Применение дифференциального исчисления

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ

ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ИСЧИСЛЕНИЯ

К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОВЕДЕНИЯ ФУНКЦИЙ

 
  применение дифференциального исчисления - student2.ru

применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru

 
  применение дифференциального исчисления - student2.ru

Р Г Г М У

Санкт-Петербург

Одобрено Научно-методическим советом РГГМУ

УДК 51

Веретенников В. Н. Учебно-методическое пособие для выполнения индивидуального задания. Применение дифференциального исчисления к исследованию поведения функций. – СПб.: Изд. РГГМУ. 2007. – 36 с.

Активизация познавательной деятельности студентов, выработка у них способности самостоятельно решать достаточно сложные проблемы может быть достигнута при такой организации учебного процесса, когда каждому студенту выдаются индивидуальные домашние задания (ИДЗ) с обязательным последующим контролем их выполнения и выставлением оценок.

Предлагаемое пособие адресовано преподавателям и студентам и предназначено для проведения практических занятий и самостоятельных (контрольных) работ в аудитории и выдачи ИДЗ.

© Веретенников В. Н.

© Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ), 2007.

ПРЕДИСЛОВИЕ

"Математика" является не только мощным средством решения прикладных гидрометеорологических задач, но также и элементом общей культуры. Именно в рамках математического образования студент получает навыки творческого подхода к решению интеллектуальных проблем, точному пониманию средств возможностей решения проблем, знакомится с современными информационными технологиями.

Целью математического образования является:

1. Воспитание достаточно высокой математической культуры.

2. Привитие навыков современных видов математического мышления.

3. Привитие навыков использования математических методов и основ математического моделирования в практической деятельности.

Воспитание у студентов математической культуры включает в себя ясное понимание необходимости математической составляющей в общей подготовке студента. Он должен выработать представление о роли и месте математики в современной цивилизации и в мировой культуре, уметь логически мыслить, оперировать с абстрактными объектами и быть корректным в употреблении математических понятий и символов для выражения количественных и качественных отношений.

В пособии приведены основные теоретические сведения, отражающие базисные понятия по разделу "Применение дифференциального исчисления к исследованию поведения функций"; базисные методы решения основных задач; приведен перечень знаний, умений и навыков, которыми должен владеть студент; указана используемая литература.

ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ИСЧИСЛЕНИЯ

Основные теоретические сведения

ЭКСТРЕМУМЫ ФУНКЦИИ

Рассмотрим функцию применение дифференциального исчисления - student2.ru , определенную в некоторой окрестности точки применение дифференциального исчисления - student2.ru , включая и саму точку применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Определение 3. Точка применение дифференциального исчисления - student2.ru называется точкой локального максимума, а значение функции в ней – локальным максимумом функции применение дифференциального исчисления - student2.ru , если существует такое применение дифференциального исчисления - student2.ru , что для всех применение дифференциального исчисления - student2.ru , удовлетворяющих условию применение дифференциального исчисления - student2.ru , верно неравенство применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Определение 4. Точка применение дифференциального исчисления - student2.ru называется точкой локального минимума, а значение функции в ней – локальным минимумом функции применение дифференциального исчисления - student2.ru , если существует такое применение дифференциального исчисления - student2.ru , что для всех применение дифференциального исчисления - student2.ru , удовлетворяющих условию применение дифференциального исчисления - student2.ru , верно неравенство применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Точки локального максимума и минимума называются точками локального экстремума, а значения в них – локальными экстремумами функции.

Необходимое условие существования точек экстремума функции.

Теорема 2.1. Для того чтобы точка применение дифференциального исчисления - student2.ru была точкой экстремума функции применение дифференциального исчисления - student2.ru , определенной в окрестности этой точки, необходимо выполнение одного из двух условий: либо применение дифференциального исчисления - student2.ru ; либо производная применение дифференциального исчисления - student2.ru не существует в точке применение дифференциального исчисления - student2.ru (в частности, где применение дифференциального исчисления - student2.ru – бесконечно большая функция).

Такие точки называются критическими, и они являются точками, подозрительными на экстремум.

Достаточные условия экстремума.

I. Теорема 2.2. Пусть функция применение дифференциального исчисления - student2.ru , определенная в окрестности точки применение дифференциального исчисления - student2.ru , непрерывная в самой этой точке и дифференцируемая в некоторой применение дифференциального исчисления - student2.ru – окрестности точки применение дифференциального исчисления - student2.ru . Тогда справедливы следующие заключения:

1) если применение дифференциального исчисления - student2.ru (т. е. при переходе применение дифференциального исчисления - student2.ru через критическую точку применение дифференциального исчисления - student2.ru производная меняет знак с плюса на минус), то применение дифференциального исчисления - student2.ru – точка локального максимума функции применение дифференциального исчисления - student2.ru ;

2) если применение дифференциального исчисления - student2.ru (т. е. при переходе применение дифференциального исчисления - student2.ru через критическую точку применение дифференциального исчисления - student2.ru производная меняет знак с минуса на плюс), то применение дифференциального исчисления - student2.ru – точка локального минимума функции применение дифференциального исчисления - student2.ru ;

3) если применение дифференциального исчисления - student2.ru во всей применение дифференциального исчисления - student2.ru – окрестности точки применение дифференциального исчисления - student2.ru имеет один и тот же знак, то в точке применение дифференциального исчисления - student2.ru экстремума функции применение дифференциального исчисления - student2.ru .

