Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности.
Термин «менеджмент» заимствован из английского языка. Оксфордский словарь приводит следующие его значения:
· управление коммерческим предприятием;
· умение управлять, административные навыки;
· орган управления, администрация, дирекция организации;
· «управленцы» как социально-профессиональная группа, противостоящая рабочим;
· специфические методы управления, например,управление по целям, управление по отклонениям и т. д.
Оксфордский словарь дает также ряд других, более общих его значений:
· способ, манера или навыки руководства кем-либо или чем-либо;
· изобретательность, находчивость, изворотливость, проявленные при достижении каких-либо целей (часто с негативным оттенком, подразумевающим использование обмана, различных уловок, хитрости).
В английском языке слово тапаgетепt обозначает также умение обращаться, владеть чем-либо (инструментом, оружием и т. п.), а глагол тапаgе — еще и «усмирять, выезжать лошадей».
Слово тапаgетепt в свою очередь, восходит к латинскому тапg (рука, власть). Первоначально одно из значений глагола, происходящего от данного корня, означало «укрощать, делать ручным».
Термин «менеджмент» в обозначении управления появился в США, но в настоящее время известен каждому образованному человеку в мире.
Достаточно распространенным является определение, основанное на перечислении основных функций менеджмента. Согласно этому подходу,менеджмент представляет собой процесс планирования, организации, воздействия на персонал и контроля за деятельностью организации, направленный на обеспечение ее эффективного функционирования.
Нередко менеджмент трактуют каксовокупность рациональных методов и организационных рычагов управленческого воздействия.Крупнейший американский специалист в области управления Питер Друккер рассматривает менеджмент как особый вид деятельности, позволяющий упорядочить деятельность группы людей и направить ее на достижение поставленных целей. Однако если попытаться обобщить имеющиеся определения, суть менеджмента сводиться к одному — умению делать работу чужими руками.
В настоящее время менеджмент рассматривается как самостоятельная область знаний, научная дисциплина, имеющая специфический предмет изучения, понятийный аппарат, свою теоретическую и методологическую основу, изучение которых необходимо в рамках овладения квалификацией профессионального менеджера.
Одновременно о менеджменте говорят как об искусстве управления.
Искусство управления предполагает наличие у менеджера наряду со знанием техники управления особого рода дарования, без которого невозможно эффективное использование накопленных теоретических и практических знаний в конкретной ситуации (так же как высокий уровень исполнительского искусства предполагает не только грамотную технику исполнения, но и наличие таланта).
Это обусловлено тем, что организация, являющаяся объектом управления, представляет собой сложную систему. Особенности ее функционирования складываются под воздействием большого числа факторов, учет которых требует ситуационного управленческого мышления. В этих условиях дополнительным фактором эффективности принимаемых менеджером решений является наличие у него определенных характеристик, индивидуальных особенностей (черт характера, творческих способностей, интуиции и пр.).
Менеджмент имеет отношение к предпринимательству и бизнесу. Рассмотрим смысл этих терминов.
Предпринимательство – способность выявить все возможности ведения дела и умение ими воспользоваться для получения прибыли в условиях риска (частный случай бизнеса). Два отличающих момента предпринимательства – новизна и риск.
Бизнес (от англ. business - дело, антрепренерство):
· Вид деятельности, направленный на получение прибыли путем производственной деятельности по изготовлению/продаже товаров или оказанию услуг.
· Предприятие, фирма или совокупность предприятий, приносящие прибыль в результате осуществления определенных видов деятельности («внешнее» предпринимательство, антрепренерство, т.е. учреждение новой организации).
Разница между предпринимательством и менеджментом заключается в том, что предприниматель ориентирован на поиск новых идей, обеспечивающих наиболее выгодную сферу приложения капитала. Менеджер ориентирован на обеспечение максимальной эффективности использования имеющихся ресурсов, переданных ему в управление. В идеале эти два аспекта должны совпадать, тогда организация будет не просто эффективно работать, но и станет ведущей в своей сфере.
Так как мы будем говорить о менеджменте на 4 уровне, то есть о менеджменте организации, следует определить, что представляет собой организация, как объект управления.
Организация (англ. organisation от лат. оrganiw – придаю стройный вид):
· составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей;
· форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры;
· учреждение, призванное выполнять заданные функции, решать определенный круг задач.
Организации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей, являются социально-экономическими институтами со следующими общими чертами:
· цели, отражающие их предназначение и те виды продукции и услуг, которые они производят/продают для удовлетворения потребностей общества;
· персонал, обладающий квалификацией, знаниями и умениями, необходимыми для достижения поставленных целей;
· разделение труда, осуществляемое в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками каждого работника и обеспечивающее рациональную структуризацию работ и задач;
· коммуникации, т.е. различные виды связей, необходимых в процессе выполнения совместной работы;
· формальные правила поведения, процедуры и контроль, устанавливаемые для того, чтобы организация функционировала как целостное образование;
· уровни полномочий и ответственности, устанавливающие масштабы власти для разных должностей в организации.
Среда, в которой функционирует организация, делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны менеджмента. Факторы, образующие внешнее окружение организации, подразделяются на две группы: прямого и косвенного воздействия. В соответствии с этим внешняя среда состоит из макро (факторы косвенного воздействия) и микросред (факторы прямого воздействия) и включает следующие компоненты:
Таблица - Компоненты внешней среды
Внешняя макросреда | Внешняя микросреда |
· экономическую; · правовая; · политическая; · социальная; · технологическая; · рыночная; · международная. | · потребители; · поставщики; · конкуренты; · потенциальные сотрудники (трудовые ресурсы); · государственные органы; · потенциальные инвесторы; · потенциальные партнеры; · прочие контактные аудитории. |
Внутренняя среда состоит из следующих факторов:
· система управления;
· кадровые ресурсы;
· материально-техническая база;
· технология;
· товары и услуги;
· маркетинг;
· финансы;
· организационная культура.
Существуют два разных подхода к организации как системе с позиций ее взаимоотношений с внешней средой. Изначально главное внимание уделялось рассмотрению внутренних элементов и связей между ними, структурам и процессам, обеспечивающим достижение целей и получение результатов. Такой подход сформировал представление об организации, как о закрытой системе. По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. В результате сформировались черты модели организации как открытой системы.
Подобный подход рассматривает организацию как систему, однако, организация это еще и процессы, в ней протекающие.
Процесс – определенная совокупность действий, направленных на преобразование ресурсов в результаты. То есть каждое предприятие – это совокупность процессов, отсутствие которых означает, что предприятие не функционирует.
Процессы делят на имеющие материально-вещественный характер и информационные. Другая классификация базируется на их роли в процессе производства: первичные (основные), вторичные (обеспечивающие), управленческие (инфраструктурные).
Организации могут быть классифицированы по разным признакам. Это рассматривается в таких дисциплинах, как «Экономика», «Правоведение» и «Основы предпринимательства».
Таким образом, содержание менеджмента можно рассматривать в трех направлениях:
· как науку и искусство управления;
· как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;
· как аппарат управления деятельностью организации.
Различают два аспекта менеджмента:
· внутрифирменный менеджмент;
· управление фирмой как субъектом рынка.
Эти два аспекта жестко связаны между собой единством внешней и внутренней сред фирмы. Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:
· особенностью производственного процесса;
· характером внешней среды (в настоящее время значение этого фактора повышается).
Менеджмент является фундаментом для всех дисциплин, формирующих круг профессиональных знаний в области производственной деятельности организации.
В узком смысле менеджмент – воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии менеджерами на себя ответственности за результативность воздействия. В этом смысле менеджмент включает три аспекта:
· Кто управляет кем (институциональный аспект)?
· Как осуществляется управление и как оно влияет на управляемых (функциональный аспект)?
· Чем осуществляется управление (инструментальный аспект)?
Объектом менеджмента является организация как сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество людей.
Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Обычно выделяют три иерархических уровня менеджмента организации: высший, средний и нижний (низовой).
Субъекты менеджмента, менеджеры – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Категория «менеджер» распространяется на руководителей организации; руководителей структурных звеньев; организаторов определенных видов работ (администраторов).
Существуют следующие классификации менеджмента в организации (как специальных областей управленческой деятельности).
По признаку объекта: общий и функциональный.
Общий (генеральный) – заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев.
Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев (инновационный менеджмент, персональный, финансовый и т.д.).
По признаку содержания: нормативный, стратегический, оперативный.
Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формировании общих стратегических намерений.
Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Менеджмент оперирует следующими видами ресурсов:
1. Материальные (финансы, энергия, недвижимость и др.).
2. Человеческие (интеллект, физическая сила, творческие способности).
3. Информационные.
4. Временные.
5. Пространственные.
ТЕМА "Функции и современные принципы менеджмента"
Принципы управления представляют собой руководящие правила, нормы поведения, выработанные применительно к наиболее общим условиям функционирования предприятия. Они разрабатываются для ситуаций, часто встречающихся в управленческой практике.
Различают общие и частные принципы управления.
Общие принципы являются универсальными. Они регламентируют принятие решений в условиях, общих практически для большинства организаций.
Частные принципы управления формулируются администрацией с учетом сочетания факторов внешней и внутренней среды, специфичных для данной организации. Сформулированные частные принципы регламентируют деятельность персонала в направлении выбранной стратегии.
В начале прошлого века известный французский предприниматель, менеджер Анри Файоль, много лет отдавший изучению проблем управления организацией, сформулировал 14 наиболее общих принципов управления организацией. И хотя сам Файоль писал о том, что изменение ситуации может повлечь за собой изменение принципов, практически все они, спустя почти 100 лет, сохранили свою актуальность. Их изучение позволит избежать многих проблем, с которыми может столкнуться неопытный менеджер.
Ниже приводятся перечень и краткое содержание принципов, изложенных в знаменитой работе Файоля «Общее и промышленное управление», опубликованной автором уже в 75-летнем возрасте.
1. Принцип разделения труда.
Является универсальным принципом, действующим как в биологическом, так и социальном организме. Он применим к осуществлению любого труда и обеспечивает повышение объемов и качества производства при тех же затратах труда. Реализация принципа предполагает введение специализации труда, позволяющей уменьшить число объектов управления и целей, реализуемых в рамках данной должности. В соответствии с принятым в организации разделением труда за каждым работником закрепляются строго определенные функции. Задача менеджера — проконтролировать их исполнение.