Сочетания, размещения, перестановки

Сочетания, размещения, перестановки

Пусть Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru – конечное множество, набор элементов ( Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru ) из A называется Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –выборкой.

Выборка называется упорядоченной, если в ней задан порядок следования элементов, в противном случае выборка называется неупорядоченной.

В выборках могут допускаться или не допускаться повторения элементов, т.е. выборки могут быть как с повторениями, так и без повторений.

Неупорядоченная Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –выборка без повторений называется Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru -сочетаниемили сочетанием из n элементов по k, другими словами, это k–элементное подмножество множества А.

Упорядоченная Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –выборка без повторений называется Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –размещением (перестановкой) или размещением из n элементов по k.

Неупорядоченная Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –выборка с повторениями называется Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –сочетанием с повторениями.

Упорядоченная Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –выборка с повторениями называется Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –размещением с повторениями. Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –размещение без повторений называется перестановкой из n элементов.

Например, рассмотрим множество Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru . Составим сочетания из трех элементов по два: (a1, a2), (a1, a3), (a2, a3).

Все сочетания с повторениями из трех элементов по два представляют собой следующие (3,2)-выборки: (a1, a1), (a1, a2), (a1, a3), (a2, a2), (a2, a3), (a3, a3).

Далее выпишем все размещения из трех элементов по два без повторений: (a1, a2), (a2, a1), (a2, a3); (a3, a2), (a1, a3), (a3, a1).

Все размещения с повторениями из трех элементов по два имеют вид: (a1,a1), (a1,a2), (a2,a1), (a2,a2), (a1,a3), (a3,a1), (a2,a3), (a3,a2), (a3,a3).

Наконец, перестановки из трех элементов − это следующие упорядоченные без повторений (3,3)-выборки: (a1,a2,a3), (a1,a3,a2), (a2,a1,a3), (a2,a3,a1), (a3,a1,a2), (a3,a2,a1).

Число сочетаний, размещений и

Размещений с повторениями

Пусть Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru – число всех Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –размещений с повторениями.

Теорема 2. Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru

Доказательство. Пусть Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru . Между множеством Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –размещений с повторениями и прямым произведением Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru существует взаимно однозначное соответствие, т.е. они равномощны. По следствию теоремы 1 имеем Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , т.е. число всех размещений с повторениями из n по k равно Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

Число всех Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –размещений обозначается через Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

Теорема 3. Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

Доказательство. Пусть Сочетания, размещения, перестановки - student2.ruСочетания, размещения, перестановки - student2.ru –размещение из множества Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , где Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru для всех Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru . Элемент Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru может быть выбран n способами, Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , т.е. после выбора элемента Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru элемент Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru может быть выбран Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru способом, после выбора Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru и Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru выбираем элемент Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , он может быть выбран Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru способами и т.д. После выбора элементов Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru ,…, Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru последний элемент Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru может быть выбран Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru способами.

По правилу произведения получаем, что число всех Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –размещений равно Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

Пусть Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru – число всех перестановок из Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru элементов.

Следствие. Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

Число всех Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –сочетаний обозначается через Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru или Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru . Эта величина называется биномиальным коэффициентом.

Теорема 4. Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru

Доказательство. Рассмотрим Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –сочетание Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , эту неупорядоченную Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –выборку можно упорядочить Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru способами ( в силу следствия теоремы 3). Если упорядочить каждое Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –сочетание, то получим все упорядоченные Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –выборки, т.е. Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru . Отсюда получаем, что Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

Задача 3. Сколько существует двоичных матриц с Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru строками и Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru столбцами, все строки которых различны?

Решение. Число различных двоичных упорядоченных наборов длины Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru равно Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru . Число всех двоичных матриц с Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru строками совпадает с числом всех размещений из Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru элементов по Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru . Следовательно, по теореме3 получаем, что число матриц равно Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

Задача 4. Сколькими способами из колоды в 36 карт можно вытащить 5 карт так, чтобы среди них были три карты червовой масти и две крестовой масти?

