Специальные виды деятельности руководителя.
Проведение служебных совещаний. Служебные совещания – ответственный вид работы руководителя и важный фактор организации деятельности всего органа управления. Совещания необходимы для ускорения процесса принятия решений и повышения их обоснованности. Они являются также эффективной формой обмена информацией и опытом работы. Однако, служебные совещания – это трудоёмкое мероприятие, требующее тщательной подготовки, и проводиться должно лишь в тех случаях, когда есть соответствующая необходимость.
При подготовке совещания руководителю с привлечением помощников из числа подчиненных необходимо: заранее определить и четко сформулировать повестку дня; ограничить круг участников совещания теми работниками, которые имеют непосредственное отношение к обсуждаемым вопросам; заблаговременно ознакомить всех участников с повесткой дня, временем и местом проведения совещания и со всеми материалами, имеющими отношение к обсуждаемым вопросам; предварительно попросить либо всех участников совещания, либо кого-то персонально быть готовым высказать свое мнение или ответить на те или иные вопросы; обеспечить подготовку помещения и оргтехники.
Руководитель открывает совещание кратким вступительным словом, в котором четко формирует его цель, предлагает регламент выступлений, определяет общую продолжительность совещания и предоставляет слово выступающим. Он следит за строгим соблюдением регламента работы и дает определенное направление обмену мнениями по обсуждаемым вопросам. В заключение совещания руководителю необходимо обязательно подвести его итоги и конкретизировать результаты.
Публичные выступления. В работе руководителя важное место занимают публичные выступления в различных ситуациях: на совещаниях, собраниях, митингах, брифингах, презентациях, пресс-конференциях. Поэтому руководителю необходимо овладевать основами ораторского искусства.
В работе над речью надо уделять внимание таким моментам: выбор темы, определение цели выступления, составление конспекта и плана, обработка выступления, работа над языком речи, вспомогательные материалы, манеры, жесты, голос, методы контроля за реакцией аудитории.
Приёмы посетителей и беседы. Значительную часть личных контактов с подчиненными руководитель осуществляет в ходе служебных приёмов, которые проходят в форме бесед. Эти приёмы можно подразделить на два вида: осуществляемые по инициативе (вызову) руководителя и по инициативе (просьбе) подчиненных.
Для рационализации организации приема посетителей руководителю необходимо, во-первых, установить определённый перечень служебных вопросов и категорий работников, которых принимает непосредственно он сам, во-вторых, чётко определить время приёма по неотложным вопросам.
Приём подчиненных по личным вопросам следует осуществлять в строго определенные и заранее объявленные для этого дни и часы.
Делегирование полномочий. Объём и разнообразие видов деятельности руководителя возрастают по мере роста масштабов возглавляемого коллектива. В результате возникает объективная необходимость разделения труда руководителя и делегирования части его полномочий подчинённым. Возможны два варианта такого делегирования: отдельные вопросы или направления руководящей деятельности передаются заместителям; рутинные виды работы перекладываются на подчиненных.
В случае разделения полномочий с заместителем за руководителем сохраняется принятие стратегических решений и общий контроль за состоянием дел по вопросам, делегированным заместителю, который осуществляет решение текущих вопросов и конкретное оперативное руководство на определённом ему направлении.
Организация личной работы руководителя, как правило, требует взаимодействия с помощником или секретарем, которому можно делегировать не только выполнение рутинных работ, но и принятие решений программируемого характера, что избавляет руководителя от перегрузки ради рассмотрения второстепенных вопросов. Секретарь – это, прежде всего доверенное лицо, функции которого как по содержанию, так и по сложности весьма разнообразны. Секретарю надлежит хорошо знать сферу деятельности руководителя, важнейшие задачи и цели, намеченные на определенный период времени. Начальник должен держать своего секретаря в курсе всех дел и по возможности приглашать его на все практические мероприятия, где будет идти речь о содержании работы начальника.
Приёмы личной работы. В целях повышения эффективности индивидуальной работы руководителю полезно овладеть прогрессивными приемами выполнения отдельных операций и процедур. В первую очередь это относится к овладению приемами эффективного чтения (скорочтения). Чтение и анализ документов, наложение резолюций, подписание документов требуют от руководителя владения определенными навыками. Такие же навыки необходимы и для деловых разговоров по телефону.
Эффективность личного труда руководителя в значительной степени зависит и от использования современных средств оргтехники. Поэтому рабочее место руководителя должно быть обеспечено всеми необходимыми материально-техническими средствами, а сам руководитель должен в совершенстве владеть навыками использования этих средств.
Искусство расслабления (релаксация).В связи с ненормированным характером труда руководителя, как правило, наблюдается феномен совмещения свободного времени с решением служебных вопросов и обдумыванием служебных проблем. Поэтому важную роль в жизни руководителя играет научная организация труда не только в служебное время, но и рациональная организация и использование свободного времени. Различные увлечения, занятия физкультурой и спортом, работа со средствами массовой информации обеспечивают гармонизацию образа жизни руководителя и компенсацию стрессовых перегрузок, которые обычно характерны для труда руководителя. Всё это в совокупности должно обеспечить эффективную рекреацию (восстановление работоспособности) руководителя.
