Системы линейных уравнений и матрицы

Кафедра высшей математики

И.В. Трофимова

Математика

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов I курса заочной формы обучения специальностей 140401 (070200), 220301 (210200), 260601 (170600), 260602 (271300)

Часть 1

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

www.mgutm.ru

Москва – 2010

УДК 51

Ó И.В. Трофимова. Математика. Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения I курса специальностей 140401 (070200), 220301 (210200), 260601 (170600), 260602 (271300). Часть 1. – М.: МГУТУ, 2010.

Рекомендовано Институтом информатизации образования РАО,

сертификат № _______

Методические указания и контрольные задания по различным разделам высшей математики разработаны в соответствии с программой курса «Математика» и предназначены для студентов заочной формы обучения специальностей 140401 (070200), 220301 (210200), 260601 (170600), 260602 (271300).

Цель издания – оказание методической помощи студентам при самостоятельном изучении дисциплины и выполнении контрольных заданий.

Автор: Трофимова И.В.

Рецензент: к.п.н., доцент Садыкова А.Р.

ÓМосковский государственный университет технологий и управления, 2010

109004, Москва, Земляной вал, 73

Содержание

Тематическое содержание рабочей программы по дисциплине «Математика» для специальностей 2102, 0702................................................................................. 4

Тематическое содержание рабочей программы по дисциплине «Математика» для специальностей 1706, 2713................................................................................. 8

Указания по выполнению контрольных работ................................................ 11

Контрольная работа № 1.................................................................................. 12

Указания к решению задач контрольной работы № 1.................................... 15

Контрольная работа № 2.................................................................................. 24

Указания к решению задач контрольной работы № 2.................................... 28

Контрольная работа № 3.................................................................................. 34

Указания к решению задач контрольной работы № 3.................................... 38

Контрольная работа № 4.................................................................................. 45

Указания к решению задач контрольной работы № 4.................................... 50

Приложения....................................................................................................... 54

Список литературы........................................................................................... 56

Тематическое содержание рабочей программы по дисциплине «Математика» для специальностей 2102, 0702

Алгебра и геометрия

Системы линейных уравнений и матрицы

Определители и алгебра матриц: определение, свойства, сложение и умножение матриц, умножение матрицы на число, транспонирование матриц. Обратная матрица. Ранг матрицы. Группы невырожденных квадратных матриц по умножению.

Системы линейных алгебраических уравнений. Формулы Крамера, метод Гаусса. Общая теория систем линейных уравнений (критерий совместности, общее решение и фундаментальная система решений).

Векторная алгебра

Векторы и линейные операции над ними. Коллинеарность и компланарность векторов. Линейная зависимость систем векторов. Описание базисов плоскости и пространства. Координаты векторов в базисе плоскости и пространства. Действия над векторами, заданными своими координатами. Критерии коллинеарности и компланарности векторов в координатах. Скалярное, векторное и смешанное произведения векторов, их свойства и геометрический смысл.

Алгебраические структуры

Отношения. Бинарные отношения на множествах. Алгебраические структуры: группа, кольцо, поле. Алгебры. Алгебраические системы. Булева алгебра.

Кольцо целых чисел. Теория делимости в кольце целых чисел. Кольца классов вычетов.

Поле комплексных чисел.

Кольцо многочленов от одной переменной, теория делимости. Многочлены от нескольких переменных.

Дискретная математика

Комбинаторика

Предмет комбинаторики. Правило суммы и правило произведения. Принцип включения и исключения. Размещения, перестановки, сочетания без повторений и с повторениями.

Биноминальные коэффициенты и соотношения для них. Задачи перечисления.

Математическая логика

Основные понятия логики: высказывания и рассуждения. Основные логические связки. Алгебра высказываний. Логические функции и способы их задания – таблицы и формулы. Функциональная полнота. Булева алгебра и ее законы.

Дизъюнктивные и конъюнктивные нормальные формы.

Логика предикатов. Предметная область и предметные переменные. Кванторы общности и существования. Свободные и связанные переменные. Эквивалентные соотношения в логике предикатов. Общезначимые и противоречивые формулы. Запись утверждений естественного языка в логике предикатов.

