Авторы: канд. физ.-мат. наук с.д. филиппов
Авторы: канд. физ.-мат. наук С.Д. Филиппов
канд. физ.-мат. наукА.В. Шитиков
ст. преподаватель Т.А. Серова
Одобрены на заседании кафедры высшей математики.
Протокол от 02.10.2012 № 2
Заведующий кафедрой Е.А.Перминов
Рекомендованы к печати методической комиссией МаИ РГППУ.
Протокол от 05.10.2012 №2
Председатель методической
комиссии МаИ РГППУ А.В.Песков
Директор МаИ А.А.Жученко
© ФГАОУ ВПО «Российский
Государственный профессионально-
педагогический университет», 2012
Цель контрольных работ – закрепление и проверка знаний, полученных студентами в процессе самостоятельного изучения учебного материала по данной дисциплине, а также выявление их умения применять полученные знания на практике.
Указания к выполнению контрольных работ
При выполнении контрольных работ необходимо руководствоваться следующими требованиями:
1. Вариант контрольной работы выбирать по последней цифре номера зачетной книжки.
2. Каждую контрольную работу следует выполнять в отдельной тетради.
3. На обложке тетради должны быть ясно написаны название дисциплины, номер контрольной работы, фамилия студента, его инициалы, номер группы и шифр специализации, шифр зачетной книжки.
4. В начале работы должен быть указан номер варианта задания.
5. Перед решением задачи должно быть полностью приведено ее условие.
6. Решение задач следует сопровождать необходимыми формулами, развернутыми расчетами и краткими пояснениями.
7. В конце работы должна стоять подпись студента с указанием даты ее выполнения.
8. Перечень заданий к контрольным работам приводится в таблицах 1, 2
Таблица 1. Список номеров заданий к контрольным работам для студентов, обучающихся по профилю подготовки «Машиностроение и материалообработка», «Транспорт», «Металлургия» (все профилизации), полный срок обучения
1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | |
Контр. раб.1 | Контр. раб.2 | Контр. раб.3 | |
Номера заданий | 11-20 | 151-160 | 351-360 |
51-60 | 191-200 | 371-380 | |
91-100 | 231-240 | 321-330 | |
111-120 | 261-270 | 341-350 | |
131-140 | 281-290 | 421-430 | |
141-150 | 301-310 | 441-450 |
Таблица 2. Список номеров заданий к контрольным работам для студентов, обучающихся по профилю подготовки «Машиностроение и материалообработка», «Транспорт», «Металлургия» (все профилизации), сокращённый срок обучения
1 семестр | 2 семестр | 2 семестр | |
Контр. раб.1 | Контр. раб.2 | Контр. раб.3 | |
Номера заданий | 11-20 | 231-240 | 321-330 |
51-60 | 251-260 | 341-350 | |
91-100 | 261-270 | 351-360 | |
111-120 | 281 (а,б)-290(а,б) | 421-430 | |
131-140 | 301-310 | 441-450 | |
141-150 | |||
191-200 |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Введение в математический анализ
91-100. Дано комплексное число a. Требуется: 1) записать число a в алгебраической и тригонометрической формах; 2) найти все корни уравнения z3+a=0.
91. . 92. .
93. . 94. .
95. . 96. .
97. . 98. .
99. . 100. .
111-120. Найти пределы функций, не пользуясь правилом Лопиталя.
111. а) ; б) ;
в) ; г) .
112. а) ; б) ;
в) ; г) .
113. а) ; б) ;
в) ; г) .
114. а) ; б) ;
в) ; г) .
115. а) ; б) ;
в) ; г) .
116. а) ; б) ;
в) ; г) .
117. а) ; б) ;
в) ; г) .
118. а) ; б) ;
в) ; г) .
119. а) ; б) ;
в) ; г) .
120. а) ; б) ;
в) ; г) .
Производная и её приложения
141-150. Найти производные данных функций.
141. а) ; б) ;
в) ; г) ; д) .
142. а) ; б) ; в) ;
г) ; д) .
143. а) ; б) ; в) ;
г) ; д) .
144. а) ; б) ;
в) ; г) ; д) .
145. а) ; б) ; в) ;
г) ; д) .
146. а) ; б) ;
в) ; г) ; д) .
147. а) ; б) ;
в) ; г) ; д) .
148. а) ; б) ;
в) ; г) ; д) .
149. а) ; б) ; в) ;
г) ; д) .
150. а) ; б) ;
в) ; г) ;
д) .
191-200. Исследовать методами дифференциального исчисления функцию и, используя результаты исследования, построить ее график.
191. . 192. .
193. . 194. .
