Организация отделенческой отс
Диспетчерские виды связи
Поездная диспетчерская связь (ПДС) предназначена для переговоров поездного диспетчера (ДНЦ) с дежурными по станциям (ДСП), входящим в его участок (круг). Длина диспетчерского круга составляет, как правило, 100-150 км. Поездные диспетчеры размещаются в Единых диспетчерских центрах управления движением (ЕДЦУ). На рис. 3.26 представлена схема организации ПДС.
В групповой канал ПДС включаются: распорядительная станция, промежуточные пункты и стационарные радиостанции поездной радиосвязи (СРС). Если распорядительная станция располагается в помещении ЕДЦУ, то промежуточные пункты устанавливаются в помещениях дежурных по станциям, локомотивных депо, тяговым подстанциям, подменным пунктам, а также у энерго- и локомотивных диспетчеров.
На участках дорог, где на станциях нет работников службы движения или не предусмотрено их круглосуточное дежурство, в цепь ПДС могут быть включены телефонные аппараты ТАК, устанавливаемые на квартирах начальников станций, электромехаников и монтеров СЦБ. На электрифицированных участках железных дорог осуществляется включение в цепь ПДС квартирных телефонных аппаратов ТАК электромехаников тяговых подстанций. Включение указанных телефонных аппаратов осуществляется через блок включения квартирных аппаратов БВК. Кроме того, в цепь ПДС включаются специальные наружные телефонные аппараты, которые устанавливаются на релейных шкафах входных и выходных сигналов. Групповой канал ПДС включается в коммутаторы оперативно-технологической связи.
Допускается временное включение в канал ПДС переносных телефонных аппаратов машинистов локомотивов при вынужденной остановке поезда в пути, начальников восстановительных и пожарных поездов, электромехаников СЦБ, руководителей восстановительных и путевых работ
Для организации поездной диспетчерской связи применяются двухпроводные воздушные стальные линии и кабельные телефонные каналы тональной частоты. В пределах отделения дороги оборудуют несколько каналов ПДС. Если диспетчерский участок удален от места расположения диспетчера, то для организации диспетчерской связи применяется обходной канал ТЧ (рис.3.26). При этом используется переходное устройство (ПУ).
На железнодорожных станциях, которые разграничивают два или несколько диспетчерских участков, устанавливаются промежуточные пункты каждого участка. Соединение двух смежных каналов ПДС, относящихся к разным отделениям, осуществляется соединительным устройством СУ. Канал ПДС, имеющий затухание больше допустимого (19 дБ), оборудуется промежуточными усилителями У или делится на участки с помощью ПУ.
Для обеспечения возможности соединения ДНЦ и ДСП с машинистами локомотивов поездная диспетчерская связь дополняется устройствами радиосвязи. Таким образом организуется система поездной радиопроводной телефонной связи. На всех промежуточных станциях диспетчерского круга устанавливают стационарные радиостанции СРС, которые могут подключаться к каналу ПДС диспетчером или машинистом локомотива путем посылки вызывного сигнала. На локомотивах устанавливают локомотивные радиостанции.
Структурная схема канала ПДС, оборудованного аппаратурой с тональным избирательным вызовом, приведена на рис. 3.27. На схеме показано оборудование, установленное в кабинете ДНЦ, в линейно-аппаратном цехе, на железнодорожной станции (промежуточный пункт) Здесь же показано соединительное устройство.
В состав оборудования распорядительной станции входят: кнопочный пульт, электродинамический микрофон ВМ с микрофонным усилителем МУ, головка громкоговорителя ВА, ножная педаль Пед, датчик тонального избирательного вызова ДТВ, усилитель приема УПр, усилитель передачи УПер, а также реле управления РП, Р7. ДТВ включает в себя генератор вызова (ГВ) и усилитель (У).
Промежуточный пункт содержит линейный трансформатор Т, усилители УПр и УПер, приемник тонального избирательного вызова ПТИВ и телефонный аппарат.
Для вызова дежурного по станции диспетчер нажимает соответствующую вызывную кнопку Кн. При этом срабатывает реле Р7 и ДТВ подключается к каналу. Вызывной сигнал от генератора вызывных частот ГВ усиливается усилителем УПер и поступает в канал ПДС; часть вызывного тока ответвляется через резистор R в головку громкоговорителя диспетчера ВА для контроля посылки вызова в канал.
