Физическое и моральное состояние руководителя
Руководитель — это человек, который постоянно в деятельности, имеет дело то с одной проблемой, то с другой, преодолевает препятствия, проводит изменения, занимается реорганизацией. Он выполняет огромный объем работы при высоком напряжении, особенно если ставит перед собой нереальные цели. Все это может привести к стрессу — состоянию напряжения, возникающего у человека под влиянием сильных воздействий, или к «сгоранию» — истощению физических и умственных ресурсов человека. Иногда стресс может быть положительным, особенно когда вы удовлетворены достигнутой целью, но чаще он имеет отрицательные последствия. Причиной как стресса, так и «сгорания» может быть не только ситуация на работе, но и любой из объектов затрат времени человека (см. раздел 8.1).
Результатом стресса и «сгорания» на работе являются отрицательные последствия как у руководителя, так и у организации в целом. У руководителя появляется беспокойство, депрессия, гнев, возникают кардиологические заболевания, головные боли и т. п. В некоторых ситуациях стрессы могут привести и к другим последствиям (например, к злоупотреблению наркотиками, пере- и недоеданию и плохим взаимоотношениям с окружающими людьми). Они также имеют серьезные последствия для организации. Это уменьшение объема и ухудшение качества выполненной работы, прогулы, повышение текучести кадров и рост числа жалоб.
Исследователи работают над проблемой разрешения последствий стресса. Так, в своей книге «Стресс и менеджер» Карл Альрехт предлагает следующие способы:
• установите полезные, приятные взаимоотношения сотрудничества с вашими коллегами, с кем только сможете;
• «не откусывайте больше, чем вы сможете съесть»;
• установите наиболее эффективные и благоприятные отношения с вашим руководителем;
• поймите его проблемы и помогите руководителю понять ваши;
• установите реалистические крайние сроки для важных проектов с вашим руководителем;
• будьте готовы предложить крайние сроки сами, а не ждать, когда их для вас определят;
• изучите будущее. Узнайте как можно больше о вероятных будущих событиях и уделите как можно больше времени для подготовки к ним;
• найдите время в течение каждого дня для того, чтобы «отключиться» и расслабиться;
• ходите время от времени пешком для того, чтобы поддерживать бодрость;
• проверяйте уровень шума в вашем офисе и ищите пути его сокращения;
• уходите время от времени из вашего офиса для того, чтобы сменить обстановку, отвлечься;
• не придавайте внимания обыденности. Передавайте рутинную бумажную работу другим всякий раз, когда возможно;
• установите лимит прерываний. Стремитесь намечать определенные «непрерывные» периоды для работы и используйте другие периоды для личных целей;
• не откладывайте работу с неприятными проблемами;
• составьте конструктивный список. Запишите проблемы, которые касаются вас, и около каждой напишите, что вы собираетесь делать для того, чтобы не нужно было постоянно держать их
в голове [3].
Герберт Фройденбергер в своей книге «Как побеждать высокую стоимость успеха» анализирует причины «сгорания» на работе:
• вы не способны расслабиться;
• вы настолько тесно связаны со своей деятельностью, что когда в ней происходит какой-либо сбой, с вами происходит то же самое;
• идея, ради воплощения которой вы так интенсивно работали, впоследствии часто кажется бессмысленной;
• вы стали работать гораздо больше, но получать гораздо меньше удовольствия от работы;
• ваша потребность в специфических «опорах» типа курения, алкоголя или транквилизаторов увеличивается;
• вы постоянно раздражаетесь, члены семьи и друзья часто говорят, что вы плохо выглядите;
• вы можете назвать себя трудоголиком и постоянно стремитесь достичь целей, связанных с работой, ценой исключения почти всех иных интересов;
Результатом «сгорания» на работе может быть не только физический, но и умственный крах. Из этой ситуации может быть по крайней мере три выхода.
1. Постараться, насколько это возможно, устранить названные причины.
2. Следовать рекомендациям Герберта Фройденбергера.
Ломайте ваш образ жизни. Сначала посмотрите, как вы тратите время. Например, делаете ли вы разнообразные вещи или занимаетесь раз за разом одним и тем же? Разнообразная жизнь в большей степени защитит вас от «сгорания». Если вы прекратили заниматься чем-то новым, опять начните (например, займитесь путешествиями или найдите себе новое хобби).
Время от времени уходите от повседневных дел. Наметьте периоды для самоанализа вашей жизни, в течение которого вы можете уединиться, переключиться на решение других проблем.
Повторно оцените ваши цели с точки зрения их ценности. Являются ли цели, которые вы поставили, достижимыми? Стоят ли они тех жертв, которые вам придется ради них принести?
Подумайте о вашей работе. Могли бы вы делать ее так же хорошо, без излишнего напряжения и отказа от других интересов?
