Некооперативные игры в сравнении с кооперативными

ОГЛАВЛЕНИЕ

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Предисловие……………………………………………………………..

1. Элементы теории игр………………………………………………….

1.1. Основные понятия……………………………………………….

1.2. Матричные игры. Решение матричных игр в чистых стратегиях………………………………………………………..

1.3. Упрощение игр…………………………………………………...

1.4. Решение матричных игр в смешанных стратегиях……………

1.5. Решение задач в смешанных стратегиях. Игра 2×2……………

1.6. Критерии принятия решения в играх с «природой».

1.7. Упражнения………………………………………………………

2. Элементы теории массового обслуживания…………………………

2.1. Структура и классификация систем массового обслуживания.

2.2. Марковский случайный процесс в системах массового обслуживания……………………………………………………

2.3. Уравнения Колмогорова…………………………………………

2.4. Одноканальная система массового обслуживания с отказами..

2.5. Одноканальная система массового обслуживания с очередью.

2.6. Упражнения………………………………………………………

3. Ответы к упражнениям……………………………………………….

4. Библиографический список…………………………………………..

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для изучения элементов теории игр и основ теории массового обслуживания.

Работа состоит из двух глав и списка литературы. В первой главе излагаются основные понятия, теоремы и методы решения матричных игр в чистых и смешанных стратегиях, игр с «природой». Во второй главе излагаются основные понятия, формулы и подходы к решению задач по теории массового обслуживания, а именно одноканальные системы массового обслуживания.

Изложение теоретического материала сопровождается подробными решениями примеров. В конце каждой главы приведены упражнения для самостоятельного решения. Библиография, приведенная в конце пособия, может служить путеводителем для более подробного изучения какого-либо из рассматриваемых вопросов.

Элементы теории игр

К задачам теории игр и теории массового обслуживания сводятся многие прикладные задачи экономики.

Подобно линейному программированию теория игр (ТИ) также является одной из современных областей математики. Если при исследовании общей задачи линейного программирования мы определяли способ эффективного использования или распределения ограниченных ресурсов для достижения желаемых целей, то в ТИ нас интересует стратегия, с помощью которой достигается выигрыш, максимально возможный в данной игре. В то время, когда закладывались основы ТИ, замечательное соответствие между этими двумя задачами не было известно. Связь между линейным программированием и ТИ впервые была установлена Джоном фон Нейманом и Данцигом.

Анализ математической стороны и основных принципов ТИ был дан Дж. фон Нейманом в 1928 году. В 1944 фон Нейман и Моргенштерн опубликовали известную работу «Теория игр и экономического поведения», положившую начало бурному развитию математического исследования игр. Эта работа явилась основным толчком для развития линейного программирования и теории статистических решений Вальда. Она открыла также новый подход к задачам выбора решений в конкурентных ситуациях.

Основные понятия

В природе и обществе часто возникают конфликтные ситуации, в которых участвуют стороны с различными или даже противоположными интересами. Конфликтные ситуации возникают при операциях типа купли-продажи (особенно при наличии конкуренции), в судопроизводстве, в спорте и т.д.

Математическая теория конфликтных ситуаций называется ТИ. Задачей ТИ является выработка рекомендаций поведения, которое приводило бы к наибольшей выгоде той или иной стороны.

Методы и рекомендации ТИ разрабатываются применительно к таким специфическим конфликтным ситуациям, которые обладают свойством многократной повторяемости. Если конфликтная ситуация реализуется однократно или ограниченное число раз, то рекомендации ТИ теряют смысл. Чтобы проанализировать конфликтную ситуацию с помощью математических методов ее необходимо упростить, учитывая лишь важнейшие факторы, влияющие на ход конфликта.

Игра – это упрощенная формализованная модель реальной конфликтной ситуации.

Для математического описания игры необходимо четко сформулировать:

· правила игры, в которых должны быть описаны возможные варианты действий игроков;

· объем информации каждой стороны о поведении другой;

· результат игры, к которому приводит каждая совокупность ходов. Этому результату, хотя бы условно, должно быть приписано число, которое называется выигрышем или проигрышем.

Игрок – это одна из сторон в игровой ситуации.

Стратегия игрока – это его правила действия в каждой из возможных ситуаций игр.