Решение. Всего в колоде имеем по 9 карт каждой из 4 мастей. Три карты червовой масти можем вытащить Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru способами, а две карты крестовой масти можно вытащить Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru способами. По правилу произведения получаем, что существует Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru × Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru способов вытащить из колоды 5 карт определенным образом.

Разбиение множества

Множества Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru задают разбиение множества А, если объединение всех множеств равно А и все множества попарно не пересекаются, т.е. Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru для всех Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

Теорема 6. Число различных упорядоченных разбиений множества А мощности Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru на Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru подмножеств Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru заданных мощностей Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru равно Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

Доказательство. Пусть Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru ─ некоторое разбиение множества А на Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru подмножеств, причем Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , …, Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru для всех Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru . Множество Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru может быть выбрано Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru способами, после выбора Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru множество Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru может быть выбрано Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru способами и т.д. После выбора множеств Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru множество Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru может быть выбрано Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru способами. Тогда по правилу произведений получаем, что общее число разбиений равно Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru

Теорема доказана.

Число Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru называется полиномиальным коэффициентом и обозначается через Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

Теорема 7. Если множества Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru задают разбиение множества А, тогда Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru

Доказательство. Рассмотрим диаграмму Венна k–го порядка для множеств Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru . Так как Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru задают разбиение множества А, то Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru для всех Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , т.е. все элементы Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru расположены в одной ячейке Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru . Получаем, что Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru = Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru . Тогда Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

Следствие. Если множества Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru не пересекаются, то

Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

Это следствие представляет собой обобщенное правило суммы.

Задача 5. Дано множество U из 9 элементов. Каким числом способов в нем можно выбрать три подмножества A, B, C так, чтобы выполнялись условия: Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

Решение. Построим диаграмму Венна для искомых подмножеств A, B, C универсального множества U (см. рис.1). Введем обозначения: Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

  Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru
Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru        
Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru        
  Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru


Рис.1

Заметим, что Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru (это подмножество размещено в пяти ячейках диаграммы Венна – горизонтальная штриховка), Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru (одна ячейка диаграммы – вертикальная штриховка) и Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru (две ячейки диаграммы), причем подмножества Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru задают разбиение множества U. Тогда по правилу произведения получаем, что число способов выбора подмножеств A, B, C равно Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

§7. Перестановки с фиксированным числом повторений

Пусть Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru . Упорядоченную Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru −выборку Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru c повторениями, где Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru встречается Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru раз для всех Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , назовем перестановкой с повторениями. Число всех таких перестановок обозначим через Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

Теорема 8. Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru

Доказательство. Пусть Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru − множество номеров мест, на которых стоит элемент Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru в перестановке a.

Число всех перестановок с повторениями совпадает с числом всех разбиений множества Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru на подмножества Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , где Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru . По теореме 6 получаем, что число всех разбиений Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –элементного множества на k подмножеств равно Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru Отсюда получаем, что Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , что и требовалось доказать.

Задача 6. Сколько различных слов можно составить, переставляя буквы слова «математика»?

Решение. В слове «математика» буква «м» встречается 2 раза, буква «а» – 3 раза, буква «т» – 2 раза, буква «е» – 1 раз, буква «и» - 1 раз, буква «к» – 1 раз. Всего в слове 10 букв, тогда число всех различных слов равно Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

Задача 7. Сколько слов длины 9 в алфавите Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru можно составить при условии, что Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , где Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru обозначает число вхождений буквы Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru в слово.

Решение. Если Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , тогда Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , и число слов, удовлетворяющих этому условию, равно числу двоичных последовательностей длины 9.

Если Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , тогда Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , и, рассматривая всевозможные разложения числа 5 на упорядоченную сумму двух слагаемых, получаем, что число слов в этом случае равно Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru

Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru = Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

Наконец, если Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , тогда Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru , и число слов равно Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

По правилу суммы получаем, что всего можно составить Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru слов.

Задача 8. Сколькими способами можно переставить буквы слова «комиссия» так, чтобы:

1) никакие две гласные не стояли рядом;

2) не менялся порядок гласных букв;

3) две буквы «с» не шли подряд?

Решение. 1) Имеется Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru перестановок согласных. Для каждого размещения согласных имеем 5 мест для размещения четырех гласных слова, тогда число всех размещений гласных букв слова равно Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru . По правилу произведения получаем Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru слов.