195. . 196. .
197. . 198. .
199. . 200. .
Дифференциальные уравнения
321-330. Найти общее решение дифференциального уравнения.
321. . 322. .
323. . 324. .
325. . 326. .
327. . 328. .
329. . 330. .
341-350. Найти частное решение дифференциального уравнения , удовлетворяющее начальным условиям , .
341. ; , .
342. ; , .
343. ; , .
344. ; , .
345. ; , .
346. ; , .
347. ; , .
348. ; , .
349. ; , .
350. ; , .
Ряды
421-430. Исследовать сходимость числового ряда.
421. . 422. .
423. . 424. .
425. . 426. .
427. . 428. .
429. . 430. .
431-440. Найти интервал сходимости степенного ряда.
431. . 432. .
433. . 434. .
435. . 436. .
437. . 438. .
439. . 440. .
441-450. Вычислить определенный интеграл с точностью до 0,001, разложив подынтегральную функцию в ряд, и, затем, проинтегрировав ее почленно.
441. . 442. .
443. . 444. .
445. . 446. .
447. . 448. .
449. . 450. .
451 – 460.Найти три первых отличных от нуля члена разложения в степенной ряд решения дифференциального уравнения , удовлетворяющего начальному условию .
451.
452.
453.
454.
455.
456.
457.
458.
459.
460.
Задания 11 – 20
Для решения задач 11 – 20 рекомендуется учебное пособие [5]
Гл. I –IV, стр.39 – 91.
В пирамиде SABC: треугольник АВС – основание пирамиды, точка S – ее вершина. Даны координаты точек A, B, C, S. Сделать чертеж. Найти:
1. длину ребра АВ;
2. угол между ребрами АВ и AS;
3. угол наклона ребра AS к основанию пирамиды;
4. площадь основания пирамиды;
5. объем пирамиды;
6. уравнение прямой АВ;
7. уравнение плоскости АВС;
8. проекцию вершины S на плоскость АВС;
9. длину высоты пирамиды
SABC: А(-3;0;0); В(0;2;0); С(0;0;6); S(-3;4;5).
Решение
1) Длину ребра АВ находим по формуле расстояния между двумя точками:
2) Угол между рёбрами найдём по формуле косинуса угла между векторами , координаты которых определяются так:
3) Найдем координаты вектора
Найдем координаты вектора
Он перпендикулярен плоскости (грани) ABC, поэтому угол между ребром AS и гранью ABC является дополнительным к углу α между векторами
α
φ
Отсюда получаем
4) Площадь определяем с помощью векторного произведения:
,
5) Объём пирамиды находится через вычисление смешанного произведения векторов Изучите понятие смешанного произведения, формулу объёма пирамиды и формулу для вычисления смешанного произведения трёх векторов. Формула для нахождения объема V пирамиды:
7) Запишем уравнение плоскости (ABC) перпендикулярной вектору , проходящей через точку А(-3;0;0)
6) Уравнение прямой , проходящей через точки
Канонические уравнения прямой, вектор направляющий вектор прямой
7) Запишем уравнение плоскости (ABC) перпендикулярной вектору , проходящей через точку А(-3;0;0)
8) Для определения проекции вершины на плоскость выполняютсяследующие действия:
а) составляется уравнение высоты пирамиды .
б) находится точка пересечения высоты и основания решением системы, содержащей уравнение высоты и уравнение плоскости.
Решение: SO –высота пирамиды, перпендикулярна плоскости (ABC), следовательно, прямая (SO) параллельна вектору или - нормали плоскости (ABC.
Он будет направляющим для По уравнению координаты вершины , т.е.
. Так как точка О – пересечение прямой (SO) и плоскости (ABC), то ее координаты удовлетворяют системе уравнений
, которую можно решить подстановкой
Подставив во второе уравнение, найдём значение , и следовательно значения
Точка - проекция точки на плоскость
9) Длину высоты пирамиды можно найти по формуле расстояния между точками S и O или по формуле расстояния d от точки до плоскости :
Изучите формулы самостоятельно, решив задание 9).
Задания 51 – 60
Дана система линейных уравнений
Решить систему а) матричным методом, б) методом Крамера, в) методом Гаусса.
а) Матричный метод
Данной системе соответствует матричное уравнение , которое решается по формуле: . Матрицы имеют вид:
Находим обратную матрицу
Находим матрицу
б) Метод Крамера
- формулы Крамера.
Вычислим все определители
в) Метод Гаусса
Составим расширенную матрицу и преобразуем её с помощью элементарных преобразований.
Из полученной матрицы, выделяя последнюю строку, видим, что исключены неизвестные и . Найдём . .