На промежуточном пункте входящий вызывной сигнал усиливается усилителем УПр и поступает в ПТИВ, которыйвключает звонок Зв. При работе звонка в канал посылается сигнал контроля КЗ, воспринимаемый головкой громкоговорителя диспетчера.
При ответе на вызов диспетчера дежурный по станции снимает микротелефон и, нажав на его клавишу Кл, говорит в микрофон. Исходящий разговорный ток усиливается усилителем УПер промежуточного пункта и поступает в канал. На распорядительной станции этот ток усиливается усилителем УПр и поступает в головку громкоговорителя В А.
Во время передачи речи диспетчер нажимает педаль, в результате чего работает реле РП, которое выключает тракт приема ДНЦ и включает тракт передачи (ВМ-МУ-Упер). Следовательно диспетчер может голосом осуществить перебой ДСП. Вызов диспетчера со стороны ДСП осуществляется голосом.
Соединение ДНЦ двух смежных кругов осуществляется через соединительное устройство, которое содержит два приемника тонального избирательного вызова ПТИВ1, ПТИВ2, реле Л и С, осуществляющие подключение смежных каналов ПДС через усилитель У. Для организации такого соединения диспетчер посылает вызов, на который настроен ПТИВ (комбинация 2-4). Последний включает реле Л и С, которые своими контактами подключают каналы к усилителю У. Усилитель соединительного устройства обеспечивает двустороннее усиление разговорных токов, поступающих из одного канала ПДС в другой. Для разъединения кругов этот же диспетчер посылает повторно ту же вызывную комбинацию, что и для установления соединения. При этом вновь срабатывает ПТИВ и выключает реле Л и С.
Для организации поездной диспетчерской связи ранее выпускалась аппаратура двух типов: переносная — РСДТ-1 и стационарная — РСДТ-2 и РСДТ-4 (соответственно на одно, два и четыре канала диспетчерской связи).
В настоящее время для замены электромеханических распорядительных станций типа РСДТ выпускаются современные системы.
Рассмотрим оборудование РСДТЦ-1.
Распорядительная станция диспетчерская тональная цифровая (РСДТЦ) является специализированным микропроцессорным устройством, со встроенным дисплеем и клавиатурой и имеющим звуковую и световую индикацию. Станция предназначена для работы по групповым каналам диспетчерской связи с посылкой вызывных сигналов кодом СК 2/7 и СК 2/11. При посылке вызова избирательный код отображается на дисплее. Оборудование размещается на столе диспетчера и конструктивно включает в себя диспетчерский пульт с микрофоном.
В пульте установлены ячейки: питания, диспетчерской связи, клавиатуры и индикации, усилителя микрофона, кросса, линии. В ячейке клавиатуры и индикации находятся дисплей, клавиатура и громкоговоритель.
Помимо РСДТЦ-1 выпускается оборудование диспетчерской связи типа РСДТ-11Ц, РСПР-Ц, СР-234М.
В табл.3.2 приведены основные технические характеристики распорядительных станций.
Как отмечалось выше, в групповой канал ПДС на железнодорожных станциях включаются соответствующие комплекты коммутаторов технологической связи (комплекты содержат ПТИВ) и промежуточные пункты диспетчерской связи.
