Три этапа анализа проблем управления персоналом.
- Концептуализация проблемы
- Моделирование проблемы
- Составление программы изучения и решения проблемы
Выбор методов исследования
6. Концепция – определенный способ понимания, объяснения какого-либо явления или процесса, основная точка зрения на проблему, ведущий замысел.
7. Гипотеза – научное допущение или предположение, истинное значение которого носит неопределенный, вероятностный характер.
8. Модель – аналог оригинала определенного фрагмента управленческой деятельности (схема, структура, знаковая система).
9. Организация исследования – порядок проведения обследования системы управления, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.
10. Ресурсы исследования – средства и возможности, которые используются для достижения конкретных результатов.
11. Объект исследования – система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем.
12. Предмет исследования – конкретная проблема, решение которой требует проведения конкретного исследования.
13. Система управления – сложная сеть связей и взаимодействий подсистем, структур и элементов, обеспечивающих единство управленческих функций; совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей (Э.М.Коротков).
Домашнее задание 3. Дать развернутую характеристику пяти режимов мышления (по Д.Метчэтту). Цель: конкретизация фундаментального метода Д.Метчетта.
Оформление: Объем – 2-3 стр.,TimesNewRoman, 12, полуторный интервал, имя автора в правом верхнем углу в родительном падеже.
Содержание
1. Раскрытие темы;
2. Хорошее знание материала;
3. Стройная система аргументов;
4. Четкая структура работы;
5. Логичность и последовательность изложения.
Семинар 3.Перспективные технологии изучения управленческих проблем
Holmes,R. Michael; Bromiley,Philip; Devers,Cynthia E.; Holcomb,Tim R.; McGuire,Jean B.Management Theory Applications of Prospect Theory: Accomplishments, Challenges, and Opportunities// FollowJournal of Management, Volume 37 (4): 1069SAGE– Jul 1, 2011
Moliterno,Thomas P.; Mahony,Douglas M.Network Theory of Organization: A Multilevel Approach//FollowJournal of Management, Volume 37 (2): 443
SAGE– Mar 1, 2011
Mathieu,John E.; Chen,Gilad.The Etiology of the Multilevel Paradigm in Management Research// FollowJournal of Management, Volume 37 (2): 610
SAGE– Mar 1, 2011
Are You Willing and Able? Roles of Motivation, Power, and Politics in Career Growthby Liu,Yongmei; Liu,Jun; Wu,Longzeng// FollowJournal of Management, Volume 36 (6): 1432 SAGE – Nov 1, 2010
Образовательные технологии – презентация, 17 слайдов с продолжением
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов: Положение об организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц (кредитов) в КРАГСиУ, п.6.
Примерные вопросы к зачету по курсу
- Чем отличаются общенаучные и конкретно-предметные методы изучения персонала?
- Принцип функциональной эквивалентности Л.Берталанфи.
- Логические правила анализа Р.Декарта.
- Логическая экспертиза понятий, суждений и умозаключений в текстах документов.
- Модель когнитивных автопойетических систем У.Матурана-Ф.Варела.
- Парадигма научного исследования ресурсов управления.
- Практическая и когнитивная актуализация проблем теории и практики менеджмента.
- Чем отличается структура управления от системы управления?
- Модель социальных изменений П.Штомпки.
- Измерения событий (масштаб, направленность, интенсивность, состав, характер стимуляции).
- Исследование элементов перемен (инициаторы, участники, причины, исследователь).
- Режимы восприятия и оценки состояния человеческих ресурсов организации.
- Персонал как модель проблемных взаимоотношений между менеджерами по УП и «практиками» (по Дж.Иванцевич).
- Позитивизм и эволюционизм в исследованиях персонала организации.
- Метод структуризации проблемного исследования.
- Люди в организации: рациональность и иррациональность (экономический, органический и гуманистический подходы).
- Функциональный подход в исследовании менеджмента организации.
- Целевой подход в изучении задач менеджмента.
- Структурно-диагностический подход.
- Методика актуальной оценки Турчинова.
- Основы компаративной техники изучения систем управления.
- Формы работы с фактологическим материалом.
- Типологическая группировка эмпирического материала.
- Методики опроса, наблюдении, контент-анализа, интервью.
- Стратегия и тактика проектной деятельности в сфере управления персоналом.
- Матричный метод отображения причинных зависимостей.
- Численная оценка персонала: шкалирование, ранжирование, измерение, семантический дифференциал.
- Комплексная оценка персонала организации.
- Методика определения лидерства в группе.
Задания для контроля самостоятельной работы
Составьте синквейн на «метод»-«способ»
В каких случаях используются правила Р.Декарта?