Стратегия игрока, обеспечивающая ему максимальный выигрыш, называется оптимальной стратегией этого игрока.

Основная задача ТИ состоит в выявлении оптимальных стратегий игроков.

Конфликтные ситуации, встречающиеся в практике, порождают различные виды игр. Классификацию игр можно проводить по разным признакам. Различают игры:

· по количеству игроков. В игре может участвовать любое конечное число игроков. Если игроки объединяются в две группы, преследующие противоположные цели, то имеет место игра двух «лиц» (парная игра). Например: шахматы – игра двух партнеров с конечным числом возможных ходов; покер – игра многих партнеров с конечным числом возможных ходов.

· В зависимости от взаимоотношений участников различают игры некооперативные и кооперативные.

Решение.

B1 B2 B3 В4 αi
A1 -1 -1
A2
A3 -2 -1 -2
βj  

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Максиминной чистой стратегией является А2.

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Минимаксной для игрока B является стратегия В3.

Теорема 1. В матричной игре нижняя чистая цена игры не превосходит верхней чистой цены игры, т.е. α ≤ β.

Доказательство:

По определению

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru ,

значит αi ≤ aij ≤ βj или αi ≤ βj.

Это неравенство справедливо при любых комбинациях i и j. Будет оно справедливо для тех i и j, для которых Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru и Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru , и при этих i и j получим α ≤ β.

Если в матричной игре нижняя и верхняя чистые цены игры совпадают, т.е. α = β, то это игра имеет седловую точку в чистых стратегиях и чистую цену игры Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

Обозначим через i* и j* номера чистых стратегий, при которых имеет место равенство α = β. Пару чистых стратегий Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru игроков А и В, при которых достигается равенство α = β, называют седловой точкой матричной игры, а элемент ai*j* матрицы, стоящий на пересечении i* строки и j* столбца, – седловым элементом платежной матрицы.

Седловой элемент Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru является наименьшим в i* строке и наибольшим в j* столбце, т.е. Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru . Поэтому, если игрок В отклонится от своей минимальной стратегии, то его проигрыш может увеличиться. Аналогично, отклонение игрока А от своей максимальной стратегии ведет к уменьшению его выигрыша. Таким образом, минимальные стратегии в игре с седловой точкой обладают свойством устойчивости, создают ситуацию равновесия. Следовательно, если в матрице игры существует седловой элемент, то наилучшими для игроков являются их минимальные стратегии. Назовем чистые стратегии Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru и Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru , образующие седловой элемент, оптимальными чистыми стратегиями соответственно игроков А и В. Набор Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru назовем решением игры.

Пример. Швейное предприятие планирует к массовому выпуску новую модель одежды. Спрос на эту модель не может быть точно определен. Предполагают, что его величина характеризуется тремя возможными состояниями (I, II, III). С учетом этих состояний анализируется три возможных варианта выпуска данной модели (А1, А2, А3). Каждый из этих вариантов требует своих затрат и обеспечивает различный эффект. Прибыль (тыс. руб.), которую получает предприятие при данном объеме выпуска модели и соответствующем состоянии спроса, определяется матрицей

  I II III
A1
A2
A3

Найти объем выпуска модели одежды обеспечивающий среднюю величину прибыли при любом состоянии спроса.

Решение. Проверим, имеет ли исходная матрица седловую точку.

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

Число 22 – цена игры. Игра имеет седловую точку, соответствующую варианту А1 выпуска модели одежды. Объем выпуска модели, соответствующий данному варианту, обеспечивает прибыль в 22 тыс. руб. при любом состоянии спроса.

Упрощение игр

Если платежная матрица игры не содержит седловой точки, то задача определения оптимальной смешанной стратегии тем сложнее, чем больше размерность матрицы. Для игр с платежными матрицами большой размерности отыскание решения можно упростить, если уменьшить их размерность, вычеркивая дублирующие и заведомо невыгодные стратегии.

Если в матрице (aij)m×n игры все элементы строки (столбца) равны соответствующим элементам другой строки (столбца), то соответствующие строкам (столбцам) стратегии называются дублирующими.

Если в матрице (aij)m×n игры все элементы некоторой строки, определяющей i-ю стратегию Аi игрока А, не больше (меньше или равны) соответствующих элементов другой строки, то i-я стратегия Аi называется заведомо невыгодной.