Т а б л и ц а 3.2
Технические характеристики распорядительных станций
Технические данные и характеристики | Вид аппаратуры | |||
РСДТ – 11Ц | РСДТ - Ц | РСПР – Ц БРС | СР – 234М | |
Габаритные размеры, мм | 370х250х90 | 280х255х145 | 160х255х145 | 214х599х267 |
Масса, кг | 4,2 | 4,0 | 4,0+2,5 | 13,5 |
Режим работы | непрерывный | непрерывный | непрерывный | непрерывный |
Двухпроводное подключение к линии | да | да | да | да |
Четырехпроводное подключение к линии | да | да | да | да |
Наличие АРУ по приему и по передаче | да | да | да | нет |
Удлиненная посылка индивидуального и группового вызова | да | да | да | нет |
Отображение текущего времени и даты на дисплее | да | нет даты | нет даты | нет |
Использование встроенного будильника | да | да | да ка | нет |
Возможность подключения регистратора переговоров | да | да | да | да |
Архивирование в памяти информации о вызовах: дата и время вызова, номер вызываемого абонента, наличие или отсутствие сигнала КПВ | да | нет | нет | нет |
Просмотр на встроенном индикаторе архивной информации о вызовах: время вызова, номер вызываемого абонента, наличие или отсутствие сигнала подтверждения вызова (КПВ) | да | нет | нет | нет |
Посылка индивидуального группового и циркулярного вызова по команде с компьютера | да | нет | нет | нет |
Электропитание | От 12 В до 30 В | = 24 В+1,5% -10% | = 24 В+1,5 -10% | ~220 В = 24В |
Длительность вызывных частот первой второй | 0,8+\- 0,04 с 1.6 +/-0,08 с | 0,8+/- 0,05 с 1,6 +/-0,01 | 0,8+/- 0,05 с 1,6+/- 0,01 с | 0,8 +/-0,05 1,6+/-0,05 |
Уровень выходных сигналов, поступающих в линию связи | +5 дБ 0 дБ -13 дБ | От – 30дБ до + 5,2 дБ на нагрузке 300 Ом | От – 30дБ до +5,2дБ на нагрузке 300 Ом | + 5дБ + 12дБ - 13дБ - 4дБ |
Модуль входного и выходного сопротивления - при работе на двухпроводную линию - при работе на четырехпроводную линию | не менее 25кОм 600±120Ом | не менее 15кОм 600±120Ом | не менее 15кОм 600±120Ом | не менее 20кОм- 600±120 Ом |
Порог срабатывания схемы шумоподавления, дБ | -40 | -34 | -34 | нет |
Номинальная чувствительность по входным сигналам со стороны линии связи, дБ | -30 | -40 | -40 | -40 |
Диапазон ремиссии системы АРУ трактов приема и передачи, дБ | -35 | -35 | -35 | нет |
Максимальная мощность встроенного громкоговорителя | не менее 1Вт | не менее 1Вт | не менее 1Вт | не менее 2Вт |
Связь с компьютером (тип интерфейса) | RS-232 | нет | нет | нет |
Скорость передачи число бит данных | 38400бит/сек | нет | нет | нет |
Наличие сигнального кода 2/11 Наличие кода 2/7 | да да | да да | да да | нет да |
Дистанционное управление поездной и ремонтно-оперативной радиосвязью и обеспечение установления соединений и ведение переговоров | нет | нет | да | да |
Возможность подключения аппаратуры передачи команд ТУ-ТС | нет | нет | нет | да |
Возможность подключения линии ЖАТС | нет | нет | нет | да |
Управление режимом приема/передачи станционных радиостанций: - двухчастотными кодовыми посылками - тональной частотой 3300Гц - постоянным тоном | нет нет нет | нет нет нет | да да нет | да да да |
Наличие удаленных пультов управления (до 15км) | нет | нет | нет | да |
Для замены промежуточных пунктов предыдущего поколения типа ППС в настоящее время выпускается оборудование: ППСЦ, АПС-1М, АПС-8М, ПП-ИС02М и другое.
ППСЦ предназначен для работы в аналоговых и цифровых сетях ОТС и выполнен в виде телефонного аппарата с корпусом, защищенным от ударов. Промежуточный пункт может эксплуатироваться как в настольном, так и в настенном положении.
В ППСЦ используется микропроцессорное управление с применением микросхем высокой степени интеграции. Это обеспечивает высокую надежность работы промежуточного пункта. Процессор реализует функции цифровых фильтров с регулированием: номинального значения принимаемых частот; ширины полосы пропускания фильтров, порогов обнаружения фильтрами рабочих частот. Тем самым обеспечивается высокая вероятность обнаружения рабочих частот избирательного вызова. При этом вероятность ложного срабатывания цифрового фильтра от речевых сигналов очень низка (не превышает 10-6 ). ППСЦ разработан для приема сигналов избирательного вызова, передаваемых кодом СК 2/7 и СК 2/11. Данный промежуточный пункт может работать в групповых каналах диспетчерской и постанционной связи. В последнем случае микропроцессор формирует сигнал вызова оператора междугородного коммутатора частотой 1600 Гц при поступлении на процессор управляющего сигнала «вызов» с тастатуры телефонного аппарата. В ППСЦ реализованы режимы микротелефонной и громкоговорящей связи.
В табл. 3.3 представлены основные технические характеристики как ППСЦ, так и других промежуточных пунктов.
