В2.2. Перестановки, размещения, сочетания

В2.1. Принцип умножения

Комбинаторика – раздел математики, в котором изучаются методы подсчета числа комбинаций определенного вида, составленных из элементов определенного множества.

Основным в элементарной комбинаторике является принцип умножения.

Принцип умножения.

Пусть требуется выполнить одно за другим n действий, причем 1-е действие можно выполнить k1 способами; 2-е – k2 способами; 3-е – k3 способами;…; n-е - kn способами. И число способов, которыми можно выполнить каждое действие, не зависит от того, какие способы были выбраны для выполнения предшествующих действий. Тогда число способов, которыми можно выполнить все n действий, равно произведению k1 × k2 × k3 × ... × kn. Это и есть принцип умножения. Проще всего объяснить справедливость принципа умножения можно при помощи диаграммы (рис. 2).

Пример.

У человека имеется 3 рубашки (Р1, Р2, Р3), 2 галстука (Г1, Г2) и 2 пары ботинок (Б1, Б2). Он признает любое сочетание этих элементов. Сколькими способами он может одеться?

Решение.

Чтобы одеться, человек должен выполнить одно за другим и независимо одно от другого 3 действия:

1. Выбрать рубашку (три способа).

2. Выбрать галстук (два способа).

3. Выбрать ботинки (два способа).

Все способы выбора костюма показаны на диаграмме (рис. 2).

В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru

Рис. 2

Всего можно одеться 3 × 2 × 2 = 12 способами.

Некоторые свойства биномиальных коэффициентов

1. В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = 1. 2. В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = 1.
3. В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = n. 4. В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru .
5. В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru .
6. В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru + В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru .

Пример 2. Сколькими способами 8 человек можно распределить по двум комнатам, если в каждой должно быть не менее трех человек?

Решение. Варианты распределения людей по комнатам таковы.

Вариант 1: в первой комнате – 3 человека; во второй – 5 человек.

Вариант 2: в первой комнате – 4 человека; во второй – 4 человека.

Вариант 3: в первой комнате – 5 человек; во второй – 3 человека.

Чтобы задать распределение, необходимо (и достаточно) назвать людей, которые остаются в первой комнате, остальные перейдут во вторую. При этом порядок перечисления не важен.

Выбрать трех человек для первой комнаты можно n1 = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = 56 способами. Выбрать четырех человек для первой комнаты можно n2 = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = 70 способами. Выбрать пять человек для первой комнаты можно n3 = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = 56 способами. Число всех способов разместить людей равно n1 + n2 + n3= 56 + 70 + 56 = 182.

Пример 3.

Сколько всего существует различных последовательностей, состоящих из нулей и единиц, в каждой из которых m нулей и n единиц.

Решение. Чтобы задать такую последовательность, надо выполнить одно действие – выбрать из (n + m) позиций для цифр m позиций для нулей (n позиций для единиц). Число способов выполнить это действие равно В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru .

Например, если m = 2, n = 3, то В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru =10. Эти последовательности таковы: 01101, 00111, 10011, 11100, 10101 и т.д.

Пример 2.

Число неотрицательных решений в целых числах уравнения В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru равно В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru , ведь всякое решение В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru данного уравнения можно трактовать, как сочетание с повторениями, содержащее В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru элементов первого типа ( В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru ), В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru элементов второго типа ( В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru ), …, В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru элементов n го типа ( В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru ), В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru .

В2.4. Бином Ньютона

Утверждение. Справедлива формула (формула бинома Ньютона)

В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru .

Доказательство. Воспользуемся методом математической индукции.

1).База индукции.

( В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru + В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru )1= В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru 1 В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru 0+ В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru 0 В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru 1 = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru + В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru ;

( В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru + В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru )2= В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru 2× В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru 0+ В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru + В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru 0 В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru 2= В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru 2+2 В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru + В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru 2.

2).Индуктивное предположение. Положим, что

В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru .

3).Индуктивный переход.

Доказав истинность следующей формулы, мы докажем истинность бинома Ньютона.

В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru .

