Сущность и соотношение понятий «управление» и «менеджмент».
Сущность и соотношение понятий «управление» и «менеджмент».
Основные признаки рыночной экономики.
Основные признаки рыночной экономики.
Уровни управления. Субъект и объект управления.
Менеджмент как социальное управление.
Условия, предпосылки возникновения и этапы развития менеджмента.
Школа научного менеджмента.
Школа человеческих отношений.
Школа административного менеджмента.
Управленческие концепции (40-60-е годы)
Процессный подход в менеджменте.
.Cистемный подход
Ситуационный подход в менеджменте.
Сущность и соотношение понятий «управление» и «менеджмент».
Управление – это целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства с целью эффективного выполнения стоящих перед производством задач. Предметом управления производством является процесс воздействия на коллективы предприятия и его подразделений с целью получения высоких конечных результатов.
Менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики. В менеджмент входят след.составные части: 1. Управление трудовыми ресурсами (человек). 2.Управление научными исследованиями и разработками (технология). 3.Управление процессом производства (производство). 4.Маркетинг (рынок). 5.Управление финансами («кровеносная система»).
Основные признаки рыночной экономики.
Выделяют 5 основных черт рыночной экономики: 1.Свобода предпринимательства, разрешается все, кроме запрещенных законом сфер. 2.Конкуренция, ограждаемая законом. 3.Движение капитала в целях получения максимальной прибыли в соответствии с изменением спроса. 4.Рыночная деятельность, кот. должна базироваться на всесторонней и объективной информации. 5.Автономное принятие решения хозяйствующими субъектами рынка.
Элементы рыночной экономики: 1.экономические законы, 2.рыночный механизм, 3.участников рынка, 4.комплексный рынок, 5.рыночную психологию.
Рыночный механизм состоит из: рыночных инструментов (цена, спрос, предложение) и рыночных регуляторов (налоги, сборы, тарифы и т.д.).
3. Уровни управления. Субъект и объект управления.
Вертикальное разделение труда образует уровни управления: институциональный (высшее звено), управленческий (среднее звено), технический (низшее звено). Высший уровень может быть представлен председателем Совета директоров, президентом, правлением. Они вырабатывают политику организации и способствует ее практической реализации. Руководители среднего звена обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Это руководители отделов, директора предприятий, начальники функциональных отделов. Низший уровень представлен младшими начальниками. Это мастера, бригадиры, администраторы, ответственные до исполнителей. Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Объект – отдельная структура либо организация в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект – орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.
Школа научного менеджмента.
Ф.Тейлор возглавил движение научного управления, что и положило начало развитию школы научного управления. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда. Главная заслуга Тейлора в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Важным вкладом явилось систематическое использование стимулирования с целью заинтересованности работников в увеличении производительности труда и объемов производства. Предусматривалась также возможность необходимого отдыха и неизбежных перерывов в производстве. Эта давало руководству возможность устанавливать нормы выработки и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум.
Планирование как функция менеджмента.
Планирование как функция управления состоит в обособленном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Планирование – это процесс практического воплощения стратегии. Он заключается в принятии конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить их неопределенность. Поскольку такие решения влияют друг на друга, они нуждаются во взаимной увязке.Планирование связано с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле.В узком смысле планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.
В планах отражаются прогнозы развития организации в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
Планирование включает определение конечных и промежуточных целей предприятия, определение задач, решение которых необходимо для достижения целей, определение средств и способов решения этих задач, требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.
Планирование в организации помогает выполнить следующее:
*устранять отрицательный эффект неопределенности;
*сосредоточить внимание на главных задачах;
*добиться эффективного функционирования;
*обеспечить контроль.
Задачи планирования формулируются следующим образом:
1. Конкретизация целей развития предприятия и каждого его подразделения в отдельности на планируемый период.
2. Определение, детализация и координация хозяйственных задач всех подразделений, обеспечивающих достижение целей предприятия.
3. Определение сроков и последовательности реализации задач подразделений для достижения целей предприятия в целом и отдельных его подразделений (производственных отделений, дочерних компаний и других структурных образований).
4. Определение и выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач и достижения целей предприятия.
5. Обеспечение скоординированности научных исследований, разработки, производства и сбыта продукции.
