Тема 8. Технологии принятия муниципальных
Управленческих решений
План:
1. Особенности принятия управленческих решений в муниципальном менеджменте
2. Классификация управленческих решений муниципального менеджмента
3. Регламент как инструмент принятия муниципальных управленческих решений
4. Процесс утверждения муниципальных управленческих решений
Вся разноплановая деятельность муниципального менеджера связана с тремя укрупненными фукнциями:
· принятие управленческого решения;
· осуществление управленческого решения;
· контроль, включающий оценку последствий реализации решения.
Основными факторами, влияющими на организацию и функционирование муниципального образования являются технико-технологические, социально-экономические и региональные. В связи с этим можно выделить две группы задач, требующих решения:
1) функциональные, обусловленные спецификой труда в органах местного самоуправления, полномочиями отдельных муниципальных служащих и носящие в основном стандартный характер;
2) ситуационные – возникающие при нарушениях взаимодействия подсистем и элементов систем под влиянием технико-технологических, социально-экономических и региональных факторов.
На местном уровне главными инициаторами в принятии решений местного значения выступают представители основных ветвей власти, локализованных в том или ином МО.
Категория «управленческое решение» имеет многоаспектное содержание: 1. это вид деятельности, протекающий в управляющей системе и связанный с подготовкой, нахождением, выбором и принятием определенных вариантов действий. В этом аспекте управленческое решение – вид работы в аппарате администрации муниципального образования, определенный этап процесса управления;
2. это вариант воздействия управляющей системы на управляемую, форма воздействия. Здесь управленческое решение есть описание предполагаемых действий управляющей системы по отношению к управляемой;
3. это организационно-практическая деятельность руководителя.
Управленческое решение как специфический вид деятельности человека в процессе муниципального управления можно представить в виде последовательности определенных операций - изучение и анализ исходной ситуации, планирование, координацию, разработку, принятие и реализацию управленческих решений, контроль над их осуществлением.
Основными требованиями к муниципальным управленческим решениям являются: своевременность, обоснованность, обязательность исполнения, адресность, непротиворечивость, правомочность.
В зависимости от уровня целей разработанного плана выделяют стратегические и оперативные решения. Организационные особенности обусловливают проявление сложных и простых, одно- и многокритериальных, гибких и жестких, штатных и внештатных решений. Условия контроля, интегрированные в систему управления, обеспечивают использование прямых и косвенных, предварительных, текущих и реализационных решений. А функция прогнозирования становится основой для выделения пробных и упреждающих, ситуационных и целевых, кратко-, средне- и долгосрочных решений.
Порядок в принятии эффективного управленческого решения включает прохождение следующих стадий: описание проблемной ситуации; формулировка проблемы, требующей разрешения; предварительный анализ, выдвижение гипотез; установление целей и задач; определение критериев; поиск, анализ и сопоставление альтернатив, вариантов решения; оценка риска; выбор оптимального варианта решения; разработка плана реализации принятого решения.
Принятие решений в процессе муниципального управления имеет свои особенности, связанные главным образом с тем, что вынесенный вариант решения должен быть не только эффективным, но и признанным большинством населения, а также отвечать критериям легитимности и справедливости.
Непременным условием принятия решения в муниципальном образовании является обязательный учет мнения населения. Важнейшим политическим институтом, призванным утвердить публично-властные решения на основе активного участия жителей, а также при определении основных направлений в развитии МО методом общего голосования, является референдум. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо ОМС. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию.
Наряду с референдумом одной из форм работы с населением в МО являются опросы, по результатам которых формулируются предложения для решения общественно значимых проблем.
Схемы принятия решений муниципальными органами прописываются в уставах МО. Уставами предусмотрены нормативные и ненормативные наименования актов. Нормативные наименования называются постановлениями, ненормативные — распоряжениями.
Важнейшим средством в принятии решений представительными органами власти является регламент, который определяет порядок в подготовке и принятии решений между управленческими уровнями.
Значительная роль в разработке и принятии решений отводится информатизации процесса управления. Информационная поддержка принятия решения предусматривает создание баз данных, используемых для оперативного управления протекающими в МО социально-экономическими процессами. Наиболее характерными базами данных для управления на местном уровне являются социально-демографические; жилищно-коммунальные; финансово-экономические; делопроизводственные и географические.