2) Число размещений согласных букв с учетом того, что буква «c» повторяется дважды равно Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru . Очевидно, что на оставшиеся места гласные в указанном порядке размещаются однозначно.

3) Число различных слов, которые получаются перестановками букв слова «комиссия» равно Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

Число слов, в которых две буквы «с» идут подряд равно Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru . Получаем, Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru слов, в которых две буквы «с» не идут подряд.

Задача 9. Сколькими способами можно разместить n одинаковых карандашей в k различных ящиках?

Решение. Перенумеруем ящики. Обозначим через Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru − число карандашей, попавших в Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru −ый ящик. Каждому размещению карандашей поставим в соответствие последовательность из нулей и единиц следующим образом: сначала записываем Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru нулей, затем записываем единицу, далее пишем Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru нулей, снова единицу, и т.д. Заканчивается последовательность Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru нулями. Эта последовательность имеет Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru нулей и Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru единиц.

Например, при Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru размещению, при котором в первом ящике 5 карандашей, во втором – нет карандашей, в третьем ящике – 3 карандаша, а в четвертом – 2 карандаша, соответствует последовательность 0000011000100.

Таким образом, число всех размещений совпадает с числом всех двоичных наборов с n нулями и Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru единицами. Число таких наборов, в силу теоремы 8, равно Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

Задача 10. Сколько решений в неотрицательных целых числах имеет уравнение Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru

Решение. Пусть Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru решение уравнения. Этому решению поставим в соответствие двоичный набор с n нулями и Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru единицами следующим образом:

Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

Таким образом, между множеством двоичных наборов с n нулями и Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru единицами и множеством решений заданного уравнения устанавливается взаимно-однозначное соответствие, откуда число решений равно Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru .

Задачи

1. Студенты изучают 7 предметов. Сколькими способами можно составить расписание на один день, если в день следует устанавливать не менее двух и не более четырех предметов?

2. Сколько существует семизначных чисел, делящихся на 5? Сколько среди них четных?

3. Сколько существует девятизначных чисел, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево? Сколько среди них четных?

4. В скольких точках пересекаются диагонали выпуклого n-угольника, если никакие три из них не пересекаются в одной точке?

5. В комнате n лампочек. Сколькими способами можно зажечь k лампочек? Сколько существует способов освещения комнаты?

6. Сколько существует пятизначных чисел, у которых каждая следующая цифра больше предыдущей?

7. Сколько существует шестизначных чисел, у которых цифры расположены в неубывающем порядке?

8. Имеется n черных и m белых шаров. Сколькими способами можно их выложить в ряд так, чтобы никакие два черных шара не лежали рядом?

9. Студенту необходимо сдать 4 экзамена в течение 10 дней, причем известно, что в последний день он сдает экзамен. Сколькими способами он может это сделать?

10. Сколькими способами можно рассадить n гостей за круглым столом?

11. Имеется 4 типа открыток. Сколькими способами можно выбрать 10 открыток?

12. Сколькими способами n различных (одинаковых) предметов можно разложить в k одинаковых ящиков (разных ящиков)?

13. Сколько существует чисел не больше 100, которые не делятся ни на 2, ни на 3, ни на 5?

14. На полке стоят n книг. Сколькими способами можно взять из них m так, чтобы никакие две не стояли рядом?

15. Сколькими способами можно выбрать три различных карандаша из имеющихся пяти карандашей разных цветов?

16. В группе 5 девочек и 7 мальчиков. Сколькими способами их можно разделить на 2 группы по 6 человек? Сколькими способами это можно сделать при условии, что в каждой группе должно быть хотя бы по одной девочке?

17. Сколькими способами можно рассадить за круглым столом m юношей и n девушек так, чтобы никакие две девушки не сидели рядом?

18. Имеется n абонентов телефонной сети. Сколькими способами можно одновременно соединить три пары?

19. Три студента сдают экзамен. Сколькими способами они могут сдать экзамен по пятибалльной системе? По семибалльной?