6. Интеграция и согласование процесса планирования с маркетинговой деятельностью предприятия и другими функциями управления (организация, контроль, мотивация) в целях повышения обоснованности принимаемых решений, постоянной корректировки и адаптации показателей производства и сбыта к условиям рынка (в том числе обеспечение оперативного учета конкретного спроса и требований на определенную продукцию).
7. Разработка комплекса мероприятий по достижению конкретных целей и задач предприятия, его производственных отделений и дочерних компаний с учетом возможностей и наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.
Принципами планирования являются следующие:
*непрерывность;
*участие максимального числа сотрудников;
*гибкость;
*экономичность;
*многовариантность и оптимальность;
*координации и интеграции плановой деятельности и др.
Содержание и особенности управленческого труда.
Управленческий труд – это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом. Это планомерная деятельность работников административно-управленческого персонала, направленная на организацию, регулирование, мотивацию и контроль за работой сотрудников организации. Содержание управленческого труда зависит от его объекта и определяется структурой производственных процессов, приёмами труда, его техническим оснащением, взаимоотношениями, которые возникают в процессе выполнения управленческих функций.
Управленческий труд имеет свои особенности:
*он участвует в создании материальных благ не прямо, а через труд других лиц
*в качестве предмета управленческого труда выступают управленческий процесс и люди, участвующие в нём
*его результатом являются управленческие решения
*средствами труда служит организационная и вычислительная техника
*это труд умственный, поэтому прямое измерение его производительности возможно лишь в отношении технических исполнителей и отчасти специалистов
Главная особенность управленческого труда состоит в том, что задачи развития и совершенствования организации руководитель решает в организационном аспекте, воздействуя на людей, которые непосредственно должны решать эти задачи
Основные виды коммуникаций.
Виды коммуникации организации:
1) Коммуникации между организацией и ее средой(Средства коммун.организации с элементами внешнего окружен)
С потребителями они сообщаются с помощью рекламы и др. программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью внимание уделяется созданию определенного образа орг-циии на местном, общенациональном и международном уровне. Осуждения, собрания, переговоры, отчеты циркулирующие внутри орг-ции, часто являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешней средой.
2) Коммуникации внутри организацииМежуровневые ком-циии - перемещение инф-ции в рамках вертикальной ком-ции. Может происходить по нисходящей (сообщение подчиненным уровням о принятом решении) и восходящим (отчеты, предложения, объяснительная записка). Ком-ции между различными отделами или горизонтальные. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними необходим для координации задач и действий. Коммуникации «руководитель-подчиненный». Связанный с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности отдела в решение задачи; оповещением подчиненного о грядущем изменении. Ком-циии между руководителем и рабочей группой. Позволяет руководителю повысить эффективность действий группы. Неформальные ком-ции. Канал неформальных коммуникаций – это канал распространения слухов, так как по каналам слухов информация передается немного быстрее, чем по каналам формального сообщения, иногда руководители пользуются слухами для запланированной утечки и распространения определенной утечки и распространения определенной информации типа «между нами».
Основные виды коммуникаций.
Виды коммуникации организации:
1) Коммуникации между организацией и ее средой(Средства коммун.организации с элементами внешнего окружен)
С потребителями они сообщаются с помощью рекламы и др. программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью внимание уделяется созданию определенного образа орг-циии на местном, общенациональном и международном уровне. Осуждения, собрания, переговоры, отчеты циркулирующие внутри орг-ции, часто являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешней средой.
2) Коммуникации внутри организацииМежуровневые ком-циии - перемещение инф-ции в рамках вертикальной ком-ции. Может происходить по нисходящей (сообщение подчиненным уровням о принятом решении) и восходящим (отчеты, предложения, объяснительная записка). Ком-ции между различными отделами или горизонтальные. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними необходим для координации задач и действий. Коммуникации «руководитель-подчиненный». Связанный с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности отдела в решение задачи; оповещением подчиненного о грядущем изменении. Ком-циии между руководителем и рабочей группой. Позволяет руководителю повысить эффективность действий группы. Неформальные ком-ции. Канал неформальных коммуникаций – это канал распространения слухов, так как по каналам слухов информация передается немного быстрее, чем по каналам формального сообщения, иногда руководители пользуются слухами для запланированной утечки и распространения определенной утечки и распространения определенной информации типа «между нами».
Сущность и соотношение понятий «управление» и «менеджмент».