Т а б л и ц а 3.3
Технические параметры промежуточных пунктов
Технические параметры | Технические характеристики промпунктов | |||
ППСЦ | АПС –1м | АПС – 8м | ПП – ИС О 2М | |
Электропитание | ± 24 В | ~165 ÷ 24 В =24 ± 20% =12 ± 20% | ~165 ÷ 24 В =24 ± 20% | 220 В 10 –30 В |
Подключение к линии в двух- или четрехпроводном режиме | да | да | да | да |
Грозозащита при подключении к двухпроводной линии | да | да | да | да |
Электрическое перепрограммирование в энергонезависимое ППЗУ | нет | да | да | нет |
Посылка вызова на распорядительную станцию частотой 1600 Гц | да | да | да | нет |
Акустический прием сигнала вызова | да | да | да | да |
Регулировка громкости сигнала вызова | да | да | да | да |
Ведение разговора: в громкоговорящем режиме; в режиме микротелефонной связи | да да | да да | да да | нет да |
Ручная регулировка уровня громкости приема в громкоговорящем режиме | да | да | да | нет |
Управление режимом прием – передача от ручной тангенты к ножной педали | да | да | да | да |
Регулировка уровня приема и передачи для согласования с параметрами линии связи | да | да | да | да |
Бесперебойный переход на резервное питание при пропадании напряжения 50 Гц, 220 В | нет | да | да | да |
Работа в коде 2/11 | да | нет | нет | да |
Работа в коде 2/7 | да | да | да | да |
Модуль выходного сопротивления в двухпроводном режиме, кОм | ||||
Модуль выходного сопротивления в четырехпроводном режиме, Ом | ||||
Номинальный уровень выходного сигнала на нагрузке 600 Ом в двухпроводном режиме, дБ в четырехпроводном режиме, дБ | +5 – 13 | +5 – 8 | +5 – 8 | +5 – 13 |
Неравномерность АЧХ в диапазоне 300 – 3400, дБ | ± 2 | ± 2 | ||
Масса, кг | 0,9 | 2,1 |
Служебная диспетчерская связь (СДС) предназначена для служебных переговоров работников дистанции сигнализации и связи с линейными электромеханиками. Протяженность СДС определяется границами дистанции сигнализации и связи. В канал СДС включают промежуточнае пункты, устанавливаемые в помещениях: начальника и дежурного диспетчера дистанции сигнализации и связи; дежурных по станции; дежурного инженера СЦБ поста диспетчерской централизации ДЦ; релейных СЦБ; квартир электромехаников СЦБ на станциях диспетчерского управления при ДЦ и на промежуточных станциях при автоблокировке; наземных НУПов и ВУСов, ОУПов на станциях, где имеется РМТС а также в квартирах электромехаников связи .
Кроме того, канал СДС включается в РМТС, а на участках ДЦ — в секцию связи пульта поездного диспетчера. На участках с ДЦ все каналы СДС доводятся до отделения дороги, где они включаются в коммутаторы дежурных инженеров и электромехаников СЦБ поста ДЦ. СДС влючается в соответствующий комплект коммутатора ОТС на железнодорожной станции. Для связи с электромеханиками, работающими на перегоне, к каналу СДС подключаются линии перегонной связи.
Для организации канала СДС применяется аппаратура поездной диспетчерской связи. Распорядительная станция СДС устанавливается в дистанции сигнализации и связи и в ЛАЦе. СДС включается в междугородный коммутатор.
Энергодиспетчерская связь (ЭДС) предназначена для оперативного руководства со стороны энергодиспетчера работой энергетического хозяйства и организуется в пределах дистанции электроснабжения. Эта связь организуется по принципу ПДС.
На участках с электротягой в канал ЭДС включают промежуточные пункты, устанавливаемые в помещениях начальника дистанции электроснабжения и его заместителя, дежурных по станциям, тяговым подстанциям, участкам контактной сети, электродепо, постов секционирования и пунктов параллельного соединения контактной сети на участках с электротягой переменного тока. На тяговых подстанциях с дежурством на дому в канал ЭДС включены через специальные устройства телефоны, устанавливаемые на квартирах начальника тяговой подстанции и электромехаников.
Для связи между энергодиспетчерами смежных отделений дороги предусматривают соединительные устройства аналогично применяемым в каналах ПДС. Кроме того, энергодиспетчер может соединяться с электромеханиками СЦБ по каналу СДС через РМТС, с руководителями работ на перегоне по цепи перегонной связи, подключаемой с помощью коммутатора ОТС к каналу ЭДС на время переговора.
