Формирование представлений о равенстве и неравенстве множеств
Во второй младшей группе дети уже умеют работать с множествами. Видят и составляют группы предметов, выделяя их существенные признаки. Им интересно сравнивать группы по количеству, причем они испытывают тягу к составлению равночисленных множеств. Это является основой для обучения сравнению множеств путем наложения. Необходимо научить их правильно устанавливать взаимно однозначные соответствия («один к одному») между предметными множествами, уравнивать группы по количеству, добавляя и убирая один предмет. Это подготовит детей к счетной деятельности и к усвоению понятия числа (образованию соседних чисел).
Последовательность использования наглядного материала
Объемные игрушки и предметы карточки –считалочки с картинками картинки и чистые карточки геометрические фигуры
Методика обучения
Сначала учим детей сравнению множеств по количеству приемом наложения, затем — приложения. Понятия даются небольшими порциями с предварительным закреплением. Все термины отрабатываются на большом разнообразии наглядного материала.
Задачи | Наглядный материал | Речь воспитателя | Речь детей |
Дать понятия «по многу». Показать «закон сохранения количества» | Ведра, совки | — Что это? | — Ведра |
— Сколько? | — Много ведер | ||
— Поставьте ведерки вряд | — Одно ведро, одно ведро... | ||
— Сколько ведер? | — Много ведер | ||
— Что это? | — Совки | ||
— Сколько? | — Много совков | ||
— Разложите совочки вряд | — Один совок, один совок... | ||
— Сколько совков? | — Много совков | ||
— Ведер и совков помногу | — Ведер и совков помногу | ||
— Повторите | — Ведер и совков по многу | ||
Дать понятия «столько-сколько», «одинаково», «поровну» | Блюдца, чашки | — Что это? | — Блюдца |
— Сколько? | — Много блюдец | ||
— Что это? | — Чашки | ||
— Сколько? | — Много чашек | ||
— По скольку блюдец и чашек? | — Блюдец и чашек по многу | ||
— Расставьте блюдца вряд | — Одно блюдце,... | ||
— На каждое блюдце поставьте по одной чашке | — Одно блюдце – одна чашка... | ||
— На всех блюдцах есть чашки? | - Да | ||
— Значит, чашек столько, сколько блюдец, а блюдец столько, сколько чашек. Повторите | (Дети сначала повторяют за воспитателем, а затем отвечают на его вопросы, используя разные формулировки.) | ||
— Чашек и блюдец поровну, одинаковое количество | |||
— Что можно сказать о блюдцах и чашках? | |||
Дать понятия «больше - меньше» | Однополосные карточки-счита- лочки демонстрационныеи раздаточные | — Что это? | — Цветы |
— Сколько? | — Много цветов | ||
— Что это? | — Бабочки | ||
— Сколько? | — Много бабочек | ||
— По скольку цветов и бабочек? | — Цветов и бабочек по многу | ||
— Бабочки сели на цветочки. Один цветок— одна бабочка, один цветок — одна бабочка... | — Один цветок —одна бабочка, один цветок — одна бабочка... | ||
— На все цветочки сели бабочки? | -Да | ||
— Что можно сказать про цветы и бабочек? | Дети используют разные формулировки.) | ||
— Как еще можно сказать? | |||
— Одна бабочка улетела. Что теперь можно сказать? | |||
— Чего меньше? | — Бабочек меньше, чем цветов | ||
— Чего больше? | — Цветов больше, чем бабочек | ||
— Бабочка прилетела. Что можно сказать? | — Их стало опять поровну | ||
— Цветочек сорвали. Чего теперь меньше? | — Цветов меньше, чем бабочек | ||
— Чего больше? | — Бабочек больше, чем цветов | ||
Работа с демонстрационным материалом | |||
Научить уравнивать множества по количеству, добавляя и убирая один предмет | Картинки демонстрационные | — Кто это? | — Белочки |
— Сколько? | — Много белок | ||
— Что это? | — Шишки | ||
— Сколько? | — Много шишек | ||
— По скольку белок и шишек? | — Белок и шишек по многу | ||
— Белочки стали собирать шишки | — Одна белка — одна шишка... | ||
