Центральный институт труда в России и его основные разработки.
Центральный институт труда, (ЦИТ) — научно-методический центр в области научной организации тру-да Российской Советской Республики (1921—1924) и СССР (1924—1940) . Будущий основатель институ-та, революционер и поэт — А. К. Гастев был убеждён в необходимости систематической работы по исследованию трудовых процессов с целью их совершенствования. В ходе своей работы на разных предприятиях в России и за рубежом он занимался изучением отдельных операций и впервые выступил в печати с методикой классификации работ в зависимости от приёмов, которые употребляются рабочими на заводе.[1] В 1917—18 гг. будучи секретарем Всероссийского союза рабочих-металлистов он активно занимается профсоюзной и культурно-организаторской работой и активно участвовал в продвижении идей научной организации труда. 28 августа 1921 г. Совет Труда и Обороны (СТО) под председательством В. И. Ленина по докладу Г. М. Кржижановского, С. Г. Струмилина (Госплан) и А. К. Гастева (ВЦСПС) признал созданный при ВЦСПС Институт труда центральным учреждением Советской Республики и с этого момента он стал именоваться Центральный институт труда ВЦСПС (ЦИТ). Декретом СТО об организации и задачах Центрального института труда, за подписью В. И. Ленина, ЦИТ был признан «учреждением по разработке, демонстрации и пропаганде принципов научной организации труда и подготовки рабочей силы». Во второй половине 1930-х деятельность ЦИТ подвергается критике, прикладные науки о труде обвиняют в идеализме и методологической нейтральности, им навешивается ярлык «буржуазных» наук. В 1939 основателя и бессменного руководителя ЦИТ Гастева расстреляли за антисоветскую деятельность.
Основные разработки:
1. Памятка «Как надо работать»,
2. Гастевым была выпущена брошюра «Наши задачи» в которой была дана краткая характеристика состояния организации труда в Советской России и за рубежом, изложен план работ, структура Института труда и методология его работы.
3. ЦИТ разработал на основе доктрины «трудовых установок» Гастева оригинальную технологию профессионального обучения — «систему (метод) ЦИТа», ориентированную на стандартизованную, ускоренную, программированную и массовую подготовку квалифицированных рабочих. Этот метод был основан на обучении рабочих определённым, наиболее рациональным трудовым приёмам изготовления продукции на основе расчленения операций на приёмы и движения, изучения их и отбора наиболее рациональных.
4. Отличительной особенностью методов исследования и рационализации трудовых процессов, проводимых ЦИТ, было сосредоточение внимания на отдельном рабочем месте и на строго ограниченных операциях — так называемое исследование на узкой базе.
5. Также впервые в мировой практике ЦИТ начал разработку методов проектирования организации труда при проектировании предприятий.
26)Предмет, содержание и цели науки «менеджмент».
Менеджмент- область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Наука менеджмента относится к экономико-организационным, социально-психологическим наукам, т.к. изучает отношения и связи людей в процессе управления производством. При определении предмета изучения науки менеджмента исходят из сущности управления как особой деятельности, возникающей из необходимости руководства совместным трудом. Изучать менеджмент – значит изучать отношения между людьми в ходе целенаправленного воздействия, выявлять законы формирования отношений управления с тем, чтобы на их основе устанавливать принципы управленческой деятельности. Предметом изучения являются отношения, которые представляют собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия. Задача науки менеджмента – выявление закономерностей, разработка принципов и методов целенаправленной организации и координирования деятельности людей для достижения максимального эффекта в процессе производства, раскрытие сущности рассматриваемых явлений, определение законов, управляющих изу-чаемыми процессами; создание системного представления о механизме организации управления. Цель науки менеджмента: 1. представить достижение управленческой мысли (познакомить с глобальными открытиями), 2. ознакомиться с именами ученых и их последователей, 3. рассмотреть все аспекты менеджмента (информация, решения, деятельность менеджеров, оценка деятельности, информационные технологии), 4. способствовать формированию успешного управленческого решения. 5. рассмотреть основные задачи науки менеджмента. Сущностью любого управления является воздействие. Глубина воздействия определяется силой воздействия и восприимчивостью объекта управления, способностью системы принять воздействие определенной силы. Содержание менеджмента составляют планирование, организация, координация, стимулирование и контроль. Предмет труда является информация. Результатом деятельности менеджера является принятие управленческих решений для реализации функций управления.