Стратегия александра македонского

Александр Македонский (Александр Великий) (356-323 гг. до н. э.) — царь Македонии с 336 г. до н. э., сын царя Филиппа II, воспитывался Аристотелем [4]. Он завоевал земли до реки Инд, создав крупнейшую мировую монархию древности. Его завоева­ния знают многие, но лишь специалисты знают о тяжелейшем и величайшем событии в жизни Александра и его воинов во время похода в Персию — о форсировании наводящей ужас пустыни. До него никто не смог этого сделать. Пыталась царица Семирамида со своим войском, но едва спаслась с двадцатью воинами, а от войска царя Ксеркса осталось всего лишь семь человек. Но Алек­сандр, воспитанный в традициях гомеровских героев, для которых опасные приключения — идеал жизни, а славная смерть — ее венец, смог совершить этот тяжелейший переход. Его воины вынесли убийственную жару, смертельные укусы ядовитых змей, голод и муки разочарования. После 60 дней мучительного перехода удалось выжить лишь 15 000 из 40 000 человек. Жалкий вид имело это оставшееся войско: истерзанное безжалостной природой, по­терявшее веру в себя, похожее на толпу инвалидов. Если бы персы напали на Александра в тот момент, результат десятилетней побед­ной войны был бы аннулирован в короткое время.

Что делает в этой критической ситуации Александр? Он прини­мает решение о триумфальном шествии с показом драгоценностей и дорогих украшений, которое длится целую неделю! Семь дней беспрерывных празднеств и пьянства, когда забывается все плохое и возвращается вера в свою непобедимость. Так Александр более 2000 лет назад показал, как можно тяжелейшие потери превратить в великий триумф. Он противопоставил известной аксиоме «успехи окрыляют, а неудачи обескураживают» свою стратегию: «Человек, стремящийся к вершине, не должен воспринимать поражение как окончательное, а как призыв к напряжению своих телесных и душевных сил» [5].

Стратегию Александра Великого взяли на вооружение многие полководцы и руководители государств. Ее применяют и в наши дни. Так, в Нью-Йорке Новый 2000 год на площади встречали 12 часов более 1 млн. человек! Разве это не показатель успехов государства? Один из крупнейших экспертов по мотивации Ганс Христиан Альтманн формулирует следующие составляющие стра­тегии руководства Александра Македонского:

1. Познайте идеальные и ценностные представления ваших подчиненных.

2. Наглядно демонстрируйте образцовое поведение.

3. Следите за настроениями ваших подчиненных.

4. Укрепляйте самоуважение ваших подчиненных.

5. Добивайтесь того, Чтобы успехи ваших подчиненных превра­щались в переживание общего успеха.

6. Стремитесь к тому, чтобы ваши подчиненные чем-то гор­дились.

7. Дайте вашим подчиненным возможность мечтать.

8. Ставьте ваших подчиненных в условия полной отдачи.

СТРАТЕГИЯ НЕЛЬСОНА

Горацио Нельсон (1758—1805) — английский флотоводец, вице-адмирал. В 20 лет он получает первую командную должность, а в 24 года становится капитаном фрегата, имея 165 см роста, 66 кг веса и 12 лет стажа службы на флоте. Он «потерял» глаз при десанте в Кальви (о. Корсика) и руку при штурме гавани Санта-Крус на о. Тенериф, был смертельно ранен в морской битве при Трафальгаре, в той самой знаменитой битве, в которой Нельсон уничтожил французско-испанский флот, что решило исход борьбы за мировое господство и обеспечило превращение Великобрита­нии в «центр морской империи». Эта битва стала также триумфом стратегии Нельсона, в основе которой лежало эффективное со­четание человечности с целеустремленностью, позволившими ему из преступников и подневольных рекрутов создать мужественных и отважных морских бойцов.

С точки зрения Г.Х. Альтманна, стратегия руководства по Нельсону включает следующие моменты:

1. Будьте готовы платить за руководящее положение.

2. Не отрекайтесь от своих сокровенных желаний.

3. Продемонстрируйте мужество деяния.

4. Пусть подчиненные участвуют в процессе принятия реше­ний.

5. Передоверяйте задачи и ответственность вашим подчинен­ным.

6. Предоставьте вашим подчиненным возможность высших до­стижений.

7. Заботьтесь лично о каждом из ваших подчиненных.

СТРАТЕГИЯ ЖУКОВА

Георгий Константинович Жуков (1896-1974) — маршал Совет­ского Союза, четырежды Герой Советского Союза, награжден двумя Георгиевскими крестами [6]. Как полководец суворовской школы, Жуков не проиграл ни одного сражения на поле боя. Особенно расцвел его талант как великого стратега в основных битвах Великой Отечественной войны. Так, в битве за Москву, в результате которой немецкие войска оказались отброшенными от Москвы на запад на 130-150 км, была заложена прочная основа для последующего разгрома фашистской Германии, развеян миф о ее непобедимости. Это была первая крупная стратегическая победа над вермахтом. В последующих битвах за Сталинград и на Курской дуге хребет врага был переломлен. И добит он был в своем логове в ходе Берлинской операции. Жуков 8 мая 1945 г. принял безоговорочную капитуляцию фашистской Германии [7]. Стратегия руководства по Жукову включает такие положения:

1. Ставьте перед собой высокие и благородные цели: служение Родине, своему народу.

2. Посвящайте достижению великой цели всю свою жизнь.

3. Верьте своим подчиненным.

4. Заботьтесь о них.

5. Моделируйте поведение противника.

6. Опирайтесь на достижения технического прогресса.

7. Будьте готовы принять «удар судьбы».