II. Теорема 2.3. Пусть функция применение дифференциального исчисления - student2.ru , определенная в окрестности точки применение дифференциального исчисления - student2.ru , имеет производные до 2-го порядка включительно. Если применение дифференциального исчисления - student2.ru , то функция применение дифференциального исчисления - student2.ru имеет в точке применение дифференциального исчисления - student2.ru экстремум, а именно:

1) минимум, если применение дифференциального исчисления - student2.ru ,

2) максимум, если применение дифференциального исчисления - student2.ru .

применение дифференциального исчисления - student2.ru Геометрический смысл необходимых и достаточных условий экстремумов

           
  применение дифференциального исчисления - student2.ru   применение дифференциального исчисления - student2.ru
    применение дифференциального исчисления - student2.ru
 

y y

       
    применение дифференциального исчисления - student2.ru
  применение дифференциального исчисления - student2.ru

применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru O x O x

Проследите за изменением производной в зоне применение дифференциального исчисления - student2.ru :

I. Слева функция возрастает, т. е. применение дифференциального исчисления - student2.ru . В точке применение дифференциального исчисления - student2.ru . Справа функция убывает, т. е. применение дифференциального исчисления - student2.ru .   I. Слева функция убывает, т. е. применение дифференциального исчисления - student2.ru . В точке применение дифференциального исчисления - student2.ru . Справа функция возрастает, т. е. применение дифференциального исчисления - student2.ru .
II. применение дифференциального исчисления - student2.ru II. применение дифференциального исчисления - student2.ru

АСИМПТОТЫ ГРАФИКА ФУНКЦИИ

Может оказаться, что размеры графика данной функции применение дифференциального исчисления - student2.ru , не ограничены. Это бывает, когда функция не ограничена или когда она задана на неограниченном промежутке. В таких случаях часто представление о графике функции вне рамок чертежа дают асимптоты графика.

Определение. Прямая применение дифференциального исчисления - student2.ru называется асимптотой кривой применение дифференциального исчисления - student2.ru , если расстояние применение дифференциального исчисления - student2.ru от точки применение дифференциального исчисления - student2.ru кривой применение дифференциального исчисления - student2.ru до прямой применение дифференциального исчисления - student2.ru стремится к нулю при неограниченном удалении точки применение дифференциального исчисления - student2.ru по какой-либо части кривой применение дифференциального исчисления - student2.ru от начала координат.

Различают три вида асимптот: вертикальные (параллельные оси применение дифференциального исчисления - student2.ru ), горизонтальные (параллельные оси применение дифференциального исчисления - student2.ru ) и наклонные (не параллельные ни одной из координатных осей).

Прямая применение дифференциального исчисления - student2.ru является вертикальной асимптотой графика функции применение дифференциального исчисления - student2.ru , если выполнено хотя бы одно из условий

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Для разыскания вертикальных асимптот кривой применение дифференциального исчисления - student2.ru поступаем следующим образом:

1) находим на оси применение дифференциального исчисления - student2.ru точки разрыва функции применение дифференциального исчисления - student2.ru ;

2) выделяем те из них, в которых хотя бы один из пределов функции применение дифференциального исчисления - student2.ru (слева или справа) равен применение дифференциального исчисления - student2.ru . Пусть это будут точки применение дифференциального исчисления - student2.ru . Тогда прямые применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru будут вертикальными асимптотами графика функции применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Наклонные асимптоты

Теорема 4. Для того чтобы график функции применение дифференциального исчисления - student2.ru имел применение дифференциального исчисления - student2.ru наклонную асимптоту применение дифференциального исчисления - student2.ru , необходимо и достаточно, чтобы существовали оба предела

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Аналогично для случая применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Горизонтальная асимптота (частный случай наклонной асимптоты применение дифференциального исчисления - student2.ru )

Если применение дифференциального исчисления - student2.ru функция применение дифференциального исчисления - student2.ru имеет конечный предел, равный числу применение дифференциального исчисления - student2.ru : применение дифференциального исчисления - student2.ru , то прямая применение дифференциального исчисления - student2.ru есть горизонтальная асимптота соответственно для правой или левой ветви графика функции применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Правило отыскания асимптот очевидно из следующего образца.

Пример 10. Найти асимптоты кривой применение дифференциального исчисления - student2.ru .

1. ▲ Найдем область определения функции: применение дифференциального исчисления - student2.ru .

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Функция не определена в точках применение дифференциального исчисления - student2.ru . Определим тип разрыва в этих точках, для чего вычислим пределы применение дифференциального исчисления - student2.ru ,

применение дифференциального исчисления - student2.ru ,

применение дифференциального исчисления - student2.ru ,

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Следовательно, прямые применение дифференциального исчисления - student2.ru вертикальные асимптоты.

