Изучение количественного состава чисел из единиц и из двух меньших чисел на конкретном материале
Методика ознакомления с составом числа из единиц
Предварительная работа: когда сформирована счетная деятельность и у детей развиваются представления о числе как абстрактном математическом понятии, знакомим с составом натуральных чисел в пределах десяти из единиц.
Особенности наглядного материала: множества, составленные из разных элементов, называемых одним словом (как для ознакомления с порядковым счетом): фрукты, овощи, фигуры, цвета, имена и др.; карточки с изображением картинок на обобщающее слово (рис. ):
Необходимо научить детей, рассматривая множества, рассказывать, как составлена группа, называть каждый элемент и их общее количество.
Например:
«Число пять составлено так: 1 квадрат, 1 круг, 1 треугольник, 1 овал, 1 прямоугольник — всего 5 геометрических фигур».
«Число три составлено так: 1 цилиндр, 1 куб, 1 шар — всего 3 фигуры».
В старшей группе рассматриваем числа в пределах первого пятка, в подготовительной — в пределах второго пятка.
Примерные задания:
—Составь число 4 из флажков разного цвета так, чтобы каждый цвет использовался только один раз. Расскажи, как ты это сделал.
—Расскажи по карточке, как составлено число.
—Составь число 5 из названий цветов. (Задание по представлению.)
Усложнения
Сначала используем реальные предметы, затем картинки, фигуры, потом даются задания по представлению, без наглядности.
В конце работаем с карточками (демонстрационными и раздаточными).
Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел
Предварительная работа: после ознакомления детей с составом чисел из единиц формируем умение составлять числа из двух меньших чисел.
Особенности наглядного материала: два множества, различающиеся одним признаком (красные и синие круги) или связанные логически (зайцы и белки). Числовые и цифровые карточки.
Методика обучения
В подготовительной группе на основе предметно-практических действий знакомим с составом чисел из двух меньших чисел. Дети в процессе многократных упражнений запоминают таблицу сложения в пределах десяти и соответствующие случаи вычитания, что имеет большое значение при обучении решению арифметических задач.
Фрагмент:
Программная задача: познакомить с составом числа 4 из двух меньших чисел.
Наглядный материал: круги голубые и красные, цифровые карточки ).
Ход:
—Что это?
—Какие?
—Сколько?
—Какой цифрой можно обозначить?
—А теперь сколько всего?
—Сколько каких?
—Обозначьте цифрами.
—Как мы составили число 4?
—Как можно по-другому?
Вывод:
— Число 4 можно составить по-разному: 3 и 1, 2и2, 1иЗ.
Усложнения
Сначала работаем с реальными предметами, фигурами, картинками, потом с числовыми и цифровыми карточками, затем ем задания без наглядности. Отрабатываем умение составлять числа из двух меньших, начиная с числа 3, и постепенно доходим до 10.
Замечание: состав числа 2 из единиц уже изучен. Дальше 10 идти не стоит, лучше прочно усвоить знания в пределах десятка.
Примерные задания и вопросы:
—На верхнем проводе сидели 5 ласточек. Одна перелетела на нижний провод. Сколько всего ласточек? Сколько на верхнем проводе? Сколько на нижнем? Как составлено число 5? Как можно сделать по-другому?
—Вере подарили 4 карандаша. Как она могла их поделить с Мишей?
—У меня в руках 6 камешков. Сколько в левой, а сколько в правой руке?
—Нарисуйте на листе фигуры: треугольники — слева, квадраты — справа, всего — 7 фигур.
—Расскажите, кто как нарисовал.
—На карточке изображено 8 зайчиков. Угадайте, сколько я закрыла.
—Покажите две карточки, чтобы всего было 9.
—Какое число и как я составила?
—Как можно составить число 10?
—Составьте число 5 из двух меньших чисел.
—Придумайте два числа, которые вместе составят число 6.