Задачи обучения счету в разных возрастных группах

Анализ программных задач в младших группах.

1.Учить видеть, называть и различать отдельные предметы, замечать их существенные признаки: цвет, форму, размер и др.

2.Учить видеть множество и выделять его элементы: на ограниченном пространстве; в подготовленной обстановке.

Активизация словаря: учить понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами: «один», «много», «мало», «ни одно­го», «немного», «несколько».

3. Учить составлять множества: из одинаковых элементов; из разных элементов; из подмножеств.

Активизация словаря: учить понимать вопрос «поскольку?», при ответе использовать слова: «по одному», «по многу».

4. Учить сравнивать множества по количеству: на глаз (резко контрастные по количеству); путем соотнесения «один к одному» (установлением
взаимно однозначного соответствия:способом наложения;способом приложения;составлением пар;соединением рисунков линиями и др.

Активизация словаря: учить пользоваться словами: «столь­ко — сколько», «поровну», «одинаково»; «больше», «меньше».

Учить уравнивать множества, добавляя или убирая один элемент.

Активизация словаря: учить понимать вопрос «как сделать поровну?».

Анализ программных задач в средних группах.

Познакомить с приемами счета предметов.

2.Познакомить с приемами счета с помощью различных
анализаторов: счет по образцу;счет по названному числу;счет по цифровому изображению;счет на слух;счет на ощупь;счет движений.

3. Показать принцип построения натурального ряда (N±1): образование соседних чисел; сравнение соседних чисел («больше», «меньше»).

Научить сравнивать множества на основе счета.

5. Показать абстрактность числа (независимость от качест­венных признаков предметов и пространственного расположе­ния множества): независимость числа от размеров предметов; независимость числа от расстояния между предметами; независимость числа от формы расположения предметов; независимость числа от направления количественного счета.

Познакомить с порядковым счетом.

7.Познакомить с обратным счетом.

Познакомить с цифрами.

Анализ программных задач в старших группах.

Познакомить с составом числа из единиц.

Познакомить с составом числа из двух меньших чисел.

Познакомить с действиями сложения и вычитания.

4. Познакомить со знаками: +, —, =, <, >.

Научить решать и составлять арифметические задачи.

Познакомить с денежными знаками.

Знакомство с отношениями «много», «один», «мало»

Предварительная работа

В 1-й младшей группе детского сада занятия по математике не проводятся, но работа по математическому развитию детей уже идет на других занятиях и в других режимных процессах. Накапливаются знания об окружающих предметах («что это?», «какой?») и их совокупностях («сколько?»), формируется пред­метно-практическая деятельность, идет обогащение сенсорного опыта. На занятиях по развитию речи детей делят на подгруппы по 5-6 человек, близких по уровню развития речи (говорящие хорошо, говорящие своеобразно, не говорящие). Вводят понятия «много» (больше трех), «мало» (меньше трех), учат использовать существительные во множественном и единственном числе

Особенности наглядного материала

Демонстрационный материал является раздаточным. Ис­пользуются объемные предметы, игрушки, кубики, шарики строительный материал, вкладыши, пирамидки с тремя колечка­ми, матрешки двух-, трехместные, палочки с наборными шари­ками, музыкальные инструменты и др.

Методика обучения

Вначале занятия по математике проводятся в форме дидак­тической игры, затем дидактическая игра является одной из час­тей занятия. В дошкольных учреждениях общего вида в начале года во 2-й младшей группе дети делятся по подгруппам по уровню развития, затем занятия проводятся со всей группой. В специализированных детских садах деление по подгруппам на математических занятиях идет на всех годах обучения.

Так как мышление у детей наглядно-действенное, каждое слово воспитателя сопровождается показом, а любое действие сопровождается словом. Ребенок обязательно должен каждый объект взять в руки, рассмотреть его, подействовать с ним, мно­гократно проговорить нужные термины (повторить за воспитате­лем или ответить на вопрос).

Фрагмент игры «Мячики»

Наглядный материал: большие синие мячи, маленькие крас­ные мячи, корзина, коробка.

Организация: подгруппа детей (или один ребенок) и воспита­тель сидят на ковре, вокруг лежат много мячей.

Речь воспитателя Речь детей
— Возьми один мяч  
— Какой он? Погладь его — Маленький, красный, гладкий
— Что с ним можно делать? — Покатать, поиграть
— Покатай, поиграй  
— Возьми еще один мяч, другой  
— Расскажи о нем — Большой, синий, гладкий
— Дай мне один мяч  
— Сколько у тебя мячей? — Один мяч
— А у меня сколько мячей? — Один мяч
— По скольку у нас мячей? — По одному мячу
— Собери все красные мячи в коробку — Один мяч, один мяч,...
— Сколько мячей в коробке? — Много мячей
— А у тебя в руках сколько мячей? — Ни одного мяча
— Собери все синие мячи в корзину — Один мяч, один мяч,...
— Сколько мячей в корзине? — Много мячей
— А в коробке? — Много мячей
— По скольку синих и красных мячей? — Синих и красных мячей по многу
— Дай мне несколько красных мячей  
— Сколько красных мячей осталось в коробке? — Мало мячей. Немного мячей
— Где больше мячей: в коробке или в корзине? — В корзине мячей больше, чем в коробке
— Где меньше мячей? — В коробке мячей меньше, чем в корзине

Наши рекомендации