Тема 8. Технологии принятия муниципальных

Управленческих решений

План:

1. Особенности принятия управленческих решений в муниципальном менеджменте

2. Классификация управленческих решений муниципального менеджмента

3. Регламент как инструмент принятия муниципальных управленческих решений

4. Процесс утверждения муниципальных управленческих решений

Вся разноплановая деятельность муниципального менеджера связана с тремя укрупненными фукнциями:

· принятие управленческого решения;

· осуществление управленческого решения;

· контроль, включающий оценку последствий реализации решения.

Основными факторами, влияющими на организацию и функционирование муниципального образования являются технико-технологические, социально-экономические и региональные. В связи с этим можно выделить две группы задач, требующих решения:

1) функциональные, обусловленные спецификой труда в органах местного самоуправления, полномочиями отдельных муниципальных служащих и носящие в основном стандартный характер;

2) ситуационные – возникающие при нарушениях взаимодействия подсистем и элементов систем под влиянием технико-технологических, социально-экономических и региональных факторов.

На местном уровне главными инициаторами в принятии решений местного значения высту­пают представители основных ветвей власти, локализованных в том или ином МО.

Категория «управленческое решение» имеет многоаспектное содержание: 1. это вид деятельности, протекающий в управляющей системе и связанный с подготовкой, нахождением, выбором и принятием определенных вариантов действий. В этом аспекте управленческое решение – вид работы в аппарате администрации муниципального образования, определенный этап процесса управления;

2. это вариант воздействия управляющей системы на управляемую, форма воздействия. Здесь управленческое решение есть описание предполагаемых действий управляющей системы по отношению к управляемой;

3. это организационно-практическая деятельность руководителя.

Управленческое решение как специфический вид деятельности человека в процессе муниципального управления можно представить в виде последовательности определенных операций - изучение и анализ исходной ситуации, планирование, координацию, разработку, принятие и реализацию управленческих решений, контроль над их осуществлением.

Основными требованиями к муниципальным управленческим решениям являются: своевременность, обоснованность, обязательность исполнения, адресность, непротиворечивость, правомочность.

В зависимости от уровня целей разработанного плана выделяют стратегиче­ские и оперативные решения. Организационные особенности обуслов­ливают проявление сложных и простых, одно- и многокритериальных, гибких и жестких, штатных и внештатных решений. Условия контроля, интегрированные в систему управления, обеспечи­вают использование прямых и косвенных, предварительных, текущих и реализационных решений. А функция прогнозирования становится ос­новой для выделения пробных и упреждающих, ситуационных и це­левых, кратко-, средне- и долгосрочных решений.

Порядок в принятии эффективного управленческого решения вклю­чает прохождение следующих стадий: описание проблемной ситуации; формулировка проблемы, требующей разрешения; предварительный анализ, выдвижение гипотез; установление целей и задач; определение критериев; поиск, анализ и сопоставление альтернатив, вариантов решения; оценка риска; выбор оптимального варианта решения; разработка плана реализации принятого решения.

Принятие решений в процессе муниципального управления имеет свои особенности, связанные главным образом с тем, что вынесенный вариант решения должен быть не только эффективным, но и признанным большинством населения, а также отвечать крите­риям легитимности и справедливости.

Непременным условием принятия решения в муниципальном об­разовании является обязательный учет мнения населения. Важнейшим политическим институтом, призванным утвердить публично-властные решения на основе активного участия жителей, а также при определении основных направлений в развитии МО методом общего голосования, является референдум. Решение, принятое на местном референдуме, не нужда­ется в утверждении какими-либо ОМС. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию.

Наряду с референдумом одной из форм работы с населением в МО являются опросы, по резуль­татам которых формулируются предложения для решения общест­венно значимых проблем.

Схемы при­нятия решений муниципальными органами про­писываются в уставах МО. Уставами предусмотрены нормативные и ненормативные наименования актов. Нормативные наименования называются постановлениями, ненормативные — распоряжениями.

Важнейшим средством в принятии решений представительными органами власти является регламент, который определяет порядок в подготовке и принятии решений между управленческими уровнями.

Значительная роль в разработке и принятии решений отводится информатизации процесса управления. Информационная поддержка принятия решения предусматривает создание баз данных, используемых для оперативного управления протекающими в МО социально-экономическими процесса­ми. Наиболее характерными базами данных для управления на мест­ном уровне являются социально-демографические; жилищно-коммунальные; финансово-экономические; делопроизводственные и географические.

