III Основные направления повышения труда руководителей
1. Создание эффективной, современной технической базы
2. Создание эффективной, гибкой инф. базы
3. Создание эффективной { стимулирования труда руководителя
4. Эффективная организация рабочего места
5. Создание эффективной { подбора и расстановки кадров
6. Создание оптимальных условий труда
7. Владение самоменеджментом, т.е. умением управлять своим временем и своим психологическим состоянием (тайм-менеджмент – управление временем)
Заверт: «Легко быть занятым, трудно быть результативным»
УПРАВЛЕНИЕ САМИМ СОБОЙ
Руководитель, особенно начинающий, многое должен знать и уметь. Всего не перечислить. Для этого необходимо изложить труды современных классиков по управлению в области самопознания и самооценки. Но ряд направлений знаний и навыков следует сформулировать. Так, руководителю необходимо:
1) знать свои сильные стороны: достоинства, положительные качества, врожденные таланты и т. д. (см. задание 20);
2) знать свои слабые стороны: недостатки, врожденные дефекты и т.д. (см. задание 21);
3) знать функции и роли руководителя (см. уроки 4-5);
4) уметь планировать свое время, зная правило 80/20 и основные объекты затрат времени человека (см. табл. 8.1);
5) уметь анализировать уроки прошедшего (см. задание 22);
6) уметь управлять своей нагрузкой;
7) знать, что такое стресс и как выходить из него (см. раздел 8.3);
8) знать технологию принятия решения и уметь принимать его (самостоятельно, путем консультаций или с одобрения) (раздел 7.9);
9) иметь свою систему ценностей (см. задание 23);
10) уметь самосовершенствоваться;
11) уметь контролировать себя, особенно в сложной ситуации, т. е. «держать удар»;
12) знать меру всего, особенно алкоголя.
Объекты затрат времени человека
Таблица 8.1
Естественные потребности (сон, прием пищи и т. д.) | Семья | Родственники |
Работа | Друзья | Политические и религиозные организации |
Личные интересы | Клубы: спортивные, азартные и др. | Другие |
Издавна в России одной из самых негативных характеристик человека являлось его отношение к алкоголю: если он не знал меру, ему давали кличку «пьянь». Именно это обстоятельство объясняет громкий провал на выборах 1999 г. бывшего руководителя губернатора) Московской области, который «откатился» на четвертое место.
Задание 20. Проанализируйте свои сильные стороны. Результаты анализа сведите в таблицу.
№ п/п | Мои достоинства | Как я их использую |
Задание 21. Проанализируйте свои слабые стороны. Результат анализа сведите в таблицу.
№ п/п | Мои недостатки | Как я их устраняю |
Задание 22. Дайте анализ уроков прошедшей недели (месяца). Результаты анализа сведите в таблицу.
№ п/п | Что я не смог сделать из запланированного | По какой причине |
Задание 23. Сформулируйте свою систему ценностей и результаты этой работы сведите в таблицу.
№ п/п | Ценность | Смысл выбора |
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
Истинное сокровище для людей
— умение трудиться.
Эзоп
Объем работы, которую приходится выполнять руководителю или которую он считает необходимым выполнить в течение дня, значительно превышает норму нормально работающего человека, а темп выполнения — также значительно выше среднего. Что касается работы руководителей высшего звена, то ведется она на пределе человеческих возможностей. Несколько примеров из повседневной жизни Билла Гейтса — создателя и руководителя одной из самых процветающих компаний мира, бывшего самым молодым миллиардером Америки, а в последнее время ставшего и самым богатым ее гражданином [1, 7].
В феврале 1976 г. Гейтс — студент Гарвардского университета прилетел в Альбукерке (штат Нью-Мексико) и заперся в отеле «Хилтон», прихватив с собой стопку желтых тетрадей. Через пять дней он вышел оттуда с несколькими сотнями исписанных страниц и отправился вводить программу в PDP-11. Меньше чем через неделю DiskBasic для Altair был готов. Пол Аллен (один из основателей компании Microsoft) до сих пор вспоминает это как «настоящий подвиг в программировании». В первые годы становления Microsoft Гейтс работал всю неделю без выходных. Иногда он проводил в офисе по несколько дней, никуда не выходя. Секретарь, приходя утром на работу, часто заставала его спящим на полу. После первого выпуска акций компании он еще больше погрузился в дела Microsoft, отдавая работе в среднем по 65 часов в неделю. Приходя домой примерно в 9 часов вечера, он часто продолжал работать далеко за полночь. За первые пять лет работы у Гейтса было всего лишь два трехдневных отпуска. И только во второй половине 1980-х годов он стал брать недельный отпуск в год.
Примеры напряженного темпа и огромного объема работы руководителей высшего звена можно продолжить. Причем прослеживается аналогия независимо от фирм и стран, в которых они работают. Так, в бывшем СССР рабочий день руководителей высшего звена крупных предприятий, особенно оборонных, составлял 10-15 часов в сутки при двух выходных в месяц (второе и третье воскресенье месяца — из личного опыта автора). Такое положение сохраняется и в современной России.
Представляет интерес следующая закономерность. То, что руководство людьми — это искусство, ни у кого не вызывает сомнений. Труд руководителя огромный и напряженный. Создание шедевров искусства также требует огромного и напряженного труда. Например, на роспись свода Сикстинской капеллы Ватикана — грандиозного произведения живописного искусства, от вида которого люли «застывали на месте в немом удивлении и восхищении», — Микеланджело затратил четыре с половиной года: с мая 1508 г. по октябрь 1512 г. [2]. Он иногда не сходил с помоста по 17 часов кряду и даже ел там же, чтобы сократить перерывы в работе. Однажды он настолько увлекся работой, что в течение 30 дней подряд спал, не снимая одежды и обуви. Когда же, вконец обессиленный, он позволил помощнику раздеть себя, то неудивительно, что вместе с сапогами сошла с ног и кожа.
Другие великие представители искусства также напряженно работали, не ожидая вдохновения. Для повышения работоспособности А.С. Пушкин по утрам принимал ванну с ледяной водой, Л.Н. Толстой уединялся в «комнате под сводами», О. Бальзак запирался в комнате и пил кофе, И.Ф. Шиллер творил, опустив ноги в ледяную воду, Наполеон оставлял на сон не более 5 часов, а Т. Эдисон — автор более 1000 изобретений — не более 3 часов.
Никто не утверждает, что руководители должны «гореть» на работе, но необходимо знать, что серьезная работа требует больших умственных и физических затрат. И будущему руководителю к этому нужно готовиться.
Задание 24. Приведите приемы повышения работоспособности, сформулированные в книге, и ваши собственные методы. Данную информацию сведите в таблицу.
№ п/п | Приемы, приведенные в книге | Ваши личные приемы |