Если в матрице (aij)m×n игры все элементы некоторого столбца, определяющего j-ю стратегию Вj игрока В, не меньше (больше или равны) соответствующих элементов другого столбца, то j-я стратегия Вj называется заведомо невыгодной.

Рассмотрим платежную матрицу игры:

B1 B2 B3 В4 В5 αi
A1
A2
A3
A4
βj  
  Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru  

α = 3 ≠ β = 5. Платежная матрица игры не имеет седловой точки.

Сравнивая почленно элементы второй и третьей строк, видим, что все элементы второй строки меньше соответствующих элементов третьей строки. Следовательно, вторая стратегия для игрока А заведомо невыгодна и ее можно исключить. Аналогично, сравнивая А3 и А4, исключаем А4. Получаем матрицу игры:

B1 B2 B3 В4 В5
A1
A3

Замечаем, что 1, 2, 3 стратегии игрока В заведомо невыгодны по сравнению с 5-й стратегией, поскольку игрок В стремится уменьшить выигрыш игрока А. Исключая эти стратегии, получаем матрицу 2×2, в которой нет дублирующих и заведомо невыгодных стратегий.

В4 В5
A1
A3

Перенумеруем стратегии, запишем платежную матрицу:

В1 В2 αi
A1
A2
βj  
    α = 3, β = 5.  

Если для упрощенной матрицы α = β, то число α = β = v есть цена игры не только с упрощенной, но и со сходной матрицей. Если α < β, то анализируется упрощенная матрица, а затем осуществляется возвращение к исходной матрице.

Пример.

  В1 В2 αi
A1
A2
βj  
  α = 3, β = 6.  

Игрок А может выиграть не менее 3 единиц, а игрок В может ограничить свой проигрыш (выигрыш игрока А) 6 единицами. Область между числами 3 и 6 является как бы нейтральной, и каждый игрок может попытаться улучшить свой результат за счет этой области. А2 и В1 – минимаксные стратегии игроков. Если игрок В заметит, что игрок А предпочитает стратегию А2, то он может использовать стратегию В2 и уменьшить выигрыш игрока А до 3. Но если игрок А раскроет замысел игрока В и применит стратегию А1, то он увеличит свой выигрыш до 9. В свою очередь, узнав об этом, игрок В выберет стратегию В1 и понизит выигрыш игрока А до 2. Таким образом, в очередной партии игрокам надо так выбирать стратегии, чтобы противник о них не догадался, т.е. использовать механизм случайного выбора.

Пусть имеется игра m×n.

Ai Bj B1 B2 ……… Bn pi
A1 a11 a12 ……… a1n p1
A2 a21 a22 ……… a2n p2
………
Am am1 am2 ……… amn pm
qj q1 q2 ……… qn

Обозначим через p1, p2, …, pm вероятности, с которыми игрок А использует чистые стратегии A1, A2, …, Am. Ясно, что

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru . (*)

Упорядоченное множество Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru (m-мерный вектор), элементы которого удовлетворяют условиям (*), называют смешанной стратегией игрока А. Т.е. смешанной стратегией игрока А является полный набор вероятностей применения его чистых стратегий. Механизм случайного выбора чистых стратегий, которым пользуется игрок А, обеспечивает ему множество смешанных стратегий. Любая чистая стратегия Аi есть частный случай смешанной стратегии Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru , i-ая компонента которой равна 1, а остальные равны 0.

Аналогично упорядоченное множество Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru , элементы которого удовлетворяют соотношениям Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru , является смешанной стратегией игрока В.

Пусть игроки А и В применяют смешанные стратегии Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru и Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru . Это означает, что игрок А использует стратегию Аi с вероятностью pi, а игрок В – стратегию Вj с вероятностью qj. Вероятность выбора комбинации стратегий (Аij) равна P(Аij) = piqj, при этом будет получен выигрыш aij. При использовании смешанных стратегий игра носит случайный характер, случайной становится и величина выигрыша игрока А (проигрыша игрока В). Средняя величина выигрыша (математическое ожидание) является функцией от смешанных стратегий Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru и Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru и определяется:

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

Функция Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru называется платежной функцией игры с матрицей (aij)m×n.

