Особенности учебного комплекта

Учебный комплект для каждого класса состоит из учебника и двух рабочих тетрадей. Материал, представленный в тетрадях, дополняет содержание учебника упражнениями, обеспечивающими выработку необходимых умений и навыков. И в учебниках, и в тетрадях содержатся упражнения для всех категорий учащихся.

Число упражнений в учебном комплекте умышленно дано с некоторым избытком. Сделано это для того, чтобы обеспечить учителю свободу в подборе упражнений для каждого урока и с учетом возможности учащихся.

Данные учебники не используют поурочный принцип расположения учебного материала, а построены тематически. Это позволяет, не ставя учителя в жесткие рамки, дать ему возможность творчески подойти к отбору необходимого материала и его структурированию на уроке с учетом особенностей класса.

Форма подачи многих заданий в учебниках и тетрадях носит обучающий характер. В частности, к некоторым заданиям даются карточки-помощницы. Их цель – помочь, как правило, слабому ученику найти способ решения задачи, выполнить запись по данному образцу, дать возможность вспомнить что-либо из пройденного материала, чтобы облегчить выполнение нового вида упражнения. Но иногда такие карточки-помощницы предлагаются и к заданиям высокого уровня трудности.

Структура учебников для 2 - 4 классов следующая. В каждой теме представлен материал, образующий два крупных блока содержания обучения: "Новый материал", "Вспомни пройденное". Для их обозначения использованы специальные знаки.

В блоке "Новый материал" изложены необходимые теоретические сведения и система упражнений. Теоретические сведения почти всегда помещены сразу после названия темы и изложены в виде краткого связного текста, который ученик должен прочитать и понять, либо дан в проблемном изложении. В редких случаях они даются после нескольких упражнений подготовительного характера.

Упражнения блока "Вспомни пройденное" не являются простым повторением ранее изученного; в этом блоке содержатся задания, цель которых – некоторое углубление или расширение приобретенных знаний и умений, решение новых видов задач или овладение детьми новым способом действия.

В учебники и в тетради включены задачи занимательного характера, нестандартные задачи, требующие от ученика проявления сообразительности. Эти задания, равно как и задачи повышенной трудности по основному программному материалу, в учебниках и рабочих тетрадях выделены специальными знаками или цветом. Присутствует также рубрика "Путешествие в прошлое". Она может помещаться (в зависимости от темы) в любом блоке учебника. Материал этой рубрики представляет культуроведческие тексты, читая и анализируя которые дети знакомятся с историческими событиями и явлениями в области математики, с некоторыми крупными учебными - математики.

Задания для домашней работы ни в одном из учебников специально не выделяются. Учитель подбирает их из материала учебников и рабочих тетрадей по своему усмотрению.

Ориентироваться в учебниках и рабочих тетрадях учащимся помогают специальные условные обозначения (знаки). В 1 классе, т.к. дети еще не овладели навыками чтения, таких знаков довольно много. Далее от класса к классу их число значительно уменьшается.

В учебниках 1 класса все необходимые теоретические сведения учащиеся получают, рассматривая яркие, красочные рисунки, по которым учитель ведет с детьми беседу.

Во 2 и 3 классах содержание также раскрывается в ходе работы с цветными иллюстрациями. Но на них уже изображены два сказочных персонажа (Волк и Заяц), которые активно действуют: что-то измеряют, чертят, вычисляют, одним словом "решают" какую-либо актуальную проблему. Дети должны вникнуть в то, что делают персонажи, проверить и оценить способ действия каждого из них, выбрать рациональный, а затем действовать также.

3.6. Содержательно – методическая характеристика математического блока программы "Перспективная начальная школа"

Автор:А.Л. Чекин, Е.П. Юдина, Н.К. Булычева.

Особенности программы

Данный начальный курс математики имеет цель не только ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Задачи:

· овладение младшими школьниками знаниями, умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

· развитие личности ребенка, и, прежде всего, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей;

· формирование основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка и др.)

Дидактическая идея курса: через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного. При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром.

Отличительной чертой данного курса является значительное увеличение роли изучения геометрического материала и величин, но все же стержнем курса остается арифметический материал. В вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

Наши рекомендации