Осуществление решения — самый трудоемкий и напряженный этап муниципального управления и во многом зависит от финансового состояния МО. Многие возможные муниципальные управленческие решения не будут выполнимыми, поскольку либо у руководителя, либо у самого муниципального образования недостаточно ресурсов для их реализации. Кроме того, причины проблемы могут быть связаны с внешними для МО факторами. Корректирующие действия могут наталкиваться на ряд ограничений, которые сужают возможности МО в принятии решений.

Возможные ограничения:

· неадекватность средств;

· недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт;

· потребность в технологии, еще не разработанной или слишком дорогой;

· нормативные ограничения.

Для принятия обоснованных управленческих решений в МО нужно создать и развивать эффективную систему обмена информацией:

· регулировать структуру и направления основных информационных потоков

· проводить регулярные встречи-совещания с подчиненными для обсуждения грядущих перемен, распределения работ;

· улучшать систему обратной связи (перемещение работников из одного структурного подразделения в другое, опросы, ящики для предложений и др.);

· улучшать систему прямой связи (распространение информационных бюллетеней, внутренние и внешние публикации, содержащие информацию, полезную для всех работников: предложения и рекомендации по поводу управления, ответы руководителей на часто задаваемые вопросы и др.).

Практическое занятие по теме:

«Технологии принятия муниципальных управленческих решений»

При решении следующих ситуационных задач необходимо дать ответы на следующие вопросы:

1. Когда имеет место быть такая ситуация?

2. Как можно разрешить эту проблему?

3. Кто ее должен решать?

4. Какие нормативно-правовые акты и кто должен издать?

5. Кто несет ответственность за произошедшее?

6. Что необходимо предпринять, чтобы такая ситуация не повторилась?

Ситуация 1. При разработке программы социально-экономи­ческого развития муниципального образования префект не совету­ется с главами управ.

Ситуация 2. Руководство предприятия каждый раз неохотно идет навстречу к местным органом власти в решении вопросов, свя­занных с развитием района.

Ситуация 3. При формировании местного бюджета не были учте­ны расходы на проведение мероприятий по озеленению микрорайона.

Ситуация 4. В муниципальном образовании в условиях разра­ботки и освоения новых месторождений угля, нефти, газа, добычи золота наблюдается острая нехватка как квалифицированных, так и неквалифицированных рабочих рук.

Ситуация 5. В муниципальном образовании существует нехватка специалистов в области государственного и муниципального управления.

Ситуация 6. В школах города в связи с отсутствием финансиро­вания обнаружилась неукомплектованность преподавательского со­става. Перед мэрией встала задача: набрать недостающих учителей.

Ситуация 7. Администрация города не уделяет внимания орга­низации досуга детей, что не способствует общению детей, физиче­скому развитию и воспитанию.

Ситуация 8. Во время сильных дождей, снегопадов и таяния снега происходит затопление низких участков дорог и магистралей, что создает препятствия для нормального движения транспорта.

Ситуация 9. Администрация города должна создавать условия для функционирования центров проведения досуга для детей и подростков: кружки, различные спортивные клубы и т. д., но она передает эти помещения коммерческим организациям.

Ситуация 10. Вблизи детского сада администрацией района раз­решено строительство бензоколонки, что не учитывает интересы населения территории.

Ситуация 11. При проведении в администрации района меро­приятий по совершенствованию оргтехники не был учтен уровень квалификации муниципальных служащих.

Ситуация 12. Отдел кадров принял на работу неквалифицирован­ного работника, не учитывая требований на вакантную должность.

Ситуация 13. Глава МО издал распоряжение о запрещении пар­ковки автомобилей вблизи парка, не известив об этом население района.

Ситуация 14. Городская библиотека была закрыта, таким обра­зом, население, в особенности школьники, не в состоянии удовле­творить свои социально-культурные потребности.

Ситуация 15. В структуре системы управления городом отсутству­ет отдел работы с населением, поэтому население не информировано о деятельности органов местной власти и не имеет возможности уча­ствовать в решении проблем местного значения.

Ситуация 16. Глава МО дал заказ таксопарку для обеспече­ния такси территории района, а администрация МО аннулировала этот заказ.

Ситуация 17. В городах возникают проблемы с отоплением и горя­чим водоснабжением: в теплое время года (весной) отопление вовремя не отключается, а при наступлении холодов оно не включается, отсут­ствует горячее водоснабжение.

Рекомендуемая литература из общего списка: 5, 6, 11, 12.

Наши рекомендации