Для решения игры с точки зрения игрока А необходимо найти такие смешанные стратегии Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru и Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru , при которых ему обеспечивался бы средний выигрыш, равный Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru . Эту величину назовем верхней ценой игры Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

Аналогичной должна быть ситуация для игрока В: нижняя цена игры Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

Оптимальным назовем смешанные стратегии Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru и Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru игроков А и В, удовлетворяющие равенству:

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru ;

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru – цена игры.

Отметим свойства оптимальных смешанных стратегий.

1) Основная теорема теории игр: любая конечная матричная игра с нулевой суммой имеет, по крайней мере, одно решение, возможно, в смешанных стратегиях.

Применение оптимальной стратегии позволяет получить выигрыш, равный цене игры v.

α ≤ v ≤ β.

2) Для того, чтобы смешанные стратегии Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru и Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru были оптимальными для игроков А и B в игре с матрицей (aij)m×n и ценой v необходимо и достаточно выполнение неравенств:

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru ;

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

3) Пусть Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru и Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru – оптимальные смешанные стратегии игроков А и B в игре I с матрицей (aij)m×n и ценой v. Тогда Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru и Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru будут оптимальными в игре I' с матрицей (baij + c)m×n, где b>0, и ценой v'=bv+c.

Благодаря этому утверждению любую платежную матрицу можно преобразовать в платежную матрицу, все элементы которой положительны, поэтому цена игры v' также положительна.

1.5. Решение задач в смешанных стратегиях. Игра 2×2

В приведенных формулах для α и β функции min и max вычисляются на бесконечных множествах смешанных стратегий, поэтому значения α и β нельзя найти путем перебора вариантов. Воспользуемся теоремой об активных стратегиях.

Стратегии игроков, входящие в их оптимальные смешанные стратегии, называются активными. В оптимальной смешанной стратегии Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru активными являются стратегии А2 и А3.

Теорема 2. Применение оптимальной смешанной стратегии обеспечивает игроку максимальныq средний выигрыш (или минимальный средний проигрыш), равный цене игры v, независимо от того, какую стратегию применяет другой игрок, если только тот не выходит за пределы своих активных стратегий.

Найдем решение в случае игры 2×2. У игроков А и В по две стратегии, игра не содержит седловую точку. Найдем оптимальную смешанную стратегию Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

Решение. Матрица игры имеет вид:

Ai Bj B1 B2
A1 a11 a12
A2 a21 a22

Поскольку игра не имеет решения в чистых стратегиях, в оптимальной стратегии Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru игрока В числа Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru и Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru , т.е. обе стратегии В1 и В2 активные. Тогда по теореме об активных стратегиях, если игрок А придерживается своей оптимальной стратегии Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru , то игрок В может, не влияя на значение выигрыша, применять какую-либо из своих чистых активных стратегий В1 или В2. Игрок А получит средний выигрыш равный цене игры. Имеем два уравнения:

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru (при стратегии В1);

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru (при стратегии В2).

Учитывая, что Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru , будем иметь систему трех линейных уравнений с тремя неизвестными. Решив ее, найдем оптимальную смешанную стратегию Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru игрока А и цену игры v. Рассуждая аналогично, для определения оптимальной стратегии игрока В получим систему уравнений:

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Пример. Имеются две конкурирующие фирмы А и В, выпускающие однотипные изделия, соответственно видов I и II, которые могут быть окрашены в один из двух цветов: красный (кр.) или синий (син.). Изучение спроса покупателей показало, что если выпущены изделия I кр. и II кр., то 40% покупателей получают I кр. и 60% – II кр. Если выпущены I кр. и II син., то 90% покупателей приобретают I кр. Если изготовлены I син. и II кр. будет продано 70% I син. Если сделаны I син. и II син., то 20% покупателей получат I син.

Найти оптимальные стратегии и цену матричной игры.

Решение. Составим платежную матрицу игры (выигрыш аij фирмы А).

A B II кр. II син. αi
I кр. -20 -20
I син. -60 -60
βj  

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru – игра не имеет седловой точки.

Найдем оптимальное решение матричной игры в смешанных стратегиях.

Пусть фирма А придерживается своей оптимальной стратегии Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru . По теореме об активных стратегиях, при применении фирмой В чистой стратегии В1 или В2 фирма А получит средний выигрыш, равный цене игры, т.е.