Осуществление решения — самый трудоемкий и напряженный этап муниципального управления и во многом зависит от финансового состояния МО. Многие возможные муниципальные управленческие решения не будут выполнимыми, поскольку либо у руководителя, либо у самого муниципального образования недостаточно ресурсов для их реализации. Кроме того, причины проблемы могут быть связаны с внешними для МО факторами. Корректирующие действия могут наталкиваться на ряд ограничений, которые сужают возможности МО в принятии решений.
Возможные ограничения:
· неадекватность средств;
· недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт;
· потребность в технологии, еще не разработанной или слишком дорогой;
· нормативные ограничения.
Для принятия обоснованных управленческих решений в МО нужно создать и развивать эффективную систему обмена информацией:
· регулировать структуру и направления основных информационных потоков
· проводить регулярные встречи-совещания с подчиненными для обсуждения грядущих перемен, распределения работ;
· улучшать систему обратной связи (перемещение работников из одного структурного подразделения в другое, опросы, ящики для предложений и др.);
· улучшать систему прямой связи (распространение информационных бюллетеней, внутренние и внешние публикации, содержащие информацию, полезную для всех работников: предложения и рекомендации по поводу управления, ответы руководителей на часто задаваемые вопросы и др.).
Практическое занятие по теме:
«Технологии принятия муниципальных управленческих решений»
При решении следующих ситуационных задач необходимо дать ответы на следующие вопросы:
1. Когда имеет место быть такая ситуация?
2. Как можно разрешить эту проблему?
3. Кто ее должен решать?
4. Какие нормативно-правовые акты и кто должен издать?
5. Кто несет ответственность за произошедшее?
6. Что необходимо предпринять, чтобы такая ситуация не повторилась?
Ситуация 1. При разработке программы социально-экономического развития муниципального образования префект не советуется с главами управ.
Ситуация 2. Руководство предприятия каждый раз неохотно идет навстречу к местным органом власти в решении вопросов, связанных с развитием района.
Ситуация 3. При формировании местного бюджета не были учтены расходы на проведение мероприятий по озеленению микрорайона.
Ситуация 4. В муниципальном образовании в условиях разработки и освоения новых месторождений угля, нефти, газа, добычи золота наблюдается острая нехватка как квалифицированных, так и неквалифицированных рабочих рук.
Ситуация 5. В муниципальном образовании существует нехватка специалистов в области государственного и муниципального управления.
Ситуация 6. В школах города в связи с отсутствием финансирования обнаружилась неукомплектованность преподавательского состава. Перед мэрией встала задача: набрать недостающих учителей.
Ситуация 7. Администрация города не уделяет внимания организации досуга детей, что не способствует общению детей, физическому развитию и воспитанию.
Ситуация 8. Во время сильных дождей, снегопадов и таяния снега происходит затопление низких участков дорог и магистралей, что создает препятствия для нормального движения транспорта.
Ситуация 9. Администрация города должна создавать условия для функционирования центров проведения досуга для детей и подростков: кружки, различные спортивные клубы и т. д., но она передает эти помещения коммерческим организациям.
Ситуация 10. Вблизи детского сада администрацией района разрешено строительство бензоколонки, что не учитывает интересы населения территории.
Ситуация 11. При проведении в администрации района мероприятий по совершенствованию оргтехники не был учтен уровень квалификации муниципальных служащих.
Ситуация 12. Отдел кадров принял на работу неквалифицированного работника, не учитывая требований на вакантную должность.
Ситуация 13. Глава МО издал распоряжение о запрещении парковки автомобилей вблизи парка, не известив об этом население района.
Ситуация 14. Городская библиотека была закрыта, таким образом, население, в особенности школьники, не в состоянии удовлетворить свои социально-культурные потребности.
Ситуация 15. В структуре системы управления городом отсутствует отдел работы с населением, поэтому население не информировано о деятельности органов местной власти и не имеет возможности участвовать в решении проблем местного значения.
Ситуация 16. Глава МО дал заказ таксопарку для обеспечения такси территории района, а администрация МО аннулировала этот заказ.
Ситуация 17. В городах возникают проблемы с отоплением и горячим водоснабжением: в теплое время года (весной) отопление вовремя не отключается, а при наступлении холодов оно не включается, отсутствует горячее водоснабжение.
Рекомендуемая литература из общего списка: 5, 6, 11, 12.