Вагонная диспетчерская связь (ВДС) предназначена для контроля за движением подвижного состава и состоянием погрузочно-разгрузочных работ. Организация ВДС осуществляется по схеме ПДС. Распорядительные станции ВДС располагаются в отделении дороги. В канал ВДС включают промежуточные пункты, установленные у дежурных по станциям и маневровых диспетчеров, в товарных и технических конторах, погрузочных пунктах, на предприятиях с подъездными путями. Кроме того, канал ВДС включают в РМТС.
Билетная диспетчерская связь (БДС) по продаже билетов на пассажирские поезда является частью общего комплекса связи для централизованного руководства продажей билетов на пассажирские поезда. БДС организуется по принципу поездной диспетчерской связи. Распорядительная станция устанавливается в отделении дороги. В канал БДС включают телефонные аппараты билетных касс на станциях.
Постанционная связь
Постанционная телефонная связь (ПС) предназначается для служебных переговоров работников промежуточных станций между собой и с работниками участковых и отделенческих станций. Для этого канал ПС включается в междугородный коммутатор МК. Канал ПС, как правило, заканчивается на участковых и отделенческих станциях. Каналы ПС являются составной частью сети отделенческой телефонной связи и обеспечивают возможность установления соединений абонентов раздельных пунктов с абонентами отделенческих и дорожной сетей связи.
В канал ПС включаются телефонные аппараты, устанавливаемые у дежурных по станции, дежурных по тяговым подстанциям, в пунктах дистанции контактной сети. При диспетчерской централизации на станциях с диспетчерским управлением аппарат ПС устанавливается также в пассажирском здании. Кроме того, телефонные аппараты ПС могут устанавливаться в товарных и технических конторах при отсутствии канала ВДС, в билетных кассах остановочных пунктов при отсутствии канала БДС, в караульных помещениях охраняемых искусственных сооружений. В помещениях дежурных по станциям канал ПС включаетсяв коммутаторы ОТС. Структурная схема канала ПС приведена на рис. 3.28. В канал ПС включается распорядительная станция РС, промежуточные пункты ПП, а также промежуточные усилители У. На РС канал ПС включен в междугородный коммутатор МК, в котором имеются: гнездо ГН, вызывная лампа ЛВ и кнопочный пульт КП для посылки избирательного вызова. В один канал ПС во избежании перегрузки может включаться не более 15 телефонных аппаратов. При большем количестве ПП канал ПС делится на два участка.
Аппаратура РС содержит устройства для приема вызова со стороны ПП и посылки в канал ПС избирательного вызова. Для соединения двух промежуточных пунктов одного и того же канала ПС абонент ПП должен снять микротелефон с рычага и прослушать, свободен ли канал. Если он в данный момент свободен, то абонент нажимает специальную кнопку, тем самым подключая к каналу генератор вызывного тока 1600 Гц, В результате приема вызывного сигнала на коммутаторе включается вызывная лампа ЛВ. Телефонистка посредством шнуровой пары опрашивает абонента и посылает с кнопочного пульта КП РС избирательный вызов на требуемую станцию. В канал ПС включаются АТС малой емкости промежуточных станций через специальные комплекты ВАПП. На распорядительном пункте устанавливаются дополнительно комплекты ВАПР. С помощью комплектов ВАПР и ВАПП осуществляются автоматический вызов абонентов АТС со стороны распорядительного пункта и посылка вызывного сигнала на распорядительную станцию со стороны абонента АТС.
Функциональная схема постанционной связи, включающая в себя распорядительную станцию и промежуточный пункт приведена на рис. 3.29. Абонент промежуточного пункта после снятия трубки посылает вызов на распорядительную станцию, кратковременно нажимая вызывную кнопку ВКн. Вызывной ток частотой 1600 Гц от генератора Г-1600 проходит через усилитель УПер и поступает в канал ПС. На распорядительной станции вызывной ток проходит в приемник тонального вызова ПТВ и вызывает срабатывание реле РП. Последнее включает реле РВ, которое замыкает цепь вызывной лампы ЛВ на коммутаторе. Одновременно реле РВ самоблокируется. После того как абонент ПП отпустит кнопку ВКн, посылка вызывного тока прекратится, реле РП отпустит якорь и включит реле контроля вызова РКВ. Контактами ркв включается генератор контроля вызова ГКВ, а его выход подключается к каналу ПС, и абонент ПП слышит сигнал контроля приема вызова распорядительной станцией.