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Решим систему трех уравнений с тремя неизвестными.

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru – цена игры.

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru , v = 10.

Составим систему уравнений для определения Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru оптимальной стратегии игрока В.

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Решая систему, найдем Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

При таких оптимальных стратегиях изделия фирмы А будут покупать 55%, фирмы В – 45% покупателей (55%+45%=100%).

Упражнения

1. Решить и привести графическую иллюстрацию игр, заданных следующими матрицами:

1.1. Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru . 1.2. Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

2. Найти оптимальные стратегии и цену игр, заданных платежными матрицами:

2.1. Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru . 2.2. Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru . 2.3. Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

2.4. Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru . 2.5. Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

3. Для приведенных ниже платежных матриц вычислить верхнюю и нижнюю цены игры, найти максиминные и минимаксные стратегии, выявить наличие седловых точек. При наличии седловых точек выписать цену игры и оптимальные решения.

3.1. Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru . 3.2. Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

3.3. Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru . 3.4. Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru . 3.5. Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

4. Для приведенных ниже платежных матриц матричных игр выявить доминирующие строки, доминирующие столбцы и найти для упрощенных матриц α и β. В случае равенства α = β выписать цену игры и оптимальные стратегии не только для упрощенных, но и для исходных матриц.

4.1. Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru . 4.2. Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru . 4.3. Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

Уравнения Колмогорова

При анализе случайных процессов с дискретными состояниями пользуются графом состояний, где прямоугольниками изображают состояния системы, а переходы из состояния в состояние – стрелками. Если у стрелок проставлены интенсивности, то граф состояния называется размеченным. Переходы системы из состояния Si в состояние Sj происходят под воздействием простейших потоков событий с интенсивностями λij.

Простейший граф состояний представлен на рис.1.

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Рис. 1

На рис. 1 изображена СМО, состоящая из одного телефонного аппарата, который находится в двух возможных состояниях: либо свободен (S0), либо занят (S1); λ01 – интенсивность нагрузки аппарата, или количество заявок на переговоры в единицу времени; λ10 – интенсивность обслуживания аппаратом, или количество обслуживаемых заявок в единицу времени.

Стрелка из S0 в S1 означает переход системы из состояния «аппарат свободен» в состояние «аппарат занят». Стрелка из S1 в S0 означает обратный переход.

Анализ состояния СМО сводится к определению вероятности, с которой система пребывает в данном состоянии.

В общем случае вероятностью i-го состояния pi(t) называется вероятность того, что в момент t система будет находиться в состоянии Si.

Для любого момента t справедливо соотношение:

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru , (5)

где n+1 – общее число состояний СМО.

Определить вероятности состояний СМО можно, решив систему уравнений Колмогорова.

Алгоритм составления системы уравнений Колмогорова:

1. В левую часть каждого уравнения ставится производная вероятности i-го состояния по времени.

2. В правую часть каждого управления ставится:

а) сумма произведений вероятностей всех состояний, из которых идут стрелки в i-е состояние, на интенсивности соответствующих потоков событий;

б) минус суммарная интенсивность всех потоков, выводящих систему из данного состояния, умноженная на вероятность i-го состояния.

В полученной системе Колмогорова независимых уравнений на единицу меньше их общего числа. Для решения системы добавим уравнение (5).

Задав начальные условия и решив систему дифференциальных уравнений Колмогорова, находят систему функций времени pi(t), где i – номер состояния. Это позволяет получить дискретное распределение вероятностей СМО для любого момента времени. Для достаточно большого значения времени t независимо от начальных условий распределение вероятностей стабилизируется и практически не зависит от времени.

С неограниченной очередью

Примером одноканальной СМО с неограниченной очередью является одна касса в универмаге.

Пусть поток заявок, поступающих в систему, имеет интенсивность λ, а поток обслуживания – интенсивность μ. Граф состояний подобной системы представлен на рис.3.

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Рис. 3

На рис.3 введены следующие обозначения:

состояние S0 – канал свободен;

состояние S1 – канал занят, очереди нет;

состояние S2 – канал занят, одна заявка стоит в очереди; …;

состояние Sk – канал занят, k-1 заявок стоит в очереди и т.д.

