Определение эффективности использования трудовых и производственных ресурсов в системах массового обслуживания
Рассмотрим задачу с использованием СМО с отказами.
Пример 1. В ОТК цеха работают три контролера. Если деталь поступает в ОТК, когда все контролеры заняты обслуживанием ранее поступивших деталей, то она проходит непроверенной. Среднее число деталей, поступающих в ОТК и течение часа, равно 24, среднее время, которое затрачивает один контролер на обслуживание одной детали, равно 5 мин. Определить вероятность того, что деталь пройдет ОТК не обслуженной, насколько загружены контролеры и сколько их необходимо поставить, чтобы Р*обс ≥ 0,95 (* — заданное значение Робс).
Решение. По условию задачи λ = 24дет./ч = 0,4дет./мин, обс = 5 мин, тогда μ = 0,2, ρ = λ / μ = 2.
1. Вероятность простоя каналов обслуживания:
2. Вероятность отказа в обслуживании:
3. Вероятность обслуживания:
4. Среднее число занятых обслуживанием каналов:
5. Доля каналов, занятых обслуживанием:
6. Абсолютная пропускная способность:
При п = 3 Робс = 0,79 ≤ Р*обс = 0,95. Произведя аналогичные расчеты для п = 4, получим
Так как Робс = 0,907 ≤ Р*обс = 0,95, то, произведя расчеты для п = 5, получим
Ответ. Вероятность того, что при п = 3 деталь пройдет ОТК необслуженной, составляет 21%, и контролеры будут заняты обслуживанием на 53%.
Чтобы обеспечить вероятность обслуживания более 95%, необходимо не менее пяти контролеров.
Рассмотрим задачу с использованием СМО с неограниченным ожиданием.
Пример 2. Сберкасса имеет трех контролеров-кассиров (п = 3) для обслуживания вкладчиков. Поток вкладчиков поступает в сберкассу с интенсивностью λ = 30 чел./ч. Средняя продолжительность обслуживания контролером-кассиром одного вкладчика обс = 3 мин.
Определить характеристики сберкассы как объекта СМО.
Решение. Интенсивность потока обслуживания μ = 1/ обс = 1/3 = 0,333, интенсивность нагрузки ρ = 1,5.
1. Вероятность простоя контролеров-кассиров в течение рабочего дня:
2. Вероятность застать всех контролеров-кассиров занятыми:
3. Вероятность очереди:
4. Среднее число заявок в очереди:
5. Среднее время ожидания заявки в очереди:
6. Среднее время пребывания заявки в СМО:
7. Среднее число свободных каналов:
8. Коэффициент занятости каналов обслуживания:
9. Среднее число посетителей в сберкассе:
Ответ. Вероятность простоя контролеров-кассиров равна 21% рабочего времени, вероятность посетителю оказаться в очереди составляет 11,8%, среднее число посетителей в очереди 0,236 чел., среднее время ожидания посетителями обслуживания 0,472 мин.
Рассмотрим задачу с применением СМО с ожиданием и с ограниченной длиной очереди.
Пример 3. Магазин получает ранние овощи из пригородных теплиц. Автомобили с грузом прибывают в разное время с интенсивностью λ = 6 машин в день. Подсобные помещения и оборудование для подготовки овощей к продаже позволяют обрабатывать и хранить товар, привезенный двумя автомашинами (m = 2). В магазине работают три фасовщика (n = 3), каждый из которых в среднем может обрабатывать товар с одной машины в течение обс = 4 ч. Продолжительность рабочего дня при сменной работе составляет 12 ч.
Определить, какова должна быть емкость подсобных помещений, чтобы вероятность полной обработки товаров была Р*обc ≥ 0,97.
Решение. Определим интенсивность загрузки фасовщиков:
1. Найдем вероятность простоя фасовщиков при отсутствии машин (заявок):
причем 0! = 1,0.
2. Вероятность отказа в обслуживании:
3. Вероятность обслуживания:
Так как Робс = 0,925 < Р*обс = 0,97, произведем аналогичные вычисления для т = 3, получим
Так как Робс = 0,952 < Р*обс = 0,97, примем т = 4.
Для этого случая
0,972 > 0,97, емкость подсобных помещений необходимо увеличить до т = 4.
Для достижения заданной вероятности обслуживания можно увеличивать число фасовщиков, проводя последовательно вычисления СМО для п = 4, 5 и т.д. Задачу можно решить, увеличивая емкость подсобных помещений, число фасовщиков, уменьшая время обработки товаров.
Найдем остальные параметры СМО для рассчитанного случая при P0 = 0,12, Ротк = 0,028, Робc = 0,972.
4. Абсолютная пропускная способность:
5. Среднее число занятых обслуживанием каналов (фасовщиков) :
6. Среднее число заявок в очереди:
7. Среднее время ожидания обслуживания:
8. Среднее число машин в магазине:
9. Среднее время пребывания машины в магазине:
Ответ. Емкость подсобных помещений магазина должна вмещать товар, привезенный 4 автомашинами (m = 4), при этом вероятность полной обработки товара будет Робc = 0,972.