При опросе телефонистка вставляет штепсель шнуровой пары в гнездо ГнЛ канала ПС. Срабатывает реле РО, которое контактом ро выключает цепь реле РВ. Затем отпускает якорь реле РКВ и ГКВ выключается. Для посылки избирательного вызова телефонистка соединяет шнуровой парой гнездо ГнД датчика тонального вызова ДТВ с гнездом ГнВ канала ПС. В этом случае срабатывает реле РИВ и переключает канал ПС к гнезду ГнВ. Телефонистка с помощью вызывной кнопки на кнопочном пульте КП включает ДТВ, и сигнал избирательного вызова с выхода ДТВ поступает через соединенные гнезда ГнД—ГнВ в канал ПС. Прием избирательного вызова на ПП осуществляется так же, как и в диспетчерской связи: с помощью усилителя УПр и ПТИВ. В результате работает звонок. Сигнал контроля работы звонка частотой 400 Гц усиливается Упер и поступает в групповой канал. Этот сигнал слышат телефонистка и вызывающий абонент.
В настоящее время устаревшая аппаратуры РС типа ПСТ-2М и ПСТ-4 заменяется современными распорядительными станциями с микропроцессорным управлением.
Линейно-путевая связь (ЛПС) предназначена для переговоров работников дистанции пути (ПЧ) по вопросам содержания путевого хозяйства. Каналы ЛПС организуются в пределах дистанции пути по принципу диспетчерской или постанционной связи либо по комбинированному способу. При организации ЛПС по принципу ПС распорядительную станцию постанционной связи устанавливают по месту нахождения ручной междугородной телефонной станции РМТС, в которую она включается. При организации ЛПС по принципу ПДС распорядительную станцию ПДС устанавливают в здании дистанции пути. При комбинированном способе организации ЛПС канал оборудуется двумя распорядительными станциями: типа ПС, которая включается в РМТС, и типа ПДС, которая устанавливается в здании дистанции пути.
Промежуточные пункты ЛПС устанавливают у начальников и в конторе дистанции пути, на квартирах дорожных и мостовых мастеров, у бригадиров пути, у дежурных по переездам, на квартирах путевых обходчиков, у дежурных по станциям. В пределах дистанции пути может быть организовано несколько каналов ЛПС.
Схемой организации ЛПС должна предусматриваться возможность проведения производственных совещаний. При организации ЛПС применяется оборудование распорядительных станций и промежуточных пунктов, выпускаемое для использования в групповых каналах ПДС и ПС..
Межстанционная связь
Поездная межстанционная связь (МЖС) предназначена для служебных переговоров между дежурными смежных раздельных пунктов по вопросам приема и отправления поездов. Согласно ПТЭ, если участок железной дороги не оборудован системой автоблокировки или диспетчерской централизации (ДЦ), для отправления поезда необходимо получить разрешение ДСП соседней станции. Причем последний должен подтвердить факт прибытия поезда на свою станцию.
На участках с автоблокировкой и ДЦ поезда отправляются по приказу ДНЦ без согласия ДСП соседней станции.
МЖС организуется между смежными раздельными пунктами и в нее включаются только телефонные аппараты ДСП.
Комплекты межстанционной связи представляют собой отдельные блоки коммутаторы технологической связи. Комплект МЖС (рис. 3.30) включает в себя приемник вызова ПВ, генератор контроля вызова ГКВ, источник вызывного тока ИВТ, переговорное устройство ПУ, лампу вызова НL. На пульте ДСП размещены: кнопка посылки вызова SВ2 и кнопка для подключения ПУ к линии МЖС SВ1. Комплект подключается к линии через изолирующий трансформатор Т.
Для вызова ДСП соседней станции ДСП станции А кратковременно нажимает кнопку SB2, подключая ИВТ через трансформатор Т к линии. По линии передается индукторный сигнал вызова, который через трансформатор Т СтБ поступает в блок ПВ. Последний срабатывает, блокируется и включает лампу НL на пульте ДСП. Обычно прием вызова сопровождается акустическим сигналом.
Закончив посылку вызова, ДСП СтА нажимает кнопку SВ1. Переговорное устройство подключается к линии, куда поступает тональный сигнал контроля посылки вызова, генерируемый ГКВ. Получив сигнал вызова, ДСП СтБ нажимает кнопку SВ1, подключая свое ПУ к линии. Сигнал контроля посылки вызова прекращается, ПВ разблокируется, лампа HL гаснет. Дежурные ведут разговор по каналу МЖС.