Вторая строка соответствует уравнению:
или
Аналогично из первой строки напишем уравнение:
Итак:
Задания 91 – 100.
Дано комплексное число
Записать число в геометрической и тригонометрической формах и найти все корни уравнения
Рекомендуемая литература : Данко П.Е., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах, ч. II, гл.III, §7, стр.97 – 101.
Найдём алгебраическую форму комплексного числа
Тригонометрическая форма комплексного числа определится по формуле .
Изобразив число на плоскости, найдём и .
-1
Итак, число
Найдём корни уравнения
вычислим по формуле Муавра
Задания 111 – 120
Вычислить пределы:
а)
За скобку выносили наивысшую степень для числителя и знаменателя.
б)
Для исключения неопределённости требуется числитель и знаменатель разложить на множители.
в)
В данном случае для исключения неопределённости использованы эквивалентные бесконечно малые ,например
г)
д) Числитель и знаменатель умножаем на выражение, сопряжённое числителю.
Задания 111 – 120
Задана функция Найти точки разрыва, если они существуют.
Сделать чертёж.
.
Кусочно-заданная функция представлена функциями, непрерывными на данных интервалах.
Проверим непрерывность в граничных точках.
найдём односторонние пределы
Левосторонний и правосторонний пределы равны и равны значению функции в точке . Значит функция в этой точке непрерывна.
аналогично
Пределы различны, значит в точке функция имеет разрыв с конечным скачком.
График функции выполните самостоятельно.
Обратите внимание на учебное пособие [5] , ч.I , гл.IV, §§4 – 6.
Задания 141– 150
Найти производные следующих функций:
а) б) ;
в) г) ;
д) .
б)
в)
г)
Прологарифмируем обе части равенства
Продифференцируем обе части равенства
д)
Функция задана неявно. Учитываем, что аргумент, функция.
Задания 151 – 160
Найти функций:
Решение:
а)
б)
Задания 191 – 200
Исследовать методами дифференциального исчисления функцию и построить её график.
Рассмотрим свойства функции:
1. Область определения:
2. Чётностьь, нечётность функции:
Функция общего вида.
3. Асимптоты.
а) Так как , то прямая является вертикальной асимптотой:
б) – наклонная асимптота.
Найдём
Найдём
– уравнение наклонной асимптоты.
4. Найдём точки экстремума и интервалы монотонности функции:
Так как то действительных корней нет, значит, нет точек экстремума.
Производная на всей области определения, значит функция
убывает.
5. Точки пересечения с координатными осями
а) с осью при ,
б) с осью при .
Используя исследование функции, строим график (схематично).
Задания 141-150, 151-160, 191-200 легко выполнить, используя учебное пособие [5]? Высшая математика в упражнениях и задачах ч.I гл. VII §§ 1-2 стр. 151-183.
Задания 231-240
Показать, что функция удовлетворяет равенству:
Находим частные производные по и по :
Подставим в равенство частные производные.
;
Равенство верно.
Задания 251-260
Найти наименьшее и наибольшее значения функции
в области D=(ABCD):
y
В С
2 А D
0 1 2 x
а) Найдём стационарные точки
Точка - стационарная, но не принадлежит области D.
б) Исследуем данную функцию на границах квадрата АВСD
АВ:
Функция возрастает на границе АВ
ВС:
На границе ВС функция возрастает
Значит, на границе функция возрастает
Значит на границе функция возрастает
Найденные значения z сравним и выделяем
Задания 261 – 270
Дана функция точка и вектор
Найти в точке и производную в точке по направлению вектора .
Найдём частные производные и вычислим их значение в точке .
– направляющие косинусы вектора
Литература к заданиям 231 – 240, 251 – 260 , 261 – 270 – пособие [5],
гл. VIII §§1-2, §4.
Задания 281 – 290
Найти неопределённые интегралы, выполнив проверку дифференцированием в первых двух примерах.
Решение:
Проверка:
Метод интегрирования по частям для функции
Формула:
Проверка:
Найдём коэффициенты
Задания 301– 310
Вычислить несобственный интеграл
Несобственный интеграл расходится.
Методы интегрирования рассматриваются в учебном пособии [5], ч. I, гл. IХ. §§1-4.
Задания 321– 330
В данном задании предлагается решить дифференциальное уравнение одного из трёх типов – однородное, линейное или с разделяющимися переменными. Предлагается решение однородного уравнения
Найти общее решение дифференциального уравнения первого порядка.
.
Уравнение является однородным.
Функции однородные второго порядка.
Уравнение можно привести к виду
разделить обе части на а затем на .
Введём п