Сократите напряжение. Организуйте ваше время более эффективно, установите добрые отношения с вашим руководителем, наметьте реальные крайние сроки, найдите время в течение дня для того, чтобы «отключиться» и расслабиться, сократите ненужный шум вокруг вашего офиса и ограничьте прерывания вашей работы.
3. Если не помогают первых два варианта, то смените место работы.
К сожалению, среди людей, которые занимаются умственным трудом, особенно руководителей, довольно широко распространен странный предрассудок. Мало того, что они не следят за своим здоровьем, они еще гордятся этим и с пренебрежением говорят о таких «простых вещах» (с их точки зрения), как режим дня, зарядка и поддержание физической формы, правильное питание. Видимо, не зная о том, что эти три составляющие при оптимальном сочетании дают потрясающие результаты. Несколько примеров из жизни крупных руководителей, ученых, представителей искусства, которые серьезно относились к этим трем составляющим, демонстрируя в 90-100 лет уникальную трудоспособность.
Лев Николаевич Толстой — гениальный русский писатель с мировым именем. Известный специалист в области питания. Рационально сочетал умственный и физический крестьянский труд. Продолжал трудиться на девятом десятке жизни.
Иван Петрович Павлов — крупнейший руководитель мировой физиологической школы современности, академик Петербургской академии наук и АН СССР, лауреат Нобелевской премии. Известный специалист в области физиологии, медицины, психологии и педагогики. Активно работал в 90 лет.
Александр Александрович Микулин — руководитель крупных коллективов по созданию авиационных двигателей мирового класса, Академик АН СССР, четырежды удостоенный звания лауреата Государственной премии. В 50-летнем возрасте переутомился, заболел и попал в больницу. Здесь серьезно задумался над проблемами работоспособности человека. Изобрел ионизатор воздуха, запатентовал его в Бельгии, Дании и других странах. Изобрел агрегат под названием «машина здоровья», который одновременно может производить зарядку всех мышц. Продолжал активно трудиться на девятом десятке жизни.
Сергей Тимофеевич Коненков — скульптор с мировым именем. Ярый проповедник трезвого образа жизни и защитник родной природы. В 100 лет продолжал активно трудиться и принимал активное участие в жизни страны.
Николай Антонович Доллежаль — главный конструктор реактора первой в мире АЭС, один из основных руководителей создания ядерного щита СССР и России, академик. Благодаря правильному образу жизни поддерживал удивительную работоспособность. В 100 лет четко формулировал проблемы страны и пути их решения.
Следует отметить, что найти «золотую середину», т.е. плодотворно трудиться и при этом не переутомляться, непросто. Функциональная активность нервных клеток и возможности мозга у разных людей неодинаковы, и то, что для одного — адекватная нагрузка, для другого — чрезмерная. Это необходимо учитывать при составлении режима работы, но, следует также руководствоваться результатами; исследований учёных-физиологов о строгом суточном чередовании сна и бодрствования, о биологических ритмах. Ночью, особенно между 2 и 4 часами, у человека понижается память, действия замедляются и даже в арифметических расчетах он делает больше ошибок. Экспериментально доказано, что таким же слабым человек бывает и в 12-14 часов. А наиболее он силен утром с 8 до 12 и днем с 14 до 17.
Чтобы составить для себя оптимальный режим умственной работы, понадобится провести самонаблюдение. Прежде всего постарайтесь проанализировать, какое время для вас наиболее продуктивно. Несмотря на вышеприведенные данные, для большинства людей наиболее продуктивное время — это утренние часы. Но, как известно; нет правил без исключений, и для некоторых людей наиболее продуктивна вторая половина рабочего дня. Поэтому надо так распределить нагрузку, чтобы решение самой трудной задачи пришлось именно на те часы, когда мозг функционирует на полную мощность. При этом рекомендуется сконцентрировать усилия лишь на проблеме, которую надо решить. Интенсивность умственной работы на всем ее протяжении неодинакова. Сначала человек втягивается в работу 20-60 минут. А после наивысшей работоспособности начинается утомление, постепенно ухудшается память. В течение 2-2,5 часов утомление незаметно ослабляет ваши силы, пока вы не почувствуете его. Поэтому надо дорожить минутами максимальной интенсивности работы мозга — их не так уж много отводится человеку. Не отвлекайтесь в это время, не перебивайте себя другим делом.
Чередование труда и отдыха — еще одно важное условие плодотворности умственной деятельности. Причем отдых не предполагает полного бездействия, лучше переключиться на другой вид деятельности — умственной или физической. К сожалению, большинство людей умственного труда тяготеет к пассивному отдыху: телевизор, шахматы, книги и т. д. Однако ничто не заменит физической активности.