Таким образом, на рис.3 представлен процесс гибели и размножения для бесконечного числа состояний.

В общем случае название процесса гибели и размножения связано с биологией и используется для исследования динамики колебаний численности популяций животных, что возможно в рамках теории массового обслуживания. Граф состояний процесса гибели и размножения представлен на рис.4.

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Рис. 4

Система алгебраических уравнений для предельных состояний рассматриваемой СМО имеет вид:

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Здесь Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru , где pi(t) – вероятность того, что в момент времени t СМО находится в состоянии Si.

Решение полученной системы из n+1 уравнений имеет вид:

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru (10)

Вернемся к одноканальной СМО с неограниченной очередью. При ее анализе полезно знать положение о конечной величине очереди, которое связано с оценкой предельной интенсивности потока заявок Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru . Если в единицу времени среднее число пришедших заявок меньше среднего числа обслуженных заявок, т.е. ρ<1, то предельные вероятности существуют. Если же ρ>1, то очередь растет до бесконечности. Поэтому предельные вероятности состояний СМО следует искать только в том случае, если ρ<1.

Как следует из первого уравнения системы (10), предельные вероятности СМО, представленной на рис.3, определяются соотношениями

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

(в скобках стоит сумма бесконечной геометрической прогрессии со знаменателем ρ). Если ρ<1, то эта сумма равна

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

Таким образом, предельная вероятность состояния S0 СМО определяется соотношением Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

Предельная вероятность любого состояния Sk СМО вычисляется по формуле (см. систему (10)):

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru . (11)

Т.к. ρ<1, то из последнего равенства следует, что вероятность p0 наибольшая.

Рассмотрим среднее число заявок, находящихся на обслуживании Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru , среднее число заявок в очереди Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru и среднее число заявок в системе Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru . При этом выполняется соотношение

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

Среднее число заявок на обслуживании находят как среднее арифметическое взвешенное от двух состояний: канал свободен и каналом обслуживается одна заявка, т.е.

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

Сомножители 0 и 1 в этой системе означают, что в системе на обслуживании находятся ноль заявок, когда канал свободен, или одна заявка, когда канал занят. Вероятности того, что канал свободен или занят соответственно равны p0 и 1- p0. Следовательно

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru . (12)

Среднее число заявок в системе Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru также определяется по формуле взвешенного арифметического среднего:

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

Сумма Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru называется бесконечной арифметико-геометрической прогрессией и вычисляется по формуле:

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

Таким образом получим

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru . (13)

Среднее число заявок в очереди Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru найдем как разность двух предыдущих величин:

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru . 14)

Среднее время нахождения системы в том или ином состоянии равно среднему числу заявок, деленному на интенсивность потока заявок:

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Пример. В универмаге имеется одна касса. Интенсивность потока покупателей составляет 0,9 покупателей в минуту. Интенсивность обслуживания покупателей кассой – один покупатель в минуту. Предполагается, что очередь может быть неограниченной длины. Определить показатели эффективности работы кассы и вероятность того, что ожидает своей очереди не более трех покупателей.

Решение. Найдем предельную интенсивность потока заявок:

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Т.к. ρ<1, то очередь не может бесконечно возрастать и предельные вероятности существуют.

Предельная вероятность того, что у кассы нет ни одного покупателя

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Соответственно вероятность того, что касса занята,

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Среднее число заявок на обслуживании, в системе, в очереди найдем по приведенным выше формулам (12-14).

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru заявок,

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru заявок,

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru заявок.

Среднее время нахождения системы в том или ином состоянии будет равно:

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru мин.;

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru мин.;

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru мин.

Вероятность того, что у кассы ожидают не более трех покупателей, складывается из предельных вероятностей того, что у кассы нет покупателей или ожидает один, либо два, либо три покупателя, т.е.

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

Рассчитав предельные вероятности по вышеприведенной формуле, получим:

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными - student2.ru .

Упражнения

1. На телефонную линию приходит простейший поток вызовов с интенсивностью 0,9 выз./мин.; производительность линии 0,7 выз./мин. Вызов, пришедший на линию во время ее занятости, не обслуживается. Найти абсолютную пропускную способность линии, среднее время обслуживания од

Наши рекомендации