Теория графов

Неориентированные и ориентированные графы, мультиграфы и кратные ребра. Смежность и инцидентность. Способы представления графов. Матрица смежности. Графы и бинарные отношения. Изоморфизм графов. Полные графы и клики. Двудольные графы.

Пути, циклы, цепи, простые цепи в неориентированных графах. Связность и компоненты связности. Расстояния. Центр, радиус, диаметр графа. Обходы графов.

Виды связности в ориентированных графах.

Матрицы графов и операции над ними.

Деревья и их свойства. Корневые деревья. Приложения деревьев: иерархии, классификации. Обходы деревьев.

Теория алгоритмов

Алгоритм Евклида и оптимизационные задачи на графах. Минимальное остовное дерево. Кратчайшие пути и алгоритм Дейкстры. Потоки в сетях: определения, понятие увеличивающей цепи, алгоритм нахождения минимального потока. Понятие о сложности, переборных и трудно вычислимых задачах.

Математический анализ

Введение в анализ

Функции. Последовательности. Предел последовательности и предел функции. Бесконечно малые и бесконечно большие величины. Замечательные пределы. Эквивалентные бесконечно малые функции. Непрерывность функций, точки разрыва.

Неопределенный интеграл

Неопределенный интеграл и его свойства. Таблица неопределенных интегралов. Методы интегрирования: непосредственное интегрирование, метод подстановки, интегрирование по частям. Интегрирование основных классов элементарных функций.

Определенный интеграл

Определенный интеграл и его свойства. Геометрический и физический смысл определенного интеграла. Формула Ньютона-Лейбница. Метод интегрирования подстановкой. Интегрирование по частям. Геометрические приложения определенного интеграла: вычисление площадей плоских фигур, длины дуги плоской кривой, объема тела, площади поверхности вращения и др. физические приложения определенного интеграла: вычисление работы, давления и др.

Несобственные интегралы I и II рода, признаки их сходимости.

Тематическое содержание рабочей программы по дисциплине «Математика» для специальностей 1706, 2713

Алгебра и геометрия

Векторная алгебра

Векторы и линейные операции над ними. Коллинеарность и компланарность векторов. Линейная зависимость систем векторов. Описание базисов плоскости и пространства. Координаты векторов в базисе плоскости и пространства. Действия над векторами, заданными своими координатами. Критерии коллинеарности и компланарности векторов в координатах. Скалярное, векторное и смешанное произведения векторов, их свойства и геометрический смысл.

Математический анализ

Введение в анализ

Функции. Последовательности. Предел последовательности и предел функции. Бесконечно малые и бесконечно большие величины. Замечательные пределы. Эквивалентные бесконечно малые функции. Непрерывность функций, точки разрыва.

Неопределенный интеграл

Неопределенный интеграл и его свойства. Таблица неопределенных интегралов. Методы интегрирования: непосредственное интегрирование, метод подстановки, интегрирование по частям. Интегрирование основных классов элементарных функций.

Определенный интеграл

Определенный интеграл и его свойства. Геометрический и физический смысл определенного интеграла. Формула Ньютона-Лейбница. Метод интегрирования подстановкой. Интегрирование по частям. Геометрические приложения определенного интеграла: вычисление площадей плоских фигур, длины дуги плоской кривой, объема тела, площади поверхности вращения и др. физические приложения определенного интеграла: вычисление работы, давления и др. Несобственные интегралы I и II рода, признаки их сходимости.

Контрольная работа №1

Задача 1.1.Решить систему уравнений: а) методом Гаусса; б) по формулам Крамера; в) с помощью обратной матрицы.

1. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru 2. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

3. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru 4. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

5. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru 6. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

7. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru 8. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

9. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru 10. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Задача 1.2.Исследовать, имеет ли нетривиальные решения однородная система уравнений. В случае положительного ответа, найти ее общее решение. Записать фундаментальную систему решений.

1. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru 2. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

3. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru 4. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

5. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru 6. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

7. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru 8. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

9. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru 10. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Задача 1.3.Даны координаты векторов Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru Найти:

1) длину вектора Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ;

2) скалярное произведение векторов Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru и Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ;

3) косинус угла между векторами Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru и Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ;

4) векторное произведение векторов Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru и Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ;

5) площадь параллелограмма Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru и площадь треугольника Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , построенных на векторах Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru и Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ;

6) смешанное произведение векторов Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru и Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ;

7) объем параллелепипеда Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru и объем пирамиды Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , построенных на векторах Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru и Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

1. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (2; 3; 1), Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (2; 3; 4), Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (3; 1; –1).

2. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (1; –1; –3), Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (2; 3; 1), Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (2; 3; 4).

3. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (3; 1; –1), Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (–2; –1; 0), Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (5; 2; –1).

4. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (4; 3; 1), Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (6; 7; 4), Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (2; 0; –1).

5. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (–3; 3; 1), Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (1; 0; –3), Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (2; 1; 6).

6. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (1; –2; 6), Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (1; 0; 1), Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (2; –6; 7).

7. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (1; 3; 7), Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (-1; 3; 5), Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (-6; 0; 2).

8. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (4; 0; 3), Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (1; –2; 4), Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (1; –1; 2).

9. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (2; 3; 2), Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (4; 6; 3), Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (2; –1; 3).

10. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (3; 10; 5), Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (–2; –2; –3), Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (2; 4; 3).

Задача 1.4.Известны координаты вершин треугольника ABC. Необходимо:

1) найти координаты вектора, перпендикулярного прямой BC и угловой коэффициент k этой прямой;

2) составить уравнение прямой AA1, параллельной прямой BC;

3) составить уравнение высоты AH;

4) составить уравнение медианы BM;

5) найти координаты точки пересечения E прямых AH и BM;

6) найти длину высоты AH.

1. A (2; –2), B (5; 4), C (–2; 0).
2. A (–2; 2), B (–5; –4), C (2; 0).
3. A (–2; –2), B (–5; 4), C (2; 0).
4. A (2; 2), B (5; –4), C (–2; 0).
5. A (2; –2), B (–4; –5), C (0; 2).
6. A (2; 2), B (–4; 5), C (0; –2).
7. A (–2; –2), B (4; –5), C (0; 2).
8. A (1; –2), B (4; 4), C (–3; 0).
9. A (–1; 2), B (–4; –4), C (3; 0).
10. A (–1; –2), B (–4; 4), C (3; 0).

Задача 1.5.Выяснить, какие кривые определяются следующими уравнениями. Построить графики кривых.

1. а) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; б) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; в) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

2. а) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; б) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; в) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

3. а) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; б) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; в) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

4. а) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; б) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; в) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

5. а) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; б) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; в) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

6. а) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; б) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; в) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

7. а) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; б) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; в) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

8. а) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; б) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; в) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

9. а) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; б) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; в) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

10. а) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; б) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; в) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

Задача 1.6. Известны координаты точек A, B, C и D. Необходимо:

1) составить уравнение плоскости ABC;

2) вычислить угол между плоскостями ABC и xOy;

3) вычислить угол между плоскостью ABC и осью Oz;

4) составить уравнение плоскости P, проходящей через точки B и C, перпендикулярно плоскости xOy;

5) составить канонические уравнения перпендикуляра AF к плоскости P;

6) вычислить координаты точки F;

7) найти длину перпендикуляра AF.

1. A (0; −2; 0), B (3; 2; −2), C (−3; 6; 2), D (0; 4; 6).
2. A (−1; −1; 0), B (2; 3; -2), C (−4; 7; 2), D (−1; 5; 6).
3. A (1; −3; 0), B (4; 1; -2), C (−2; 5; 2), D (1; 3; 6).
4. A (1; −2; -1), B (4; 2; −3), C (−2; 6; 1), D (1; 4; 5).
5. A (0; −3; 1), B (3; 1; −1), C (−3; 5; 3), D (0; 3; 7).
6. A (1; −1; 0), B (4; 3; -2), C (−2; 7; 2), D (1; 5; 6).
7. A (0; −1; 1), B (3; 3; −1), C (−3; 7; 3), D (0; 5; 7).
8. A (−1;−2; −1), B (2; 2; −3), C (−4; 6; 1), D (−1; 4; 5).
9. A (1; −2; 1), B (4; 2; −1), C (−2; 6; 3), D (1; 4; 7).
10. A (0; −1; −1), B (3; 3; −3), C (−3; 7; 1), D (0; 5; 5).