Значение фундаментального метода Д.Метчэтта
Диагностическая модель Иванцевича-Лобанова
Методика А.Я.Кибанова
Методика постепенного приближения В.Смирнова
Системная и процессная модели в изучении персонала
Графические методы представления информации
Морфологический метод в изучении системы управления персоналом
Диаграммы Парето, Исикавы
Приложение. Задача А.Эйнштейна.
1. Есть пять домов – желтый, белый, голубой, красный и зеленый.
2. В них живут – немец, англичанин, швед, датчанин и норвежец.
3. Каждый разводит – кто-то лошадей, кто-то собак, птиц, кошек, рыб.
4. Каждый курит определенный сорт сигарет – Мальборо, Данхилл, Роттманс, Уинстон, Пэлл Мэлл.
5. Каждый пьет определенный напиток – воду, молоко, пиво, чай, кофе.
Вопрос: у кого живет рыба, если известно, что:
- в красном доме живет англичанин
- собака живет у шведа
- чай пьет датчанин
- зеленый дом стоит слева от белого и в нем пьют кофе
- птица живет у того, кто курит Пэлл Мэлл
- в среднем доме пьют молоко
- в желтом доме курят Данхилл
- в первом доже живет норвежец
- около дома того, кто держит кошку, живет тот, кто курит Мальборо
- около дома того, кто курит Данхилл, живет тот, кто держит лошадь
- кто курит Уинстон, предпочитает пиво
- около голубого дома живет норвежец
- немец курит Роттманс
- около того, кто пьет воду, живет курильщик Мальборо.
Что можно изменить в этой модели, чтобы конкретизировать протекание бизнес-процесса?
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
(модуля)
а) основная литература:
Берталанфи, Л. Общая теория систем: критических обзор // Исследования по общей теории систем. – М.: Прогресс, 2009.
Джонс,Дж. Методы проектирования/ Дж.Джонс. –М.: Мир, 1986.
Лавриненко, В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие / В.Н.Лавриненко, Л.М.Путилова. –М.: Вузовский учебник, 2004. -184 с.
Магура, М.И. Современные персонал-технологии / М.Магура, М.Курбатова. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2011. – 376с.
Социальная психология. Хрестоматия. Уч.пособие для студентов вузов / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. –М.: Аспект Пресс, 2000. -475 с. Раздел «Социальная психология групп» (стр.175-326).
Технология управления персоналом: настольная книга менеджера/ Журавлев В.П., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. – М.: Экзамен, 2000. – 576с.
Плотинский, Ю. М.Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: Учебное пособие для вузов / Ю. М. Плотинский ; Ин-т 'Открытое общество' . – М. : Логос, 1998 . – 280 с.
Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. – М.: Логос, 2001.
Рой, О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов. Учебник для вузов / О.М.Рой. –М.-СПб.: Питер, 2004. -364 с.
Теория и методы в социальных науках / ред.С.Ларсен. –М.: РОСПЭН, 2004. -288 с.
б) дополнительная литература:
Гутгарц, Р.Д. Методы кадрового проектирования/ Р.Д.Гутгарц//Справочник по управлению персоналом. -2004. -№12. –С.104-115.
Давыдов, А.А. Вейвлет-анализ социальных процессов//Социологические исследования. 2003. № 11.
Дьяконов, В. П. Вейвлеты. От теории к практике / В. П. Дьяконов. – М.: СОЛОН-Р, 2002. – 448 с.
Жданов Д.А., Данилов И.Н. Организационная эволюция корпораций. М.: «Дело» АНХ, 2011.
Кривов, В.Д. Социально-экономические исследования в органах государственной власти. –М.: ТЕИС, 2011. Его же: Обоснование государственных решений: методологический подход// Проблемы теории и практики управления, 2011, №3, с.8-18.
Кунц, Г. Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.1-2 / Г.Кунц, С.О`Доннел. -М.: Прогресс, 2001.
Литвак, Б.Г. Экспертные технологии в управлении: Учеб. пособие / Б.Г.Литвак. –М.: Дело, 2004.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента – М.: Дело, 1993.
Моделирование социально-политической и экономической динамики. – М.: РГСУ, 2004.
Настольная книга кадровика. 6-е изд./Редактор Касьянова Г. Ю. –М.: АБАК, 2011 г. -496 с.
Нефедов С.А. Концепция демографических циклов. - Екатеринбург: Изд. УГГУ, 2007.
Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. - М.: Мир, 1979.
Новоселова И.А. Социально-экономическое развитие и оценка конкурентоспособности регионов: Центральный федеральный округ. –Муром: изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2010.
Павловский Ю.Н. Имитационные модели и системы. – М.: ФАЗИС: ВЦ РАН, 2000.
Пантин В.И. Циклы и ритмы истории. - Рязань: Аракс, 1996.
