Законы и принципы управления.
- Понятие и роль законов
- Состав и характеристика законов управления
- Понятие и роль принципов управления
- Развитие управленческих принципов
- Принципы Фойоля
- Принципы Эмерсона
- Принципы Вебера
- Принципы Тейлора
- Принципы управления социалистический производством
- Принципы лучших зарубежных компаний
Закон (закономерность) - это объективный, часто повторяющийся, наиболее устойчивые, глубинные связи между явлениями и процессами в какой-либо сфере жизни общества. Законы носят объективный характер, и они создают объективную основу для управления.
От человека зависит познание закона и определение ограничений, требований этих законов и использование их в жизни. Порушение требований законов в общественной жизни приводит к кризисным ситуациям.
К основным законам управления относятся:
- Закон единства системы управления. В системе управления организацией действует единство отношений управления, которая определяют единый подход к формированию, функционирониванию и обеспечиванию развития всех ее элементов на всех уровнях управляения. этот закон проявляется в единстве принципов управления, функций управления (общих), методов, требований, управленческой системой всех уровней.
- Закон пропорциональности производства и управления. В системе управления должна постоянно соблюдаться пропорциональность внутри производства и внутри управления, независимо от изменения условий функционирования системы в целом. В производстве и в управлении должны быть следующие пропорции: по количеству и качеству, образующих систему элементов; по функциональным возможностям элементов при их взаимодействии; по времени выполнения функции элементами. Виды в производстве: по составу и мощности оборудования; по производительности труда на разных участках; по времени выполнения операций; по масштабам и технической оснащенности всех видов производства. Виды в управлении: между линейными и функциональными подсистемами (норма управления = 7); между количеством подчиненных; по численности различных структурных подразделений.
- Закон оптимального сочетания централизации и децентрализации управления. В системе управления должно достигаться оптимальное соотношения между централизацией и децентрализацией власти. Крайняя централизация имеет плюс в том, что центр надежно контролирует главную, глобальную цель системы. Минус: утрачивается оперативность управления, а так же, не всегда адекватно оцениваются местные условия и учитываются местные потребности. Крайняя децентрализация имеет плюсы в то, что существуют высокая оперативность и учет местных условий. Минус: при наличии частных целей, игнорируется главная цель.
- Закон оптимальной соотносительности управляемой и управляющей системой. Между управляющей и управляемой системами должна достигаться соотносительность по таким параметрам: по количественному и качественному составу работающих; по затратам на производство и управление; по уровню организации систем; по технической оснащенности.
- Закон расширения участия трудящихся в управлении.
Принцип управления - это основопологающее правило, которым следует пользоваться, менеджерам всех уровней управления.
Значение принципов состоит в том, что они вносят однозначность в деятельность органов управления и управляющих. И в значительной мере устраняют случайный характер управленческих команд.
Принципы управления - это результат обобщения людьми действующих законов и закономерностей. В этом их и субъективность и объективность. От человека зависит, сумеет ли он
- Выявить и правильно сформулировать принципы
- Следовать эти принципом
Принципы носят обязательный характер. Их не выбирают, а им следуют. Сущность принципов не меняется, а меняется формы их проявления и реализации, и роль.
- С развитием общества и организации меняется состав принципов управления, появляются новые принципы созвучной эпохи.
- Изменяется роль различных принципов управления на разных стадиях жизненного цикла организации и с изменением условий их деятельности.
- Появляются новые акценты в традиционных принципах управления, которые нельзя игнорировать в изменившихся условиях.
Процесс управления.
- Понятие процесса управления
- Характеристики процесса управления
- Содержание процесса управления
- Типы процесса управления (схемы)
- Пути совершенствования процесса управления
Управление - являясь специфическим видом человеческой деятельности, обладает следующими чертами:
- Предмет управленческого труда - информация о деятельности отдельных работников и организации в целом
- Объект управленческого труда - люди
- Средства управленческого труда - средства организационно-вычислительной техники
- Цель управленческого труда - осуществление управленческого воздействия (для достижения целей организации)
- Продукт (результат) управленческого труда - это управленческое воздействие, активизируеющее работников на достижение общих целей
- Труд
- Это преимущественно умственный труд
- Косвенно-производительный труд
- Труд с большим содержанием творческих операций
- Работа с людьми
- Многообразие и сложность решаемых задач
Воздействие в процессе управления можно разделить на две большие группы: постоянное и переменное. К постоянному (условному) относится, например, действующая структура управления, должностные инструкции, действующий официальный статус работника. Более активной формой управленческого воздействия выступает переменное воздействие.
Процесс управления - это совокупность действий управленческих работников во главе с руководителем, по выработке управленческого воздействия, осуществляемых в определенной последовательности на информационной основе, с помощью определенных методов и технических средств управления.
Этапы процесса управления.
- Цель. Связан со стадиями: 1, 2, 3
- Ситуация. Связан со стадиями: 1, 2, 3
- Проблема. Связан со стадиями: 2, 3, 4
- Решение. Связан со стадиями: 3, 4, 5
Стадии
- Целеполагание
- Информационная работа
- Аналитическая работа
- Выбор варианта действий
- Организационно-практическая работа
Ситуация- это состояние организации, оцениваемое относительно цели ее функционирования.
Проблема - это противоречие между целью и ситуацией, предполагающая, как правило, альтернативные пути решения.
Решение - это выбор пути преодоления проблемы.