Тема 2. Правила принятия решений в условиях риска и неопределенности

Правила принятия решений без использования численных значений вероятностей исходов (критерий Сэвиджа, Вальда, Лапласа). Критерий Гурвица – компромиссный способ принятия решений. Правила принятия решений с использованием численных значений вероятностей исходов. Зависимость решения от изменений значений вероятностей. Стоимость достоверной информации. Использование математического ожидания и среднего квадратичного отклонения для оценки риска. Использование понятия полезности при определении размеров риска.

Тема 3. Дерево решений

Некоторые задачи принятия решений и примеры использования деревьев решений. Анализ чувствительности решений. Парадокс Алле. Нерациональное поведение.

Тема 4. Многокритериальные решения

Понятие многокритериальности. Оценка важности критериев. Упорядоченность критериев по важности. Оптимальность по Парето. Методы оптимизации в многокритериальных задачах. Точки равновесия.

Тема 5. Управление организационными системами

Распределение ресурсов. Управление посредством экспертного опроса.

Тема 6. Коллективные решения

Парадокс Кондорсе. Метод Борда. Аксиомы Эрроу. Принятие коллективных решений в малых группах. Метод экспертных оценок.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации по изучению теоретического материала.

Теоретический материал представляет собой конспект лекций, содержащий необходимый набор утверждений и формул (без детальных подробностей их вывода и доказательств соответствующих теорем), но с подробным обоснованием их использования при решении конкретных управленческих задач. Необходимо тщательно разобрать все примеры, приведенные в каждой теме теоретических материалов, а также примеры в рекомендованных учебниках, и выполнить предлагаемые в них упражнения. Обратите внимание на стиль решения примеров – основные идеи решения обосновываются ссылкой на использованные утверждения, приводятся номера соответствующих формул. Подобный стиль должен быть Вами использован при выполнении практических заданий и контрольных работ. Для более глубокого понимания изучаемого методологического и инструментального аппарата следует воспользоваться общедоступными работами по методам принятия решений, перечень которых приведен в разделе «Рекомендуемая литература».

Методические рекомендации по решению практических задач.

Основная цель раздела «Практикум» – получение практических навыков решения конкретных задач и примеров по основным темам дисциплины. Решение предлагаемых в «Практикуме» заданий является средством текущего контроля приобретенных в течение семестра при самостоятельной работе знаний и навыков студентов, а также необходимо для самооценки студентами их подготовленности по каждой теме. По каждой теме необходимо решить (и предъявить для проверки) все предлагаемые примеры.




Изложение решения задач должно быть кратким, не загромождено текстовыми формулировками используемых утверждений и определений; простые преобразования и арифметические выкладки пояснять не следует. Степень подробности изложения решений задач должна соответствовать степени подробности решения примеров в соответствующих разделах теоретических материалов. Ключевые идеи решения следует обосновывать ссылкой на использованные утверждения и приводить номера соответствующих формул.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы.

Контрольная работа является важной частью итогового контроля зна- ний и навыков студентов по всем темам дисциплины. При выполнении работы студент учится работать со специальной литературой, обрабатывать полученную информацию, творчески ее использовать.

В контрольной работе должны быть выполнены все примеры раздела

«Контрольные задания».

Также как и при выполнении практических заданий, изложение решений контрольной работы должно быть кратким, не загромождено текстовыми формулировками используемых утверждений и определений; простые преобразования и арифметические выкладки пояснять не следует. Степень подробности изложения решений контрольной работы должна соответствовать степени подробности решения примеров в соответствующих разделах теоретических материалов. Ключевые идеи решения следует обосновывать ссылкой на использованные утверждения и приводить номера соответствующих формул.




Требования к оформлению практических заданий, контрольных работ и критерии их оценки.

Практические задания являются средством текущего контроля приобретенных в течение семестра знаний и навыков студентов, и выполняются по завершению изучения каждой темы (за исключением темы 1. Понятия этой темы являются базовыми и используются во всех последующих темах). Оценка выполнения практического задания проводится по 30-бальной системе (10 баллов на каждую задачу). 25-30 баллов, набранных студентом, соответствуют оценке "отлично", 20-24 балла – оценке "хорошо", 16-19 балла – оценке "удовлетворительно", 0-15 балла – оценке "неудовлетворительно".

В случае если задача решена в целом правильно, но допущены 1-2 арифметические ошибки, либо не объяснен какой-либо ключевой момент решения, решение оценивается в 8-10 баллов. Если решение задачи не доведено до конца, либо окончание решения ошибочно, но имеется правильный план решения и получены существенные, важные для решения результаты, задача оценивается в 4-8 баллов. Если задача не решена, отсутствует общий план решения либо допущены грубые ошибки, но есть продвижения в нужном направлении или правильно сделаны отдельные шаги решения, задача оценивается в 1-4 балла.

Оформление практической работы следующее: на титульной странице название дисциплины, название и номер темы, фамилия, имя, отчество

студента, факультет, номер группы и рамка для оценки заданий вида

       

В остальном оформление свободное.

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний и навыков студентов по всем темам за семестр. В отличие от практических заданий, оценка за каждую задачу контрольной работы - зачтено или не

зачтено.

Оценка зачтено ставится за правильное и полное решение задачи, допускаются небольшие погрешности в изложении и вычислениях. Оценка за контрольное задание по теме — зачтено, если зачтены все задачи данной темы. Оценка за контрольную работу — зачтено, если зачтены все контрольные задания по всем темам. Оформление контрольной работы следующее: на титульной странице название дисциплины, номер варианта, фамилия, имя, отчество студента, факультет, номер группы, рамка для

оценки контрольных заданий по всем темам вида:

           

Если практические задания по всем темам семестра выполнены на

оценку не ниже «удовлетворительно», и получена оценка «зачтено» за контрольную работу, то студент допускается к итоговой аттестации в семестре – зачету.

В случае неудовлетворительной оценки за практическое задание по отдельной теме студент должен выполнить работу над ошибками и прислать исправленное решение.

Если контрольная работа не зачтена, то студент также должен выполнить работу над ошибками и затем прислать исправленное решение.


Наши рекомендации