СТРАТЕГИЯ ПАПЫ ЮЛИЯ II

Джулиано де ла Ровере (1445-1513) — глава римской католи­ческой церкви в 1505-1513 гг. папа Юлий II, во времена которого рождается грандиозное произведение живописного искусства: роспись свода Сикстинской капеллы Ватикана размером 1000 м2 со 100 композиционными полями и 348 фигурами — мужчин, женщин, детей, на которой представлено 12 основных моментов сотворения мира. Творец этого чуда Микеланджело Буонарроти (1475-1564) не выдержал бы каторжной работы (см. раздел 8.2) под самым куполом капеллы в течение четырех с половиной лет и не закончил бы свое творение, которое он несколько раз бросал, если бы не стратегия папы Юлия II [4].

Ганс Христиан Альтманн формулирует следующие составля­ющие стратегии руководства по папе Юлию II:

1. При приеме на работу новых сотрудников обратите внимание на их способность выполнять конкретную работу.

2. Проверьте способность ваших сотрудников преодолевать границы своих возможностей.

3. Выполнение сложных заданий должно постоянно сопровож­даться вашей личной заинтересованностью, вашим личным учас­тием.

4. Учитесь управлять своими эмоциями в интересах дела.

5. Постарайтесь узнать, какая обстановка является для ваших сотрудников наиболее благоприятной для достижения высокой самоотдачи.

6. Создайте для способных сотрудников условия, которые по­зволят им превзойти самих себя.

7. Постоянно напоминайте своим сотрудникам об их обязан­ностях как членов общества.

СТРАТЕГИЯ СЛОУНА

Альфред Слоун стал у «руля» компании «Дженерал моторе», когда она находилась на пороге краха в 1921 г. На ее долю прихо­дилось всего 12% автомобильного рынка США. Только две из восьми моделей автомобилей этой фирмы приносили прибыль. Первое место на автомобильном рынке США принадлежало ком­пании «Форд мотор» — 56% (с одной моделью автомобиля).

Слоун как личность был полной противоположностью Генри Форду. Последний был несгибаемо жесткий, своевольный и интуитивный человек. Стратегия Форда может быть представлена его фразой: «Любой покупатель может получить автомобиль любого цвета, какого пожелает, пока автомобиль остается черным» (за 290 долл.).

Любимыми словами Слоуна стали «концепция», «методоло­гия», «рациональность». В 1927 г. компания «Дженерал моторе» захватили 43,5% автомобильного рынка США, оставив «Форду» менее 10%. Великий Форд был побежден более великим соперником.

Стратегия руководства Слоуна включает следующие положения:

1. Слоун начал с предположений о том, как должна выглядеть автомобильная компания на американском рынке. Он вышел : проектом, по которому рынок должны были перекрыть пять моделей автомобилей. Только две из существующих моделей — Бьюик» и «Кадиллак» — соответствовали его планам. Каждая из его моделей была помещена в ту категорию по цене и рабочим характеристикам, где она являлась самой дорогой и лучшей по качеству машиной по сравнению с нижерасположенной катего­рией и самой простой и дешевой по отношению к вышенаходящемуся классу автомобилей. Проект Слоуна изменил концепцию автомобильного маркетинга и подход к покупателю. Он начал практиковать тотальный маркетинговый подход за 30 лет до того, как появился этот термин.

2. С точки зрения Слоуна как генерального директора компа­нии, основной задачей высшего руководства было обеспечение мотивации ч возможностей для старшего исполнительного пер­сонала: мотивации путем привлечения к участию в составлении планов и возможностей через децентрализацию управления. Но координация также необходима, и хорошее управление заключа­ется в умелом согласовании централизации и децентрализации. Пытаясь получить правильный структурный баланс между этими крайностями, Слоун сформулировал свой кажущийся парадок­сальным принцип «координированной, децентрализации». Его целью был координированный контроль за децентрализованными опера­циями. Координация осуществлялась через комитеты, где шли непрерывные дебаты, в которых каждый мог участвовать, при этом одновременно, по существу, шел процесс обучения персонала. Исполнительная администрация базировалась на четкой ответст­венности руководителей, реализующих политику развития.

3. Стратегическая цель любой компании, по Слоуну, — получе­ние дохода на вложенный капитал. Если в каком-то конкретном случае в течение длительного периода времени этот доход недоста­точно велик, необходимо либо изменить уровень рентабельности, либо отказаться отданного проекта и заняться другим, более пер­спективным [8].

На претворение в жизнь грандиозного проекта Слоуна ушло почти 15 лет, но с самого начала проект стал приносить результаты. После второй мировой войны Форд взял на вооружение именно эту схему развития и пригласил к себе руководителей из «Дженерал моторе», воспитанных в духе этой стратегии.

Что касается воспитания руководителя, то у Слоуна была отра­ботана четкая система необходимых качеств руководителя:

• умение управлять — постоянное взаимодействие опыта, зна­ний и воображения;

• приверженность к фактам — неустанный поиск истины;

• открытость мышления — стремление к беспристрастному

анализу;

• смелость — готовность идти на риск, рассчитав его цену;

• справедливость - уважение, прав других людей и организаций;

• принципиальность — стремление отстаивать свою точку зре­ния;

• лояльность — готовность пожертвовать личным в интересах дела;

• движение вперед — создание условий для лучшего выбора [15].

Если учесть, что компания «Дженерал моторе», начиная с 1927 г. по сей день остается одной из ведущих компаний мира по объему продаж, то сформулированные Слоуном качества руководителей можно назвать эталоном и для нашего времени.

Наши рекомендации