Проведем преобразования и воспользуемся индуктивным предположением.

В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru × В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru + В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru =

= В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru + В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru + В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru n+1 +

+ В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru + В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru + В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru n+1.

Во второй сумме была сделана замена переменной, чтобы индекс суммирования менялся не от 0 до n - 1, а от 1 до n.

Объединим две суммы и воспользуемся тем, что В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru ; В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru + В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru .

Продолжим преобразования

В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru n+1В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru + В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru + В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru + В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru n+1=

= В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru

что и требовалось доказать.

Пример.

24 = 16 = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru 1 + 4 + 6 + 4 + 1.

0 = В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru 1 - 4 + 6 - 4 + 1.

В2.1. Принцип умножения

Комбинаторика – раздел математики, в котором изучаются методы подсчета числа комбинаций определенного вида, составленных из элементов определенного множества.

Основным в элементарной комбинаторике является принцип умножения.

Принцип умножения.

Пусть требуется выполнить одно за другим n действий, причем 1-е действие можно выполнить k1 способами; 2-е – k2 способами; 3-е – k3 способами;…; n-е - kn способами. И число способов, которыми можно выполнить каждое действие, не зависит от того, какие способы были выбраны для выполнения предшествующих действий. Тогда число способов, которыми можно выполнить все n действий, равно произведению k1 × k2 × k3 × ... × kn. Это и есть принцип умножения. Проще всего объяснить справедливость принципа умножения можно при помощи диаграммы (рис. 2).

Пример.

У человека имеется 3 рубашки (Р1, Р2, Р3), 2 галстука (Г1, Г2) и 2 пары ботинок (Б1, Б2). Он признает любое сочетание этих элементов. Сколькими способами он может одеться?

Решение.

Чтобы одеться, человек должен выполнить одно за другим и независимо одно от другого 3 действия:

1. Выбрать рубашку (три способа).

2. Выбрать галстук (два способа).

3. Выбрать ботинки (два способа).

Все способы выбора костюма показаны на диаграмме (рис. 2).

В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru

Рис. 2

Всего можно одеться 3 × 2 × 2 = 12 способами.

В2.2. Перестановки, размещения, сочетания

Определение. Перестановкой n данных элементовназывается любой упорядоченный набор этих элементов, место элемента в наборе имеет значение.

Пример 1.

Из трех элементов A,B,C можно составить шесть разных перестановок: ABC; ACB; CAB; CBA; BAC; BCA.

Число различных перестановок п элементов обозначается Рп. Выведем формулу подсчета числа Рп, для чего воспользуемся принципом умножения.

Чтобы определить перестановку n данных различных элементов, нужно выполнить одно за другим n действий:

· выбрать первый элемент перестановки (n способов);

· указать второй элемент (n - 1 способ);

…………………………………………;

· назвать последний элемент перестановки (1 способ).

Эти действия выполняются независимо одно от другого. В силу принципа умножения

Pn = n × (n - 1) ×...× 1 = n! (1)

Определение. Размещением, содержащим k различных элементов,выбранных из n имеющихся, называется любой упорядоченныйнабор k различных элементов, отобранных из n имеющихся различных элементов.

Пример 1.

Из букв A, B, C, D можно составить 12 размещений из двух букв:

AB; BA; AC; CA; AD; DA; BC; CB; BD; DB; CD; DC.

Число различных размещений обозначается символом В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru . Выведем формулу его подсчета.

Чтобы составить размещение, нужно выполнить одно за другим и независимо одно от других k действий:

· назвать первый элемент размещения (n способов);

· указать второй элемент (n - 1 способ);

……………………………………………;

· назвать k-й, последний, элемент (n – k + 1 способов).

В соответствии с принципом умножения

В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru = n × (n – 1) ×...× (n – k + 1) =

= В2.2. Перестановки, размещения, сочетания - student2.ru(2)

Пример 2. Сколько трех-, четырех-, пятизначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5 (0, 1, 2, 3, 4), если

a) повторения цифр запрещены;

b) повторения цифр разрешены.

Решение.

Наши рекомендации