Информационные решения имеют целью оценить получаемую информацию, ответить на вопрос: «Что правда?»
+++ Организационные решения призваны установить необходимую структуру управления, ответить на вопрос: «Каким быть?»
+++ Оперативные решения есть решения на действия: «Как действовать?»
Классификация управленческих решений, данная М.Месконом, М.Альбертом и Ф.Хедоури содержит решения:
Организационные
+++интуитивные
+++рациональные
В рамках индивидуального подхода наибольшую значимость приобретает:
Централизация принятия решений
Большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой группой менеджеров
При централизованном подходе акцент стараются делать на то, чтобы решения принимались высшим звеном управления
К методам принятия управленческих решений можно отнести:
Неформальные (эвристические)
Коллективные
Количественные.
Составные элементы процесса принятия управленческих решений
Определение проблемы и контроль за исполнением
Выявление ограничений и определение альтернатив
Принятие и реализация решения
Неформальные (эвристические) методы принятия решений.
Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем, теоретическое сравнение альтернатив с учетом накопленного опыта
Неформальные методы базируются в основном на интуиции менеджера
Основаны на аналитических способностях лиц, принимающих эти решения.
Коллективные методы обсуждения и принятия решений.
Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц — участников данной процедуры
Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.
Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п.
приступают к проблеме с уже сформулированной исходной идеей, возникшей в результате предварительного анализа условий и требований задачи.
примеры коллективного принятия решений
Метод мозгового штурма
Метод Дельфи
Метод «кингисё»
К индивидуальным стилям принятия решений относят:
Решения уравновешенного типа и инертные решения
Рискованные решения и решения осторожного типа
Импульсивные решения
Чтобы управленческое решение было эффективным, должен учитываться ряд факторов:
Соблюдение иерархии в принятии решений
использование межфункциональных групп;
Использование прямых горизонтальных связей и централизация руководства
Для того чтобы модель деятельности исполнителя была выполнена в соответствии с первоначальной идеей менеджера, к ней (модели) предъявляют ряд требований
Полнота модели, ее мотивация, стрессоустойчивость и прочность,
Глубина отражения первоначальной идеи, согласованность,
Точность и гибкость модели
Менеджер-функционер
Его стихия – действия по принципу: «Движение – все, цель – ничто»
Он весь в хлопотах, в суете
Любит «работать с людьми», но без психологического анализа – были бы интересные «жареные» факты
Менеджер-аппаратчик
Он уверен, что рожден начальником
Его родная стихия – собрания, совещания, «пятиминутки», на которых он с упоением и, надо сказать, со знанием дела председательствует
С вышестоящим руководством работает на основе неформальных связей, зато нижестоящих давит всей силой административного пресса
Менеджер-индивидуал
Считает, что кроме него никто не работает и ничего не понимает
Сам лично трудится много и порой даже плодотворно
С коллективом срабатывается трудно
Тип характера гипертимный обладает чертами:
Если посмотреть на такого человека со стороны, то кажется, что он может горы сдвинуть
Его отличает неиссякаемая энергия, заразительный энтузиазм
Его девиз — «все по плечу».
Тип характера конформныйобладает чертами:
Это подсознательное соглашательство в условиях постоянства.
В постоянной среде такой человек очень общителен, добродушен; его любят окружающие
Он хотел бы, чтобы все текло как вчера и позавчера
Авторитет руководителя, связанный с выполнением основных функций согласно занимаемой им должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. Признаки реального авторитета
Фактическое влияние
Реальное доверие