— Всем ли белкам хватило шишек? | — Нет, одной белке не хватило шишки | ||
— Что можно сказать про белок и шишки? | — Шишек меньше, чем белок. Белок больше, чем шишек | ||
— А что нужно сделать, чтобы белок и шишек стало поровну? | — Добавить одну шишку | ||
— Добавим одну шишку | |||
— Что теперь можно сказать? | — Стало поровну (и другие формулировки) | ||
— Что мы сделали, чтобы белок и шишек стало поровну? | — Добавили одну шишку | ||
— А как можно было сделать по-другому? (Воспитатель убирает одну шишку.) | — Убрать одну белку | ||
— Уберем одну белку. Что теперь можно сказать? | (Различные формулировки) | ||
— Как мы сделали поровну? | — Убрали одну белочку | ||
Работа с раздаточным материалом | |||
Раздаточные чистые полоски и геометрические фигуры (5 квадратов, 4 круга) у каждого ребенка на парте | - Положите перед собой полоски | ||
- Что у вас на подносе | - квадраты, круги | ||
- возьмите в руку один квадрат. Что вы про него знаете? | (дети вспоминают свойства фигур) | ||
- возьмите в руку один круг. Что вы про него знаете? | |||
- по скольку квадратов и кругов? | - квадратов и кругов по многу | ||
- разложите квадраты на полоске в ряд. Берите по одному правой рукой. Раскладывайте слева направо | - один квадрат, один квадрат… | ||
- а теперь на каждый квадрат положите по одному кругу | - один квадрат – один круг, один квадрат – один круг… | ||
- на всех ли квадратах лежат круги? | - нет. На одном квадрате нет круга | ||
- что про них можно сказать? | - квадратов больше, чем кругов | ||
- как еще можно сказать? | - кругов меньше, чем квадратов | ||
- а как сделать поровну? | - добавить один круг | ||
- возьмите у меня по одному кругу, добавьте | |||
- что теперь можно сделать? | - квадратов и кругов поровну (и другие формулировки) | ||
- что мы сделали, чтобы квадратов и кругов стало поровну? | - добавили один круг | ||
- ну-ка, верните мне по одному кругу. А как можно сделать поровну по-другому? | - убрать один квадрат | ||
- уберите один квадрат. Что теперь можно сказать? | (дети делают различные формулировки) | ||
- как мы сделали поровну? | - убрали один квадрат | ||
вывод: поровну мы делали двумя способами: добавляли один предмет и убирали один предмет |
Замечание. Понятия «больше» и «меньше» даются одновременно. Необходимо добиваться от детей различных вариантов ответов на один вопрос и обязательно проговаривать концовки («кругов меньше, чем квадратов»).
Обучение сравнению множеств по количеству способом приложения идет в той же последовательности, что и способом наложения. Чтобы предотвратить ошибки детей, необходимо:
• показать переход от способа сравнения множеств наложением к способу приложения;
• обсудить правила работы на карточке, понятия «над» и «под» применительно к ориентировке на листе бумаги;
• показать приемы работы сначала на вертикально расположенной плоскости (чтобы не подсовывали один предмет под другой);
• требовать проговаривать при работе: «один цветок — одна бабочка,...» (чтобы не увлекались обкладыванием со всех сторон).
Задачи | Наглядный материал | Речь воспитателя | Речь детей |
Показать переход от способа сравнения множеств наложением к способу приложения Показать «закон сохранения количества» | Объемная лесенка с несколькими ступеньками. Кубики, пирамидки (по 5) | — Что это? | — Кубики |
— Что это? | — Пирамидки | ||
— По скольку их? | — По многу | ||
— Поставим кубики в ряд на верхнюю ступеньку | — Один кубик, один кубик,... | ||
— Поставим на них пирамидки | — Один кубик—одна пирамидка,... | ||
— Что можно сказать? | — Их поровну | ||
— Поставим пирамидки под кубики | — Один кубик—одна пирамидка,... | ||
— Под каждым ли кубиком стоит пирамидка? | — Да | ||
— Что про них можно сказать? | — Их поровну |