Парсаданов, Г.А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны: Теоретико-методологические аспекты. Уч.пособие / Г.А.Парсаданов. - М.: ЮНИТИ, 2010. -223 с.
Перегудов, Ф.И. Введение в системный анализ / Ф.И.Перегудов, Ф.П.Тарасенко. –М., 2009.
Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003.
Процесс социального исследования. М., 2005. -576 с.
Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук / Пер. с фр. – М.: Прогресс, 2002.
"Колеса" профессора В.Б.Тихомирова // Диалог. 1991. №3.
Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия / В.В.Травин, В.А.Дятлов. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 272 с.
Управление социально-экономическим развитием России: Концепции, цели, механизмы / Под ред.академикаД.С.Львова. - М.: Экономика, 2002. -702 с.
Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер.с нем. М.: АспектПресс, 1996.
Щедровицкий Г.П., Дубровский В.Я. Общая концепция методики. // Теоретические и методологические исследования в дизайне. – Труды ВНИИ технической эстетики, вып.61, ч.II. –М., 1990.
Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. // Системные исследования: Методологические проблемы. –М., 1981.
Щедровицкий Г.П. // На пути к теории научного знания. –М., 1984.
Collier F.E. Continuous Systems Modeling. N.Y.: Springer, 1991.
Dey I. Qualitative Data Analysis. L.: Routledge, 1993.
Games B. General Systems Research: Quo Vadis// General Systems Yearbook. 1979. Vol. 24. P. 1-9.
Giddens A. Social Theory and Modern Sociology. Cambridge: Policy Press, 1987.
Gordon W. I. I. Synectics: the development of creative imagination.-New-York, Harper and Row, 1961.
Maruyama M. Interwoven and Interactive Heterogeneity in 21st Century // Technological forecasting and social change. 1994. Vol. 45. №1. P. 93-102.
Matchett E., Briggs A. H. Practical design based on method (fundamental design method) // The design method, Gregory S. (ed), Butterworths, London, 1966.
Matchett E., FDM - A means of controlled thinking and personal growth// Proceedings of the State Czechoslovakian Confederation of Designers.-Prague, 1967.
Miles M.B., Huberman A.M. Qualitative Data Analysis. L.: Sage, 1994.
Prince G. M. The practice of creativity.-New-York, Harper and Row, 1970.
Samuelson P. Foundations of Economic Analysis. Cambridge: Camb. Univ. Press, 1948.
Sorokin P.A. Social and Cultural Dynamics. Vol. 1-4, N.Y.: American Book Company, 1937-1941.
Steward J.H. Theory of Culture Change. Urbana: University of Illinois Press, 1979 {1955}.
The Dynamic of Social Systems / Ed. P. Colony. L.: Sage, 1992.
Tafte E.R. The Envision Information. N.Y., 1991.
Tafte E.R. The Visual Display of Quantitative Information.N.Y., 1983.
Vago S. Social Change. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1989.
Zeigler B.P. Theory of Modeling and Simulation. N.Y.: Willey. 1976.
Luhmann N. Essays on self-reference. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1990.
Sztompka P. Society in Action: The Theory of Social Becoming. Cambridge (Mass.), CUP, 1991.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
РесурсыИнтернет:
HarvardBusinessreview: www.hbr-russia.ru
Журнал Проблемы теории и практики управления: http://www.ptpu.ru
Журнал Менеджмент в России и за рубежом: www.dis.ru/manag/
Российский журнал менеджмента: www.rim.ru
Справочник по управлению персоналом: www.kadrovik.ru
Тор-manager: www.top-manager.ru
The Chief: www.thechief.ru
American Management Association (AMA) http://www.amanet.org/
National Management Association (NMA) http://www.nma1.org/
Human resources management: www/hrm.ru
HR-digest: www.hrdigest.ru
HR-journal.ru
Библиотекаим. ПаулиныДжуниДжорджаПоллака (Paulina June & George Pollak Library) [Интернет-ресурс]
Сайт журнала "Сетевой журнал" (Интернет-версия) [Интернет-ресурс]
Best practices data Change management lessons learned from 575 organizations www.change-management.com
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Ноутбук, мультимедийник, PowerPoint
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки
Автор – доцент кафедры УСПП, к.и.н. МОРОЗОВ Н.А.
Программа одобрена на заседании кафедры УСПП 01.09.2011.
протокол № ________.
[1]Афонин, И.В. Инновационный менеджмент. Уч.пособие/ И.Афонин. –М.: Гардарики, 2005. –С.18
[2] Мишель Фуко. Надзор и наказание (1975). Цитируется по: Пер Монсон. Современная западная социология. Теории, традиции, перспективы/ М.Фуко. –СПб.: Нотабене, 1992. –С.359.
[3] Философский энциклопедический словарь. –М.: Советская энциклопедия, 1989. –С.359