К задаче 1.1

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

а) Решим систему методом Гаусса. Запишем расширенную матрицу системы и приведем ее к треугольному виду при помощи элементарных преобразований матрицы, выполненных над строками:

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Здесь оставили первую строку без изменения, затем первую строку умножили на (−3), а вторую на 2, сложили их и записали второй строкой, после чего первую строку умножили на 2, сложили с третьей строкой и записали третьей строкой.

Затем, оставив первую и вторую строки без изменений, умножим вторую строку на (−5), а третью – на 7, сложим их и запишем третьей строкой:

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Ранг основной матрицы равен рангу расширенной матрицы и равен количеству неизвестных

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Система совместна, имеет единственное решение.

Поставим в соответствие расширенной матрице систему, эквивалентную исходной, решение которой совершаем снизу вверх:

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Из третьего уравнения получим Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru . Подставляя значение Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru во второе уравнение, получим Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru . Подставляя значения Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru и Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru в первое уравнение, получим Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

Ответ: (2; 1; 1).

б) Решим систему уравнений по формулам Крамера. Формулы Крамера имеют вид:

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

где Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru – определитель системы, Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru получим из определителя Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru системы, заменой i-го столбца столбцом свободных членов.

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru 124,

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ,

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Значит, по формулам Крамера

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

в) Решим систему с помощью обратной матрицы. Запишем систему в матричной форме

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Найдем обратную матрицу Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru . Определитель системы Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , значит, матрица Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru невырожденная и имеет обратную матрицу, определяемую по формуле

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Вычислим алгебраические дополнения элементов матрицы:

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Таким образом,

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

и искомое решение имеет вид

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

К задаче 1.2

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Выпишем матрицу системы и выполним элементарные преобразования строк матрицы. Для этого поочередно первую строку умножим на (–3), (–1) и
(–5) и сложим соответственно со второй, третьей и четвертой строками. Затем умножим вторую строку преобразованной матрицы на (–1) и сложим ее с третьей и четвертой строками. В результате получим матрицу с двумя нулевыми строками.

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ~ Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ~ Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ~ Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

Ранг матрицы A равен 2 и меньше количества неизвестных Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru . Следовательно, система имеет нетривиальное решение.

Базисный минор – Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , базисные переменные – Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ; свободные переменные – Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru . Сокращенная система имеет вид

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru Û Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru Û Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru Û

Û Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Пусть Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru . Получим общее решение в виде:

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Положив Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru и Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , из общего решения получим фундаментальную систему решений:

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

К задаче 1.3

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

1) Определим координаты вектора Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru :

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ;

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

Определим длину вектора Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru :

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

2) Найдем скалярное произведение векторов Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru :

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

3) Косинус угла Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru между векторами Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru найдем по формуле

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Длины векторов Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru равны

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru Значит, по формуле (1)

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

4) Имеем

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

5) Площадь Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru параллелограмма, построенного на векторах Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru (кв. ед.).

Площадь Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru треугольника, построенного на векторах Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

6) Объем Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru параллелепипеда, построенного на векторах Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , равен

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Объем Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru пирамиды, построенной на векторах Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , равен

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

К задаче 1.4

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

1) Запишем уравнение прямой BC как уравнение прямой, проходящей через две точки, по формуле:

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Имеем

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Координаты нормального вектора, перпендикулярного прямой BC Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , угловой коэффициент Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

2) Составим уравнение прямой Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , параллельной прямой Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru . Так как прямые Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru и Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru параллельны, то их угловые коэффициенты равны

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Составим уравнение прямой Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru по формуле

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

где Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru координаты точки A, Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru . Имеем

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

отсюда Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru – уравнение прямой, параллельной прямой BC.

3) Составим уравнение высоты AH. Так как прямая AH перпендикулярна прямой BC, то

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Находим уравнение высоты:

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

4) Составим уравнение медианы BM. Найдем координаты точки M – середины отрезка AC:

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Запишем уравнение прямой BM как уравнение прямой, проходящей через две точки B и M:

ng w:val="RU"/></w:rPr><m:t>,</m:t></m:r></m:oMath></m:oMathPara></w:p><w:sectPr wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

отсюда Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru – уравнение медианы BM.

5) Найдем координаты точки E пересечения прямых AH и BM, решив систему уравнений:

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Отсюда Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru . Точка Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

6) Найдем длину высоты AH как расстояние от точки A до прямой BC по формуле

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

где Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru – координаты точки A, Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru – общее уравнение прямой BC.