Когда человек сидит, потребление кислорода составляет 250 см3 в минуту. Этого хватает лишь для удовлетворения самых насущных потребностей организма, не более. Если организм постоянно держать на таком голодном кислородном пайке, то в нем начнутся необратимые процессы. Прогулка на свежем воздухе увеличивает потребление кислорода до 1000 см3 в минуту, а бег — до 4000 см3. Не зря говорят: «Самый лучший путь к здоровью - путь пешком» [5]. Двигательный голод отрицательно сказывается на деятельности всех систем организма, и прежде всего страдает сердечно-сосудистая система. Компенсировать недостаток мышечной нагрузки можно только систематическими занятиями физкультурой. Ежедневный физкультурный минимум: 15—20-минутная утренняя гимнастика, две физкультурные паузы по 5-7 минут в течение рабочего дня, 10-15-минутная гимнастика вечером [4].
Николай Михайлович Амосов — хирург с мировым именем, известный кардиолог, чьи книги изданы более чем на 20 языках, на седьмом десятке жизни видел решение этой проблемы следующим образом: «... Для здоровья человека нужна активность, тренировка. Сам трачу около часа на гимнастику, на бег. Необходимы значительные нагрузки — до пота, до одышки, чтобы пульс учащался до 100—120 ударов в минуту. Конечно, нужна умеренность в пище. Идеал — сохранение веса, который был в юности. Мне это удается» [6].
Особое внимание следует уделять упражнениям, нейтрализующим те отрицательные воздействия, которые испытывают системы организма, когда человек долго сидит. Эта поза поддерживается главным образом статическим напряжением мышц туловища. Они и утомляются в первую очередь. Длительная статическая нагрузка приводит к ослаблению тонуса мышц спины, что способствует развитию сутулости. У сидящего человека обычно расслаблены и мышцы живота. В результате развивается слабость брюшного пресса и как ее следствие возникает один из самых неприятных недостатков телосложения — выпирающий живот.
Когда человек сидит, дыхание у него, как правило, неглубокое; поскольку нет энергичных сокращений мышц рук, ног, туловища, не работает так называемый мышечный насос, способствующий продвижению крови по венозным сосудам. К тому же кровоток затрудняет и согнутое положение нижних конечностей. Все это, вместе взятое, создает условия для застойных явлений в системе лимфо- и кровообращения. Поэтому в выполняемую утром и вечером гимнастику желательно включать больше упражнений для мышц спины и живота.
Ведущие компании мира при разработке идеологии бизнеса предусматривают условия компенсации интенсивного умственного труда физическими упражнениями. Так, в компании Microsoft каждый сотрудник может стать бесплатно членом близлежащего клуба здоровья. Некоторые из них строят себе дома, другие увлекаются альпинизмом или лыжами. Часть сотрудников компании регулярно выступают в соревнованиях по марафонскому бегу.
…
…
предельного напряжения сил и мобилизации возможностей всех участников процесса. Над этим опытом полезно задуматься и кое-что из него позаимствовать.
Билл Гёйтс — компьютерный гений, один из основателей компании Microsoft — Внимательно, начиная с юношества, изучал биографии великих ученых, бизнесменов и политиков. По словам Гейтса, это помогает ему понять ход мыслей великих людей. «Я прочел о Наполеоне больше, чем кто бы то ни было; я прочел все, что мог, о Леонардо да Винчи и Франклине Рузвельте». Гейтс особенно любит читать истории об успехах других компаний. Он утверждает, что одна из лучших книг всех времен — это «Мои годы с Дженерал моторс» Альфреда Слоуна, в которой объясняется, как эта компания полностью изменила мир автомобилей. Гейтс, естественно, старается взять на вооружение лучшее из удачных стратегий других крупных предпринимателей [2, 13].
Стратегия руководства включает стратегическое планирование и стратегическое управление [3]. По Игорю Ансоффу, одному из родоначальников стратегического планирования и управления, стратегическое планирование — это принятие оптимальных стратегических решений, а стратегический менеджмент связан с достижением стратегических результатов: захватом новых рынков, внедрением новых товаров и технологий. Стратегическое планирование — это аналитический процесс, стратегический менеджмент — организационный процесс. Стратегическое планирование отвечает на вопрос «что делать?», а стратегический менеджмент — «как?» и «кто это будет делать?». По Питеру Дракеру, стратегическое планирование — это управление планами, стратегический менеджмент — управление результатами.
Рассмотрим ряд стратегий великих руководителей. Попробуем показать, как они достигали столь впечатляющих успехов, становясь героями своей эпохи. Особый интерес представляют следующие вопросы:
1. С какой самоотверженной целеустремленностью и готовностью к борьбе они принимали вызовы времени или жизни?
2. Как занимались они самосовершенствованием, развивая при этом феноменальную энергию, без чего не был бы возможен их триумф и без чего нынешний руководитель тоже не достигнет успеха?
3. Какие методы и приемы применяли они для мотивации своих подчиненных?