Приемы запоминания таблицы умножения

1. Прием счета двойками, тройками, пятерками;

2. Прием последовательного сложения( данный прием связан со смыслом действия умножения как сложения одинаковых слагаемых);

3. Прием прибавления слагаемого к предыдущему результату (вычитания из предыдущего результата)

4. Прием взаимосвязанной пары: 2 • 6 6 • 2 (перестановка множителей)

5. Прием запоминания последовательности случаев с ориентиром на возрастание второго множителя

6. Прием «порции» (активно реализован в учебнике математики для 2 и 3 классов автора Н.Б. Истоминой. Для заучивания ребенку предлагается «порция», состоящая из 2—3 случаев, но не по принципу возрастания второго множителя.Например, «порция» состоит из трех случаев: 9 • 5; 9 • 6; 9 • 7. Первым для заучивания предлагается случай 9 • 6, а от него, используя прием 3, ребенок переходит к случаям 9 • 5 и 9 • 7.В следующий раз «порция» снова содержит три случая 9 • 4; 9 • 3; 9 • 2. Здесь опорным случаем является случай 9 • 3.)

7. Прием запоминающегося случая в качестве опорного (используются легко запоминающиеся случаи: 7 • 7, 5 • 5 и т. п. Применяя затем прием прибавления или вычитания первого множителя, ребенок получает нужные результаты)

8. Прием внешней опоры (в качестве опоры используется рисунок или прямоугольная таблица чисел)

приемы запоминания таблицы умножения - student2.ru 9. Прием запоминания таблицы «с конца» (прием активно реализован в учебнике Н.Б. Истоминой. Он рекомендуется для использования при работе с детьми, плохо запоминающими большие объемы информации. В этом случае установка на запоминание ребенку дается порциями, начиная с самых сложных случав: 9 • 9,9 • 8,9 • 7. Таким образом, ребенок с ограниченным объемом запоминания запомнит сначала самые сложные случаи, а более легкие случаи таблицы чисел 2,3 и 4 он может получать приемом сложения одинаковых слагаемых или любым другим приемом)

10. Пальцевый счет при запоминании таблицы умножения

11. Мнемонические приемы при заучивании таблицы умножения(это могут быть карточки с записями табличных случаев, которые ребенок носит в кармане и просматривает при любом удобном случае (в транспорте, в очереди и т. п.).

Табличное деление

приемы запоминания таблицы умножения - student2.ru В начальной школе действие деления рассматривают как действие обратное умножению. В связи с этим сначала дети знакомятся со случаями деления без остатка в пределах 100 — так называемым табличным делением. С действием деления дети знакомятся после того, как уже выучили наизусть таблицы умножения чисел 2 и 3. На основе знания этих таблиц уже на четвертом уроке после зна­комства с делением, составляется первая таблица деления на 2. Для получения ее значений используют предметный рисунок.

Значения частных в этой таблице получают подсчетом элементов рисунка на картинке.

приемы запоминания таблицы умножения - student2.ru приемы запоминания таблицы умножения - student2.ru Следующая таблица деления — деление на 3 является последней таблицей, изучаемой во втором классе. Составляется эта таблица на основе взаимосвязи компонентов умножения с использованием правила нахождения неизвестного множителя. В связи с тем, что данное правило в явном виде предлагается детям в полной формулировке только в 3 классе, на этапе составления таблицы деления на 3 по-прежнему целесообразнее опираться на предметную модель действия (модель на фланелеграфе или рисунок).

Например: Вычисли и запомни результаты действий.

Для проверки используй рисунок:

Использование такого рисунка дает возможность составить и третий, взаимосвязанный с первыми двумя, случай деления (третий столбик). Он не относится к таблице деления на 3, но является членом взаимосвязанной тройки, который легче запоминать, ориентируясь на первые два случая. Такой прием запоминания таблицы деления (ориентир на взаимосвязанную тройку) является удобным мнемоническим приемом. Можно видеть, как дети пользуются им, реально запоминая только один прием действия умножения.

Все остальные таблицы деления изучаются в 3 классе. Поскольку умножение числа 4 и умножение на 4 также изучается уже в 3 классе, на этом году обучения прекращается практика раздельного изучения таблиц умножения и деления. Начиная с таблицы умножения числа 4, взаимосвязанные с ней таблицы деления изучают на одном уроке, сразу составляя четыре взаимосвязанных столбика случаев умножения и деления.

Например:

Используя результаты первого столбика, дети получают второй столбик перестановкой множителей, а результаты третьего и четвертого столбиков — на основе правила взаимосвязи компонентов умножения:

Наши рекомендации