Законы и принципы управления.

  1. Понятие и роль законов
  2. Состав и характеристика законов управления
  3. Понятие и роль принципов управления
  4. Развитие управленческих принципов
  5. Принципы Фойоля
  6. Принципы Эмерсона
  7. Принципы Вебера
  8. Принципы Тейлора
  9. Принципы управления социалистический производством
  10. Принципы лучших зарубежных компаний

Закон (закономерность) - это объективный, часто повторяющийся, наиболее устойчивые, глубинные связи между явлениями и процессами в какой-либо сфере жизни общества. Законы носят объективный характер, и они создают объективную основу для управления.

От человека зависит познание закона и определение ограничений, требований этих законов и использование их в жизни. Порушение требований законов в общественной жизни приводит к кризисным ситуациям.

К основным законам управления относятся:

  1. Закон единства системы управления. В системе управления организацией действует единство отношений управления, которая определяют единый подход к формированию, функционирониванию и обеспечиванию развития всех ее элементов на всех уровнях управляения. этот закон проявляется в единстве принципов управления, функций управления (общих), методов, требований, управленческой системой всех уровней.
  2. Закон пропорциональности производства и управления. В системе управления должна постоянно соблюдаться пропорциональность внутри производства и внутри управления, независимо от изменения условий функционирования системы в целом. В производстве и в управлении должны быть следующие пропорции: по количеству и качеству, образующих систему элементов; по функциональным возможностям элементов при их взаимодействии; по времени выполнения функции элементами. Виды в производстве: по составу и мощности оборудования; по производительности труда на разных участках; по времени выполнения операций; по масштабам и технической оснащенности всех видов производства. Виды в управлении: между линейными и функциональными подсистемами (норма управления = 7); между количеством подчиненных; по численности различных структурных подразделений.
  3. Закон оптимального сочетания централизации и децентрализации управления. В системе управления должно достигаться оптимальное соотношения между централизацией и децентрализацией власти. Крайняя централизация имеет плюс в том, что центр надежно контролирует главную, глобальную цель системы. Минус: утрачивается оперативность управления, а так же, не всегда адекватно оцениваются местные условия и учитываются местные потребности. Крайняя децентрализация имеет плюсы в то, что существуют высокая оперативность и учет местных условий. Минус: при наличии частных целей, игнорируется главная цель.
  4. Закон оптимальной соотносительности управляемой и управляющей системой. Между управляющей и управляемой системами должна достигаться соотносительность по таким параметрам: по количественному и качественному составу работающих; по затратам на производство и управление; по уровню организации систем; по технической оснащенности.
  5. Закон расширения участия трудящихся в управлении.


Принцип управления - это основопологающее правило, которым следует пользоваться, менеджерам всех уровней управления.

Значение принципов состоит в том, что они вносят однозначность в деятельность органов управления и управляющих. И в значительной мере устраняют случайный характер управленческих команд.

Принципы управления - это результат обобщения людьми действующих законов и закономерностей. В этом их и субъективность и объективность. От человека зависит, сумеет ли он

  • Выявить и правильно сформулировать принципы
  • Следовать эти принципом

Принципы носят обязательный характер. Их не выбирают, а им следуют. Сущность принципов не меняется, а меняется формы их проявления и реализации, и роль.

  1. С развитием общества и организации меняется состав принципов управления, появляются новые принципы созвучной эпохи.
  2. Изменяется роль различных принципов управления на разных стадиях жизненного цикла организации и с изменением условий их деятельности.
  3. Появляются новые акценты в традиционных принципах управления, которые нельзя игнорировать в изменившихся условиях.

Процесс управления.

  1. Понятие процесса управления
  2. Характеристики процесса управления
  3. Содержание процесса управления
  4. Типы процесса управления (схемы)
  5. Пути совершенствования процесса управления

Управление - являясь специфическим видом человеческой деятельности, обладает следующими чертами:



  • Предмет управленческого труда - информация о деятельности отдельных работников и организации в целом
  • Объект управленческого труда - люди
  • Средства управленческого труда - средства организационно-вычислительной техники
  • Цель управленческого труда - осуществление управленческого воздействия (для достижения целей организации)
  • Продукт (результат) управленческого труда - это управленческое воздействие, активизируеющее работников на достижение общих целей
  • Труд
    1. Это преимущественно умственный труд
    2. Косвенно-производительный труд
    3. Труд с большим содержанием творческих операций
    4. Работа с людьми
    5. Многообразие и сложность решаемых задач

Воздействие в процессе управления можно разделить на две большие группы: постоянное и переменное. К постоянному (условному) относится, например, действующая структура управления, должностные инструкции, действующий официальный статус работника. Более активной формой управленческого воздействия выступает переменное воздействие.

Процесс управления - это совокупность действий управленческих работников во главе с руководителем, по выработке управленческого воздействия, осуществляемых в определенной последовательности на информационной основе, с помощью определенных методов и технических средств управления.

Этапы процесса управления.

  1. Цель. Связан со стадиями: 1, 2, 3
  2. Ситуация. Связан со стадиями: 1, 2, 3
  3. Проблема. Связан со стадиями: 2, 3, 4
  4. Решение. Связан со стадиями: 3, 4, 5

Стадии

  1. Целеполагание
  2. Информационная работа
  3. Аналитическая работа
  4. Выбор варианта действий
  5. Организационно-практическая работа

Ситуация- это состояние организации, оцениваемое относительно цели ее функционирования.

Проблема - это противоречие между целью и ситуацией, предполагающая, как правило, альтернативные пути решения.

Решение - это выбор пути преодоления проблемы.

Наши рекомендации