20. Сколько различных слов можно составить из букв слова «комбинаторика»?

21. Сколькими способами 12 одинаковых монет можно разложить по пяти пакетам так, чтобы ни один из пакетов не был пуст?

22. В конструкторском бюро все сотрудники знают хотя бы один из трех языков. Шестеро знают английский, шестеро – немецкий, семеро – французский. Четверо знают английский и немецкий, трое – немецкий и французский, двое – французский и английский. Один сотрудник знает все три языка.

Литература

1. Алексеев В. Е. Элементы комбинаторики. – Пособие для студентов заочного отделения, Нижний Новгород, 2001.

2. Алексеев В.Е., Киселева Л.Г., Смирнова Т.Г. Задачи по дискретной математике. – Методическая разработка, Нижний Новгород, 2003.

3. Виленкин Н. Я. Комбинаторика. – М.: Наука, 1969.

4. Гаврилов Г.Н., Сапоженко А.А. Сборник задач по дискретной математике. – М.: Наука, 1977.

5. Ежов И.И., Скороход А.В., Ядренко М.И. Элементы комбинаторики. – М.: Наука, 1977.

6. Киселева Л.Г. Элементы комбинаторики. – Методическая разработка, Нижний Новгород, 1990.

7. Киселева Л.Г., Смирнова Т.Г. Тождества и уравнения в алгебре множеств. – Методическая разработка, Нижний Новгород, 1999.

8. Марков А.А. Элементы комбинаторного анализа. – Методическая разработка, Горький, 1988.

9. Яблонский С.В. Введение в дискретную математику. М.: Наука, 1986.

СОДЕРЖАНИЕ

§1. Сочетания, размещения, перестановки 3

§2. Основные правила комбинаторики 4

§3. Число сочетаний, размещений и размещений с повторениями 8

§4. Основные свойства биномиальных коэффициентов 11

§5. Бином Ньютона 12

§6. Разбиение множества 13

§7. Перестановки с фиксированным числом повторений 16

§8. Число сочетаний с повторениями 21

§9. Формула включений и исключений 22

Задачи 24

Контрольные задания 32

Литература 39

Сочетания, размещения, перестановки

Пусть Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru – конечное множество, набор элементов ( Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru ) из A называется Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –выборкой.

Выборка называется упорядоченной, если в ней задан порядок следования элементов, в противном случае выборка называется неупорядоченной.

В выборках могут допускаться или не допускаться повторения элементов, т.е. выборки могут быть как с повторениями, так и без повторений.

Неупорядоченная Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –выборка без повторений называется Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru -сочетаниемили сочетанием из n элементов по k, другими словами, это k–элементное подмножество множества А.

Упорядоченная Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –выборка без повторений называется Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –размещением (перестановкой) или размещением из n элементов по k.

Неупорядоченная Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –выборка с повторениями называется Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –сочетанием с повторениями.

Упорядоченная Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –выборка с повторениями называется Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –размещением с повторениями. Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru –размещение без повторений называется перестановкой из n элементов.

Например, рассмотрим множество Сочетания, размещения, перестановки - student2.ru . Составим сочетания из трех элементов по два: (a1, a2), (a1, a3), (a2, a3).

Все сочетания с повторениями из трех элементов по два представляют собой следующие (3,2)-выборки: (a1, a1), (a1, a2), (a1, a3), (a2, a2), (a2, a3), (a3, a3).

Далее выпишем все размещения из трех элементов по два без повторений: (a1, a2), (a2, a1), (a2, a3); (a3, a2), (a1, a3), (a3, a1).

Все размещения с повторениями из трех элементов по два имеют вид: (a1,a1), (a1,a2), (a2,a1), (a2,a2), (a1,a3), (a3,a1), (a2,a3), (a3,a2), (a3,a3).

Наконец, перестановки из трех элементов − это следующие упорядоченные без повторений (3,3)-выборки: (a1,a2,a3), (a1,a3,a2), (a2,a1,a3), (a2,a3,a1), (a3,a1,a2), (a3,a2,a1).

Наши рекомендации