Получим по формуле (2)

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

К задаче 1.5

а) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Уравнение кривой получим, разделив обе части данного уравнения на 16:

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Получили эллипс, полуоси которого Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru и Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

Построим эллипс (рис. 1).

x
y
−2
−4
Рис. 1

б) Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Уравнение кривой получим, разделив обе части данного уравнения на 2:

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Получили гиперболу с одинаковыми полуосями Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru . Фокусы гиперболы находятся на оси Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru . Уравнения асимптот Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

Строим гиперболу, причем сначала построим ее асимптоты (рис. 2).

x
y
Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru
Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru
Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru
Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru
Рис. 2

в) > Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

Уравнение кривой получим, преобразовав уравнение к виду

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru Точка Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru – вершина параболы. Ветви параболы направлены вниз. Парабола симметрична относительно оси Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

Строим параболу (рис. 3).

x
y
−3
Рис. 3

К задаче 1.6

A (2; 1; −1), B (3; 0; 2), C (−1; 2; 2), D (0; 1; −3).

1) Пусть Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru – произвольная точка плоскости. Тогда векторы Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru компланарны, поэтому

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Раскрывая определитель, получим Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

или Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru Это и есть искомое уравнение плоскости.

2) Выпишем координаты перпендикулярных к плоскостям ABC и xOy векторов Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru . Тогда, по формуле (1),

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

то есть Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

3) В качестве направляющего вектора оси Oz можно взять вектор
Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru . Так как нормальный вектор Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru плоскости ABC имеет координаты Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , то

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

4) Вектор Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , перпендикулярный данной плоскости xOy
(или Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru ), будет, очевидно, параллелен искомой. Таким образом, искомая плоскость проходит через точки B и C параллельно вектору Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

Пусть Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru – произвольная точка искомой плоскости, тогда векторы Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru и Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru компланарны, следовательно, их смешанное произведение равно нулю:

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Вычисляя определитель, получим искомое уравнение плоскости

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

5) Вектор Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , перпендикулярный плоскости P, будет направляющим вектором перпендикуляра AF. Поэтому канонические уравнения этого перпендикуляра имеют вид

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

6) Параметрические уравнения прямой AF:

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Подставляя значения Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru в уравнение плоскости P

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

найдем значение параметра Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , отвечающее точке F как точке пересечения прямой AF с плоскостью P. Следовательно,

Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

7) Найдем длину AF: Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Контрольная работа №2

Задача 2.1.Даны комплексные числа Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru и Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru . Вычислить Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , где
Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru . Для контроля проверить равенство Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

1. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

2. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

3. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

4. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

5. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

6. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

7. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

8. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

9. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

10. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru , Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru .

Задача 2.2.Решить уравнение:

1. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru 2. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

3. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru 4. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

5. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru 6. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

7. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru 8. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

9. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru 10. Системы линейных уравнений и матрицы - student2.ru

Задача 2.3.

1. Автобусу, в котором находится 10 пассажиров, предстоит сделать 5 остановок. Сколькими способами могут распределиться пассажиры между этими остановками, начиная со второй?

2. Общество из 20 членов выбирает открытым голосованием из своего состава одного представителя. Сколькими способами может произойти голосование, если каждый голосует за одного человека (быть может, и за себя)?

3. Общество из 20 человек выбирает «тайным» голосованием (учитывается лишь число голосов, полученных каждым кандидатом, но неизвестно, кто за него голосовал) из своего состава одного представителя. Сколькими способами может произойти голосование, если каждый голосует за одного человека?

4. Сколькими способами можно разделить на команды по 5 человек для игры в баскетбол группу из 20 человек?

5. Сколькими способами 3 человека могут разделить между собой 2 яблока, 5 груш, 4 сливы, 3 апельсина и 1 мандарин (фрукты одного вида считаются одинаковыми)?

6. Переплетчик должен переплести 12 одинаковых книг в красный, зеленый и синий переплеты. Сколькими способами он может это сделать?

7. Сколькими способами можно разделить на команды по 6 человек для игры в волейбол группу из 24 человек?

8. Сколькими способами 4 черных шара, 6 белых шаров и 2 красных шара можно разложить в 6 различных ящиков?

9. Ско

Наши рекомендации