Эффективность обучения и повышения квалификации
Отбор работников, подлежащих обучению, и формирование учебных групп производится с учетом потребности в обучении новичков либо в повышении квалификации работающего персонала. Контингент работников, подлежащих обучению, формируется с учетом информации, содержащейся в личном деле работника, и рекомендаций непосредственного руководителя.
Разработка учебных программ может осуществляться специалистами организации, кадровыми специалистами и консультантами со стороны. Оформление учебных программ, разработка календарных планов обучения, подготовка учебной и материальной базы проводятся представителями отдела кадров или ответственным за работу с персоналом в организации.
Важной частью подготовительного этапа обучения является разработка сметы. Затраты на обучение складываются из расходов на формирование учебной и материальной базы, стоимости затраченного времени самих обучаемых, работников организации, проводящих занятия, и оплаты приглашенных специалистов со стороны. В торговле все расходы финансируются за счет средств самого предприятия. Сопоставление расходов с ожидаемым эффектом от внедрения программы позволяет оценить целесообразность ее осуществления. Прогнозируемый эффект от внедрения программы определяется путем расчета размера дополнительной прибыли, получаемой в результате достижения целей обучения. Предварительный этап включает также разработку системы текущего контроля над процессом обучения и форм отчетности по его результатам. После завершения подготовительного этапа в установленные сроки программа обучения вступает в действие и реализуется на основе перечисленных выше методов.
При разработке Схемы оценки необходимо учесть то, что результат может сказаться не сразу и наиболее целесообразно следует использовать сводный оценочный показатель, который определяется путем суммирования показателей поэтапной оценки результатов обучения, взвешенной по их значимости.
Выделяют следующие составляющие общей оценки:
1) Оценка отношения работников, прошедших обучение, к проведенным занятиям. Она производится на основе изучения мнения обучаемых сразу после окончания занятий. Такая оценка носит эмоционально окрашенный характер, поэтому является наименее адекватной. Чаще всего работникам, прошедшим обучение, раздается анкета, в которой они должны ответить на ряд вопросов, характеризующих выбор тематики, восприятие и степень их удовлетворенности проведенными занятиями. Можно предусмотреть выяснение мнения работника о положительных и отрицательных моментах обучения. По каждому вопросу предусматривается шкала оценки, например от 1 до 5. Общий результат оценки опрашиваемых получается путем суммирования или усреднения оценок, проставленных в каждой анкете.
2) Оценка степени усвоения материала, полученного в процессе обучения. В общих чертах результат обучения может выражаться:
♦ в получении определенного объема информации;
♦ в изменении взгляда, отношения работника к предмету изучения;
♦ в выработке у него определенных навыков, умений.
Данная составляющая оценки должна предусматривать возможность оценить работника, приведенным выше параметрам. Достаточно эффективными методами оценки в данном случае являются тесты и экзамены, проводимые самим преподавателем, либо контрольные испытания, проводимые непосредственным руководителем. Оценка проводится по окончании занятий. В ней можно предусмотреть мнение специалистов организации и непосредственного руководителя о качестве обучения, сформированного на основе собеседования с работником и наблюдения за его работой.
3) Оценка поведения персонала, прошедшего обучение. Она проводится несколько раз, например через несколько недель после обучения и повторно через несколько месяцев. Цель оценки — выяснить, имеют ли место изменения в поведении работника в результате обучения. Для получения более достоверной информации целесообразно ее проведение с помощью опроса не посредственного руководителя и самого работника. Наиболее сложной проблемой является определение системы показателей, на основе которых будет производиться оценка. Они подбираются исходя из целей обучения. Такими показателями могут быть увеличение объемов продаж, снижение количества жалоб, рост дисциплины труда и т. д. Система оценки должна строиться с учетом действующей в подразделении системой оценочных показателей труда работников.
4) Оценка влияния обучения на работу организации. Данный вид оценки проводят работники кадровых или экономических служб по прошествии определенного периода, в течение которого результаты обучения могут сказаться на практической деятельности предприятия, — от нескольких месяцев до года. В качестве оценочных показателей используются такие показатели работы организации, как объем продаж, текучесть кадров, снижение издержек, рост производительности труда, расширение клиентской базы и т. д. Здесь также следует продумать методы измерения, позволяющие изолировать влияние факторов, не связанных с обучением персонала.
5) Оценка рентабельности обучения. Она производится путем отнесения дополнительной прибыли, полученной в результате обучения, к затратам на его проведение.
ТЕМА "ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА"