I Определение миссии и цели организации

Жизнь любой организации начинается с определения ее предназначения или видения того чем она должна стать для потребителей ее продукции или услуг, для региона в пределах которого организация действует и для общества в целом. Видения определяются обычно на 10-20 лет. Его формулировку осуществляет высшее руководство или учредители компании j ставят перед собой следующие вопросы:

1. Какой мы хотим видеть свою организацию в будущем

2. В чем состоит наш бизнес сейчас и каким он будет в будущем

3. Кто является потребителем нашей продукции и на какую группу покупателей организация будет ориентироваться в будущем

4. Какими способами мы собираемся увеличиваться

Миссия корректирует видение организации, давая представления о философии, концепции и смысле ее Е. Может выражаться в 3-х формах: а) сленг; б) девиз; в) описание истории, принципов

Ф. Карлет отмечает, что миссия должна разрабатываться с учетом 5-ти факторов:

1) История фирмы

2) Е стиль поведения и способы действия собственника по управлению персоналом

3) Состояния среды обитания организации

4) Рес j организация м. привести в действия для достижения своих целей

5) Отличительная особенность j обладает организация

По поводу определения миссии Е следующие рекомендации:

1) Миссия не д. зависеть от текущего состояния деятельности организации и методов ее работы, т.к. она устремлена в будущее и показывает на что будут направляться усилия и какие ценности б. для организации более важными.

2) В миссии не принято указывать количество полученной прибыли

3) М/у миссией организации и отдельных ее частей не д.б. противоречий

В миссии j предназначена для формирования имиджа предприятия, для привлечения покупателей необходимо отражать 3 аспекта:

1) Направление деятельности

2) Принципы работы

3) Потребителей продукции или услуг

# миссия коммерческого банка – Содействие становлению и развитию среднего бизнеса в России, путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, сотрудников и клиентов.

# миссия ювелирно-художественной фирмы – Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней доступных широкому кругу покупателей с разными достатками.

Миссия образует фундамент для всей организации, а также ее подразделений и f –ых под{.

Цель – конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательными и на достижение которых направлена ее деятельность

Требования и разработка целей организации:

1) Четкие временные рамки на которые устанавливаются цели

2) Конкретность содержания и реальная достижимость целей

3) Непротиворечивость и согласие с др. целями, а также с рес. необходимыми для их достижения

4) Адресность (кто?, когда?, где?)

5) Возможность осуществления контроля входа организационной цели

Классификация целей:

1) По периоду времени:

a) Стратегические

b) Тактические

c) Оперативные

2) По содержанию:

a) Экономические

b) Социальные

c) Организационные

d) Экологические

e) Технические

f) Научные

g) Политические

3) По деловой среде:

a) Внутренние

b) Внешние

4) По функциональным подсистемам:

a) Пр-во

b) Финансы

c) Маркетинг

d) Инновации

e) Персонал

f) Менеджмент

5) По степени повторяемости:

a) Постоянно разрабатываемые / решаемые

b) Разовые

Для установления общих целей М, определения взаимосвязи м/у ними используется построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей

Дерево целей – описание иерархии целей, задачи и их взаимосвязи

При построении дерева целей необходимо учитывать следующие принципы:

1) Гл. цель д. содержать описание конечно результата

2) При развертывании гл. цели в иерархическую структуру целей соблюдается правило – реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым условием достижения целей предыдущего уровня

3) Кол-во уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, а также принятой в организации структуры и иерархии М

4) При формировании целей разных уровней следует отражать желаемые результаты, а не способы их достижения

5) Подцели каждого уровня д.б. независимы др. от др.

6) Фундамент дерева целей д. составлять задачи представляющие собой формулировку работ которые и.б. выполнены определенными способами и в заранее установленные сроки.

Вывод: Целевая модель явл. исходной базой для определения V и видов управленческих работ в j обеспечивается их достижение.

Установление целей предполагает прохождение 4-х этапов:

1) Выявление и анализ тенденций наблюдаемых в среде организации

2) Установление общих для организации целей

3) Построение иерархии целей

4) Установление индивидуальных целей

Вывод: Миссия и цели организации определяют содержание М., а содержание М состоит из f М.

II Функции менеджмента

f(лат. –круг деятельности, назначение, роль)

В политэкономии под f понимается – конкретная форма проявления сущности

f (философия) – внешнее проявление свойств какого-либо φ в определенной ситуации

f (математика) – зависимость одной переменной от др.

Большой вклад в развитие f управления внес А. Файоль. Он выделил 6 f / серий операций осуществляемых компанией:

1) Техническая (пр-во)

2) Коммерческая (закупка, продажа)

3) Учет

4) Финансовая

5) Обеспечение безопасности (сохранность мат. благ и персонала)

6) Административная

Именно административной f Файоль уделил особое внимание определив ее роль след. образом. Предвидеть, организовать, руководить, координировать, контролировать.

В М f применяются как к φ, так и к S управления. f применяемые к φ управления наз-ся бизнес f.f применяемые к S управления наз-ся f М (это разработка управленческих решений: организация пр-ва и планирование).

В зависимости от решаемых задач выделяются 2 группы f М:

1) Общие f М (основные) – те j решают общие задачи управления:

a. Планирование

b. Регулирование, координация

c. Организация

d. Стимулирование, мотивирование

e. Учет и контроль

2) Конкретные f М – те j направлены на решение конкретных задач М.

В качестве φ управления могут выступать следующие элементы: рес. → процессы → результаты. φ конкретных f организации включают свою классификацию f М.

1) По ресурсам:

a. Управление запасами

b. Управление финансами

c. Управление персоналом

2) По процессам:

a. Управление основным пр-вом

b. Управление вспомогательным пр-вом

c. Управление обслуживающим пр-вом

d. Управление материально-технической подготовкой пр-ва

e. Управление сбытом

f. Управление маркетингом

3) По результатам:

a. Управление качеством

b. Управление пр-вом

c. Управление затратами

d. Управление доходами

f М– совокупность однородных видов работ направленных на решение определенных задач.

Соотношение общих и конкретных f управления:

1) Каждая конкретная f явл. интегральной по отношению к общим f М.

2) Каждая конкретная f обслуживает определенный сегмент управления, а общая f реализуются на всей { М.

Практическое значение: f М применяются при разработке нормативных материалов, а также при совершенствовании прочеса разделения и кооперации труда и при разработке ОСУ.

Наши рекомендации