К особенностям не только организации труда, но и всего образа жизни следует отнести поведение тех руководителей, которые в силу своего положения вынуждены постоянно взаимодействовать с персональной охраной, что требует от них соблюдения соответствующих норм и правил.
Лекция 20. Специфика управления в системе государственной службы
ГОСУДАРСТВО - способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, опирающаяся на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий — государственный механизм, государственный аппарат.
В конституционном праве под понятием государства подразумеваются все официальные властные органы власти (правительство, парламент, суды), действующие в масштабе страны или территориально-политической единицы с местными представителями властных органов.
Сущность госуправления подразумевает ряд конкретных действий, которые необходимы для достижения определенных целей с использованием всех ресурсов: материальных, финансовых, информационных, кадровых и других механизмов воздействия на объект со стороны управляющего субъекта. Госуправление является разновидностью социального управления обществом для упорядочения возникающих отношений. Природа госуправления основывается на исполнительно-распорядительной и подзаконной деятельности, которая осуществляется во всех сферах: социально-культурной, внешней и внутренней экономической, административно-политической и др.
Государственное управление понимается как совокупность определенных мероприятий, проводимых с целью руководства и контроля объектов. Для руководства используются все необходимые ресурсы: материальные, финансовые, кадровые, информационные и др. Методология государственного управления определяется с помощью различных методов, механизмов и средств. Методы государственного управления представляют собой способы, которые необходимы для осуществления функций государственного управления.
Функции государства делятся на внутренние и внешние.Функцию государственного управления можно определить как часть управленческой деятельности государства, которая осуществляется на основании закона или иного правового акта органами исполнительной власти присущими им методами для выполнения задач государственного управления.
Функции исполнительной власти являются относительно самостоятельными и универсальными. Существуют различные подходы относительно их классификации. Их делят на политические и технические функции, или функции общего управления и специализированные функции, функции осуществления суверенитета (внешнего и внутреннего), экономические, социальные, социально-воспитательные функции и т. п.
Общие функции государственного управления — прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, учет, контроль.Они оказывают объективно необходимое влияние на определенные процессы, которые происходят в хозяйственной, политической, социально-культурной и иных сферах.Эти функции являются основными, присущими любому управлению, независимо от того, на каком уровне и в каких отраслях они осуществляются.
Специальные функции характеризуют особенности конкретного субъекта или объекта управления. К основным специальным функциям государственного управления, которые осуществляются на высшем уровне высшим органом в системе органов исполнительной власти, относятся:
обеспечение государственного суверенитета и экономической самостоятельности, осуществление внутренней и внешней политики государства;
разработка проекта Закона о Государственном бюджете и обеспечение его выполнения;
разработка и осуществление общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития государства и др.
Государственный аппарат представляет собой совокупность должностных лиц, государственных органов и организаций, являющихся субъектами государственной власти и выполняющих функции государства.
Структура государственного аппарата включает в себя:
1) государственные органы, взаимодействующие между собой в процессе осуществления своих функций. Они наделены государственно-властными полномочиями, средствами, ресурсами, возможностями принятия решений. К государственным органам относят парламент, президента, министерства, ведомства, комитеты и администрации разного уровня;
2) государственные организации, которые выполняют охранные функции государства: службы государственной безопасности, вооруженные силы, отделы внутренних дел и т.д. Государственные организации не обладают властными полномочиями, они занимаются практическим выполнением функций государства во всех сферах: научной, культурной, социальной и др.;
3) государственные предприятия, которые не обладают властными полномочиями, а занимаются хозяйственно-экономической деятельностью: организовывают и контролируют производственную деятельность с целью удовлетворения потребностей населения государства;
4) выборные государственные лица и государственные служащие — должностные лица, выполняющие полномочия государственного органа (министры, депутаты, президент). Также к государственным служащим относятся должностные лица, обеспечивающие работу вышеназванных должностных лиц (советники, консультанты). Должностные лица, обеспечивающие поддержку лицам, выполняющим полномочия государственного аппарата (специалисты, референты, др.).
Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации;
федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных;
субъектов Российской Федерации;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
государственная гражданская служба;
военная служба;
правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.
Федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривается другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.
На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.
Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.
Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами.
При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы.
Персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера.
Для замещения должностей государственной службы создаются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв в государственном органе субъекта Российской Федерации.
Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:
1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;
2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;
3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.
Законодательством о гражданской службе предусмотрены некоторые особые:
· ограничения, связанные с гражданской службой;
· запреты, связанные с гражданской службой;
· требования к служебному поведению гражданского служащего;
· правила урегулирования конфликта интересов на гражданской службе;
· требования представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
· государственные гарантии на гражданской службе.
Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.