Отключение ПУ от канала МЖС происходит при повторном нажатии кнопок SВ1 на пультах. При этом комплекты МЖС переводятся в режим дежурного ожидания вызова.
На участках с автоблокировкой и диспетчерской централизацией, где МЖС используется редко, организуется совмещенный канал МЖС — ПГС.
Принцип построения и функционирования такого канала аналогичен каналу ПГС и будет рассмотрен ниже.
Перегонная связь
Назначение и принцип организации. Перегонная связь (ПГС) предназначена для служебных переговоров работников различных подразделений железнодорожного транспорта, находящихся на участке, с ДСП станций, ограничивающих перегон, поездным и энергодиспетчерами, диспетчерами дистанций пути, сигнализации и связи
Телефонные аппараты перегонной связи , как правило, включаются в канал ПГС на расстоянии до 2 км друг от друга и могут быть доступны определенным абонентам, работающим на перегоне: электромеханикам СЦБ и связи, монтерам пути, машинистам поездов т др. Абоненты, находящиеся на перегоне, посредством коммутатора технологической связи могут быть подключены к ПДС, ЭДС, СДС и ЛПС для ведения переговоров без участия ДСП.
Телефонные аппараты ПГС на участке устанавливаются на охраняемых и неохраняемых переездах, на релейных шкафах входных и проходных светофоров, в тоннелях.
На участке допускается включение в канал ПГС дополнительного вызывного устройства для обеспечения вызова оперативного абонента по месту выполнения работ со стороны руководителя (ДСП, ДНЦ).
ПГС может быть реализована применением: индивидуального двухпроводного канала; совмещенного двухпроводного (МЖС/ПГС); индивидуального четырехпроводного канала; совмещенного четырехпроводного (МЖС/ПГС).
В качестве примера рассмотрим функционирование ПГС при ее организации по двухпроводному каналу.
Структурная схема перегонной связи, включает двухпроводный канал, комплекты ПГС Ст Б и Ст. В, телефонный аппарат перегонной связи для наружной установки и временное вызывное устройство в виде звонка переменного тока, установленное на месте ремонтных или восстановительных работ (рис. 3.31 ). По данной схеме можно проследить прохождение основных процессов при установлении соединения по ПГС.
Установление соединения абонента ПГС с ДСП. Абонент, находящийся на перегоне, открывает специальным ключом бокс с телефонным аппаратом и рычажным переключателем РП подключает аппарат к каналу ПГС2. В исходном состоянии в двухпроводный канал подается питание через ПВ Ст Б и Ст В. Замыкание контакта РП приводит к включению в линию обмотки трансформатора Т, что в свою очередь обеспечивает срабатывание ПВ2СтБ и ПВ1 Ст В. Зажигаютсясоответствующие лампы вызова (НL2 и НL1) и включаются акустические сигнализаторы.
После включения ПВ1 и ПВ2 работают генераторы сигнала контроля вызова ГКВ. Абоненту на перегоне от Ст Б и Ст В передается сигнал контроля посылки вызова КПВ.
ДСП СтБ нажимает кнопку подключения SВ2. Генератор сигнала КПВ выключается и к каналу подключается переговорное устройство ПУ ДСП. Аналогичную операцию выполняет ДСП СтВ, нажимая кнопку подключения SВ1.
Абонент ведет переговоры с дежурными обеих станций, используя клавишу микротелефона Кл. При этом аппарат на перегоне получает питание через ПВ2 и ПВ1.
Если оперативный абонент на перегоне ведет разговор только с одним из ДСП, то второй ДСП отключается, используя соответствующую кнопку подключения.
По желанию оперативного абонента на перегоне ДСП подключает канал ПГС к каналу ПДС, ЭДС, СДС или ЛПС. Так для подключения к ПДС на ст. Б использует кнопки SB8 и SB9. После этого абонент ПГС голосом может вызвать поездного диспетчера. ДСП Ст Б может либо участвовать в установленном соединении (абонент ПГС-ДНЦ), либо отключиться с помощью кнопки SB2.
Аналогично с помощью кнопок SВ10 — SB12 ДСП Ст Б может подключить канал ПГС2 соответственно к каналам ЭДС, СДС и ЛПС.
По окончании разговора абонент ПГС2размыкает контакт РП. ПВ2 выключает лампу HL2, что служит сигналом ДСП Ст Б об окончании переговоров.