УПРАЖНЕНИЯ
Решить следующие задачи в предположении, что поток поступающих заявок является простейшим и длительность обслуживания одной заявки распределена по показательному закону.
32.1. Дежурный по администрации города имеет пять телефонов. Телефонные звонки поступают с интенсивностью 90 заявок в час, средняя продолжительность разговора составляет 2 мин.
Определить показатели дежурного администратора как объекта СМО.
32.2. На стоянке автомобилей возле магазина имеются 3 места, каждое из которых отводится под один автомобиль. Автомобили прибывают на стоянку с интенсивностью 20 автомобилей в час. Продолжительность пребывания автомобилей на стоянке составляет в среднем 15 мин. Стоянка на проезжей части не разрешается.
Определить среднее количество мест, не занятых автомобилями, и вероятность того, что прибывший автомобиль не найдет на стоянке свободного места.
32.3. АТС предприятия обеспечивает не более 5 переговоров одновременно. Средняя продолжительность разговоров составляет 1 мин. На станцию поступает в среднем 10 вызовов в с.
Определить характеристики АТС как объекта СМО.
32.4. В грузовой речной порт поступает в среднем 6 сухогрузов в сутки. В порту имеются 3 крана, каждый из которых обслуживает 1 сухогруз в среднем за 8 ч. Краны работают круглосуточно.
Определить характеристики работы порта как объекта СМО и в случае необходимости дать рекомендации по улучшению его работы.
32.5. В службе "Скорой помощи" поселка круглосуточно дежурят 3 диспетчера, обслуживающие 3 телефонных аппарата. Если заявка на вызов врача к больному поступает, когда диспетчеры заняты, то абонент получает отказ. Поток заявок составляет 4 вызова в минуту. Оформление заявки длится в среднем 1,5 мин.
Определить основные показатели работы службы "Скорой помощи" как объекта СМО и рассчитать, сколько потребуется телефонных аппаратов, чтобы удовлетворить не менее 90% поступающих вызовов врачей.
32.6. Салон-парикмахерская имеет 4 мастера. Входящий поток посетителей имеет интенсивность 5 человек в час. Среднее время обслуживания одного клиента составляет 40 мин.
Определить среднюю длину очереди на обслуживание, считая ее неограниченной.
32.7. На автозаправочной станции установлены 2 колонки для выдачи бензина. Около станции находится площадка на 2 автомашины для ожидания заправки. На станцию прибывает в среднем одна машина в 3 мин. Среднее время обслуживания одной машины составляет 2 мин.
Определить характеристики работы автозаправочной станции как объекта СМО.
32.8. На вокзале в мастерской бытового обслуживания работают три мастера. Если клиент заходит в мастерскую, когда все мастера заняты, то он уходит из мастерской, не ожидая обслуживания. Среднее число клиентов, обращающихся в мастерскую за 1 ч, равно 20. Среднее время, которое затрачивает мастер на обслуживание одного клиента, равно 6 мин.
Определить вероятность того, что клиент получит отказ, будет обслужен, а также среднее число клиентов, обслуживаемых мастерской в течение 1 ч, и среднее число занятых мастеров.
32.9. АТС поселка обеспечивает не более 5 переговоров одновременно. Время переговоров в среднем составляет около 3 мин. Вызовы на станцию поступают в среднем через 2 мин.
Определить вероятность того, что заявка получит отказ, среднее число занятых каналов, абсолютную пропускную способность АТС.
32.10. На автозаправочной станции (АЗС) имеются 3 колонки. Площадка при станции, на которой машины ожидают заправку, может вместить не более одной машины, и если она занята, то очередная машина, прибывшая к станции, в очередь не становится, а проезжает на соседнюю станцию. В среднем машины прибывают на станцию каждые 2 мин. Процесс заправки одной машины продолжается в среднем 2,5 мин.
Определить вероятность отказа, абсолютную пропускную способность АЗС, среднее число машин, ожидающих заправку, среднее время ожидания машины в очереди, среднее время пребывания машины на АЗС (включая обслуживание).
32.11. В небольшом магазине покупателей обслуживают два продавца. Среднее время обслуживания одного покупателя — 4 мин. Интенсивность потока покупателей — 3 человека в минуту. Вместимость магазина такова, что одновременно в нем в очереди могут находиться не более 5 человек. Покупатель, пришедший в переполненный магазин, когда в очереди уже стоят 5 человек, не ждет снаружи и уходит.
Определить вероятность того, что пришедший в магазин покупатель покинет магазин необслуженным.
32.12. Железнодорожную станцию дачного поселка обслуживает касса с двумя окнами. В выходные дни, когда население активно пользуется железной дорогой, интенсивность потока пассажиров составляет 0,9 чел./мин. Кассир затрачивает на обслуживание пассажира в среднем 2 мин.
Определить среднее число пассажиров у кассы и среднее время, затрачиваемое пассажиром на приобретение билета.