?
какие аргументы необходимы для того, чтобы должным образом отреагировать, на ожидаемое предположение парт нера, обусловленное несовпадением интересов и их одно сторонним осуществлением (сужение или соответственно расширение
предложения при обеспечении взаимной выго ды, новые аспекты материального,
финансового, юридиче ского характера и т.д.)?
какое вынужденное решение можно принять на перего ворах на ограниченный срок?
какие экстремальные предложения партнера следует обязательно отклонить и с
помощью каких аргументов?
Такие рассуждения, выходят за рамки чисто альтерна тивного рассмотрения
предмета переговоров. Они требуют обзора всего предмета деятельности,
творчества и реали стичных оценок.
Метод интеграции. Предназначен для того, чтобы убедить партнера в
необходимости оценивать проблематику переговоров с учетом общественных взаимосвязей и выте кающих отсюда потребностей развития-кооперации; При менение этого метода, конечно же, не гарантирует достиже ния соглашения в деталях; пользоваться .им следует в тех случаях, когда, например, партнер игнорирует обществен ные взаимосвязи и подходит к осуществлению своих инте ресов с узковедомственных позиций.
Пытаясь добиться того, чтобы партнер осознал необхо димость интеграции, не упускайте, однако, из виду его законные интересы. Поэтому избегайте
нравоучительных призывов, оторванных от интересов партнера и не связан ных с конкретным предметом обсуждения. Наоборот, изло жите партнеру свою позицию и подчеркните, каких дейст вий в рамках совместной ответственности за результаты переговоров Вы от него ожидаете.
Несмотря на несовпадение Ваших ведомственных инте ресов с интересами
партнера, особо отметьте необходимость и отправные точки решения обсуждаемой на переговорах проблемы.
Метод уравновешивания. При использовании этого метода учитывайте
приведенные ниже рекомендации.
Определите, какие доказательства и аргументы (факты, результаты расчетов,
статистические данные, цифры и т.д.) целесообразно использовать, чтобы
побудить партнера при нять Ваше предложение.
Компромиссный метод. Участники переговоров долж ны обнаруживать
готовность к компромиссам: в случае несовпадений интересов партнера следует добиваться согла шения поэтапно.
При компромиссном решении согласие достигается за счет того, что партнеры после неудавшейся попытки дого вориться между собой с учетом новых соображений частич но отходят от своих требований (от чего-то отказываются, выдвигают новые Предложения). Чтобы приблизиться к позиций партнера, необходимо мысленно предвосхитить возможные последствия компро миссного решения для осуществления собственных интере сов (прогноз степени риска) и Критически оценить допусти мые пределы уступки. Может случиться,. что предложенное компромиссное решение превышает. Вашу компетенцию. В интересах со хранения контакта с партнером Вы тут можете пойти на так называемое условное соглашение (например, сослаться на принципиальное согласие компетентного руководителя).
Анализ итогов деловых переговоров. Переговоры мож но считать
завершенными, если тщательно и ответственно проанализированы их результаты, когда приняты необхо димые меры для их реализации; сделаны определенные выводы для подготовки следующих переговоров:
52. Проблемы общения и способы их разрешения в управленческой деятельности.
53. Средства общения и возможности их использования в управленческой деятельности.
Общение — искусство и наука, где важны не только природные способности, но и образование. От уровня развития коммуникативных способностей во многом зависит эффективность труда и успеха в достижении намеченных целей. Содержание общения составляет информация, передаваемая в
межиндивидуальных контактах от одного живого существа к другому:
• о конкретных потребностях;
• о тех или иных эмоциональных состояний, цель передачи которых попытка настроить другого человека на контакт и участие;
• о состоянии окружающей среды, в том числе сигналах об опасности, наличии предметов удовлетворения биологических потребностей и т. п. Не менее существенны отличия средств общения. Средства общения — это способы кодирования, переработки и расшифровки передаваемой в процессе общения информации. Информация извне поступает через органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, кожу. Кодирование информации — способ передачи от одного живого существа к другому. Кодирование конкретной информации предусматривает способы передачи, основанные на применении:
— вербальной и моторно-двигательной знаковых систем;
— форм письменности (текстов, чертежей, рисунков схем);
— технических средств, видео- и аудиозаписей. Вербальная коммуникация — это общение с помощью языка.
В качестве знаковой системы используется человеческая речь —
наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. Невербальная коммуникация — система знаков, сопровождающая речевое высказывание: жесты, мимика, зрительный контакт.