Кнопками SВ8 и SB9 ДСП разъединяет каналы ПГС2и ПДС. При этом КПГС СтБ и Ст В переводятся в режим дежурного ожидания вызова.
Посылка вызова на место выполнения работ. Если на месте выполнения работ подключен звонок переменного тока НА, то при необходимости ДСП любой станции может вызвать руководителя работ, используя для этого источник вызывного тока ИВТ. С этой целью он нажимает кнопку вызова SВ5 (Ст Б) или SВ4 (Ст В). Переменный вызывной ток от ИВТ через трансформатор Т2 (Т1) поступает в канал ПГС2. Звонок воспроизводит акустический сигнал вызова. При ответе абонента посылка вызова прекращается.
Ведение взаимных переговоров между абонентами ПГС. Абоненты ПГС подключены в двухпроводный канал параллельно, поэтому реализуется принцип «Говорит один — слышат все». Разговор ведется в полудуплексном режиме без приоритета. Питание микрофонов осуществляется через ПВ2 и ПВ1.
Посылка вызова ДСП соседней станции. ДСП Ст Б нажимает кнопку подключения переговорного устройства к ПГС2 (SВ2) и кратковременно кнопку вызова ДСП SВ6. Линия ПГС2 нагружается на обмотку трансформатора ТЗ, что приводит к срабатыванию ПВ1 и загоранию лампы HL1 в комплекте ПГС Ст В.
Отвечая на вызов, ДСП Ст В нажимает кнопку SВ1 и тем самым подключает свое ПУ к ПГС2. Разговор ведется в полудуплексном режиме без приоритета. По окончании разговора ДСП отключаются от канала ПГС/МЖС. Комплект ПГС переходит в режим дежурного ожидания вызова.
Организация ПГС на участках с ДЦ. На участках с диспетчерской централизацией на промежуточных станциях нет постоянного дежурства ДСП, поэтому функцию опроса абонента ПГС, а также подключение ПГС к различным видам ОТС выполняют операторы междугородных коммутаторов. С этой целью на участке с ДЦ организуют канал обходной перегонной связи ОПГС.
На распорядительной станции ОПГС используется аппаратура постанционной связи, дополненная комплектом для передачи управляющих сигналов. В коммутаторыпромежуточных станций устанавливаются блоки дистанционного подключения БДП, в которые заводятся каналы ПГС, ОПГС, а также каналы ОТС: ПДС, ЭДС, СДС и ЛПС.
Работу ПГС можно рассмотреть по структурной схеме (рис. 3.32). На ней показан канал ПГС, включенный в БДП одной из станций, канал ОПГС с аппаратурой распорядительной станции РС и междугородным коммутатором МК, а также элементы каналов ОТС (ПДС, ЭДС, СДС, ЛПС).
На МК размещаются кнопочный пульт ПК, гнездо канала ОПГС ХS, лампа вызова НL, номеронабиратель НН и ключ SВ для его подключения.
Аппаратура РС, кроме датчика тонального вызова ДТВ, приемника вызова ПВ и генератора контроля вызова ГКВ, включает в себя блок формирователя управляющих сигналов ФУС.
Блок дистанционного подключения БДП состоит из приемника тонального избирательного вызова ПТВ, приемника управляющих сигналов ПУС с реле отключения от канала ОПГС Р, генератора сигналов вызова и контроля посылки вызова ГВКВ, приемника вызова ПВ, блока коммутации БК и изолирующих трансформаторов Т1 — Т5. Приемная часть БДП входит в состав комплекта ВАПП [ ].
Посылка вызова от абонента ПГС на МК. Оперативный абонент ПГС на перегоне посылает вызов с аппарата ПГС дежурному по железнодорожной станции (этот процесс описан выше). В блоке БДП работает ПВ, в результате чего загорается лампа HL и включается ГВКВ. В канал перегонной связи поступает сигнал контроля посылки вызова. Если в течение 15 секунд ДСП не отвечает на вызов с перегона, то по прошествии этого времени ГВКВ формирует кратковременный (продолжительностью 2-3 секунды) сигнал частотой 1600 Гц, который поступает в канал ОПГС. Этот сигнал принимается приемником ПВ на распорядительной станции. В результате на МК загорается вызывная лампа HL. Посылаемый в канал ОПГС сигнал вызова частотой 1600 Гц слышит абонент на перегоне.