Развитие детей младшей группы (6—8 лет)

§ высокий уровень активности

§ стремление к общению вне семьи

§ стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо

§ понимание различий пола

§ стремление получить время на самостоятельные занятия

§ ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным

Развитие детей средней группы (9—11 лет)

§ стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек

§ энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны

§ часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности

§ стремятся к большой мускульной активности

§ любят коллективные игры

§ шумны, спорят

§ влюбчивы

§ боятся поражения, чувствительны к критике

§ интересы постоянно меняются

§ мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству

§ начинают осознавать нравственные нормы

§ пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг

Развитие детей старшей группы (12—14 лет)

§ мальчики склонны к групповому поведению

§ дети испытывают внутреннее беспокойство

§ антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга

§ мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых

§ дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета

§ стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды

§ сопротивление критике

§ появляется интерес к заработку

Развитие подростков (15-16 лет)

§ девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками

§ наблюдается беспокойство о своей внешности

§ растет социальная активность

§ стремление к достижению независимости от своей семьи

§ поиск себя

§ происходит выбор будущей профессии

§ возникновение первой любви

§ проявляются крайности в поведении, например, «я знаю все!»

СОВЕТЫ ВОЖАТЫМ

Дети младшей группы (6—8 лет)

§ организуйте больше подвижных игр при ограничении прыжков и бега

§ развивайте умение лазать и пользоваться качелями

§ используйте ритмические виды деятельности; пение, драматические постановки

§ обучайте правильным навыкам труда

§ обеспечивайте конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении

§ предоставляйте детям свободу действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка лагеря и т. п.)

Дети средней группы (9—11 лет)

§ учитывайте то обстоятельство, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале

§ используйте такие виды деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности

§ организуйте коллективные спортивные игры, занятия по интересам

§ организуйте разумное руководство творчеством, направление пробуждающихся интересов к окружающему миру;

§ стремитесь обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей

Дети старшей группы (12—14 лет)

§ организуйте коллективные игры (различные для мальчиков и девочек)

§ отдавайте предпочтение спортивным играм

§ используйте общий энтузиазм отряда при выполнении порученных заданий

Подростки (15-16 лет)

§ оказывайте помощь подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками

§ руководите поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых

§ создавайте необходимые условия для отдыха

§ учитывайте возрастные особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу

§ учитывайте то обстоятельство, что для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т. д.

СОВЕТЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Младший возраст (6—8 лет)

§ Раздражительность, тоска по домашним, слезы. - Отвлечь интересными делами, переключить внимание, дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.

§ Множество вопросов. - Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.

§ Быстрая утомляемость. – Чередовать задания, игры и чем чаще, тем лучше.

§ Неуверенность в себе. - Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.

§ Готовы пробовать все на вкус. - Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях.

§ Опасность травматизма. - Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности.

§ Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание. - Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.

§ Слезы и страхи в темноте. - Не оставлять одного в темноте.

§ Желание играть со сверстниками. - Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей.

§ Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. - Стремиться не подавать дурного примера ни в чем.

§ Постоянные опоздания. - Не давать поручений ( связанных с учетом времени.

§ Впечатлительность. - Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом».

Средний возраст (9—11 лет)

§ Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости. - Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей.

§ Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. - Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня.

§ ЗАМКНУТОСТЬ, одиночество. - Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения.

§ Непослушание, действие « наперекор», постоянные споры. - Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними.

§ Появление тайн, укромных уголков, озорство, шалости. - Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики.

Наши рекомендации