Ассоциирование элементов управления с функциями

Ассоциированиеописывает отношение между элементом управления, объектом воздействия и получаемым результатом. Некачественное ас' социирование проявляет себя в том, что элемент управления не соот' носится ни визуально, ни символически с объектом, на который он действует. Некачественная ассоциация заставляет пользователя оста' новиться и задуматься о соотношениях, а это выводит его из состояния потока. Плохое ассоциирование элементов управления с функциями увеличивает когнитивную нагрузку на пользователя и чревато серьез' ными ошибками.

Хороший пример проблем, связанных с ассоциированием, мы наблю' даем в интерфейсе обычной кухонной плиты, далекой от мира компь' ютерных технологий. Практически каждый, кому приходилось гото' вить, испытывал раздражение от неподходящего ассоциирования ру' чек кухонной плиты с горелками, которые они открывают. У типич' ной плиты, изображенной на рис. 11.11, горелки расположены по углам квадрата. Однако ручки для этих горелок расположены в ряд на передней панели плиты.

В этом случае мы имеем дело с проблемой физического ассоциирова- ния. Результат использования элемента управления достаточно оче' виден: горелка включится, когда вы повернете ручку. Однако неясен

Ассоциирование элементов управления с функциями - student2.ru

Рис. 11.11. Кухонная плита с плохим физическим ассоциированием элемен- тов управления. Какой горелкой управляет крайняя левая ручка – левой передней или левой задней? Тому, кто пользуется плитой, приходится каждый раз заново искать ассоциацию

целевой объект элемента управления: какая именно горелка нагреет' ся? К какой горелке относится крайняя левая ручка – левой передней или левой задней? Пользователи должны выяснять это либо методом тыка, либо разглядывая крохотные пиктограммы рядом с ручками. Не' естественность ассоциации вынуждает пользователей каждый раз изу' чать ее заново. Это действие со временем уходит в подсознание, но оно выполняется каждый раз и может закончиться ошибкой, когда пользо' ватель спешит или отвлекается (что нередко происходит во время при' готовления еды). В лучшем случае пользователь почувствует себя глу' по, если повернет не ту ручку, а еда останется холодной, пока он не за' метит ошибку. В худшем дело может закончиться ожогами и пожаром.

Решение этой проблемы заключается в таком изменении расположе' ния ручек, чтобы было понятно, какой горелкой управляет каждая из них. Совсем не обязательно располагать ручки в точности так же, как горелки, однако их позиции должны ясно показывать целевую горел' ку каждой ручки. Плита, изображенная на рис. 11.12, – хороший при' мер эффективного ассоциирования элементов управления.

При такой схеме расположения понятно, что левая верхняя ручка управляет левой верхней горелкой. Расположение каждой ручки ви'

 
  Ассоциирование элементов управления с функциями - student2.ru

Рис. 11.12. Недвусмысленное ассоциирование. Здесь понятно, с какой горелкой ассоциируется та или иная ручка, поскольку пространственная организация ручек четко связывает каждую ручку с горелкой

зуально отражает, какую горелку она включает. Дональд Норман (Nor' man, 1989) называет такое интуитивно понятное размещение естест- венным ассоциированием.

Другого рода пример неудачной ассоциации приведен на рис. 11.13. В этом случае неясно логическое ассоциированиепонятий с дейст' виями.

 
  Ассоциирование элементов управления с функциями - student2.ru

Рис. 11.13. Пример проблемы логического ассоциирования. Если пользователь захочет посмотреть последние пункты, какую сортировку он должен выбрать – по возрастанию или убыванию? Эти термины плохо ассоцuированы с тем, как пользователь воспринимает время

Этот веб'сайт предлагает вниманию пользователя пару разворачиваю' щихся меню, позволяющих отсортировать результаты поиска по дате. Пункт, выбранный в первом меню, влияет на то, что будет во втором. Если в первом меню выбрано Re−sort Results by: Date Placed (Отсортиро' вать результат по: Дате размещения), то второе меню содержит пунк' ты Ascending (По возрастанию) и Descending (По убыванию).

В отличие от плохого ассоциирования, характерного для кухонных плит, здесь целевой объект каждого элемента управления понятен – пункты разворачивающегося меню влияют на таблицу, расположен' ную под ним. Однако остается неясным результат: что получит поль' зователь, если он выберет сортировку по возрастанию?

Термины, выбранные для обозначения способов сортировки данных, не проясняют, что именно должен выбрать пользователь, который хочет, чтобы последние по времени пункты попали в начало списка. Фразы

«по возрастанию» и «по убыванию» плохо связаны с ментальными мо' делями времени большинства пользователей. Люди не думают, что да' ты «возрастают» или «убывают»; скорее, они считают, что даты и собы' тия бывают «давние» и «недавние». Быстрое решение этой проблемы состоит в замене формулировок на Most Recent First (Вначале самый по' следний) и Oldest First (Вначале самый давний), как на рис. 11.14.

 
  Ассоциирование элементов управления с функциями - student2.ru

Рис. 11.14. Внятное логическое ассоциирование. Здесь употребляются тер- мины, которые пользователи легко ассоциируют с сортировкой по времени

Создаете ли вы бытовые устройства, настольные приложения или же веб'сайты, вы всегда можете столкнуться с проблемами ассоциирова' ния. Это такая область, где внимание к деталям окупается с лихвой. Вы можете существенно улучшить свой продукт за счет поиска и устра' нения проблем, связанных с ассоциированием, даже если у вас мало времени на внесение изменений. Что в результате? Продукт, в кото' ром легче разобраться и с которым приятнее иметь дело.

Наши рекомендации