2. Найдем левую наклонную асимптоту:

применение дифференциального исчисления - student2.ru ;

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Следовательно, имеем слева горизонтальную асимптоту применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Найдем правую наклонную асимптоту:

применение дифференциального исчисления - student2.ru ;

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Значит, справа имеем горизонтальную асимптоту применение дифференциального исчисления - student2.ru .

применение дифференциального исчисления - student2.ru

Пример 11. Найти асимптоты кривой применение дифференциального исчисления - student2.ru .

1. ▲ Найдем область определения функции: применение дифференциального исчисления - student2.ru . Функция не определена в точке применение дифференциального исчисления - student2.ru . Определим тип разрыва в этой точке, для чего вычислим пределы

применение дифференциального исчисления - student2.ru

применение дифференциального исчисления - student2.ru

Аналогично получаем применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Прямая применение дифференциального исчисления - student2.ru – вертикальная асимптота.

2. Для нахождения левой наклонной асимптоты вычислим

применение дифференциального исчисления - student2.ru ,

применение дифференциального исчисления - student2.ru

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Следовательно, прямая применение дифференциального исчисления - student2.ru – левая наклонная асимптота.

Аналогично для правой наклонной асимптоты получаем

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Следовательно, прямая применение дифференциального исчисления - student2.ru – наклонная асимптота.

применение дифференциального исчисления - student2.ru

Пример 12. Найти асимптоты кривой применение дифференциального исчисления - student2.ru .

1. ▲ Найдем область определения функции: применение дифференциального исчисления - student2.ru . Поэтому вертикальная асимптота может существовать лишь на конечной границе области определения. Найдем

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Значит, прямая применение дифференциального исчисления - student2.ru – вертикальная асимптота.

2. Найдем правую наклонную асимптоту (так как применение дифференциального исчисления - student2.ru ):

применение дифференциального исчисления - student2.ru

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Следовательно, наклонной асимптоты нет.

применение дифференциального исчисления - student2.ru

Элементарное исследование

1. Найти область определения функции.

2. Найти точки разрыва функции. Их характер. Вертикальные асимптоты.

3. Исследовать функцию на симметричность (определить четность и нечетность функции) и периодичность.

4. Определить, если это не вызовет особых затруднений, точки пересечения графика функции с осями координат. Найти интервалы знакопостоянства.

5. Вычислить предельные значения функции в ее граничных точках.

6. Выяснить существование наклонных асимптот.

Промежутки знакопостоянства

применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru –1 применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru
применение дифференциального исчисления - student2.ru + применение дифференциального исчисления - student2.ru +

II. Исследование графика функции по первой производной.

Для нахождения участков монотонности и экстремальных точек найдем первую производную функции:

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru к. т. I.

Область определения функции разобьем на интервалы применение дифференциального исчисления - student2.ru и определим знак применение дифференциального исчисления - student2.ru в каждом из них (для удобства вычислений в каждом интервале выбираем фиксированную точку). Результаты исследования знака производной на интервалах между критическими точками (с учетом применение дифференциального исчисления - student2.ru ) с указанием поведения функции на этих интервалах занесем в таблицу:

применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru –3 применение дифференциального исчисления - student2.ru –1 применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru
применение дифференциального исчисления - student2.ru + применение дифференциального исчисления - student2.ru
применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru

Так как функция в точке применение дифференциального исчисления - student2.ru определена и непрерывна и при переходе через нее применение дифференциального исчисления - student2.ru меняет знак с минуса на плюс, то в этой точке минимум, причем применение дифференциального исчисления - student2.ru .

III. Исследование графика функции по второй производной.

Для нахождения участков выпуклости вверх и вниз найдем вторую производную функции

применение дифференциального исчисления - student2.ru

применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru к. т. II.

Область определения функции разобьем на интервалы применение дифференциального исчисления - student2.ru и определим знак применение дифференциального исчисления - student2.ru в каждом из них. Результат исследования знака функции применение дифференциального исчисления - student2.ru на указанных интервалах с указанием выпуклости вверх и вниз запишем в таблицу:

применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru –1 применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru
применение дифференциального исчисления - student2.ru + применение дифференциального исчисления - student2.ru +
применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru

При переходе через точку применение дифференциального исчисления - student2.ru вторая производная меняет знак, следовательно, это точка перегиба функции, причем применение дифференциального исчисления - student2.ru . Точка применение дифференциального исчисления - student2.ru не является точкой перегиба.

Построение графика начнем с нанесения асимптот, точек пересечения с осями координат, экстремума, перегиба и фрагментов графика функции вблизи этих точек и асимптот.

В окончательном виде график изображен на следующем рисунке.

применение дифференциального исчисления - student2.ru

Пример 14. Провести полное исследование функции применение дифференциального исчисления - student2.ru и построить ее график.

▲Исследование функции будем проводить, придерживаясь приведенной выше схемы.

I. Элементарное исследование

· Область определения функции. применение дифференциального исчисления - student2.ru .

· Исследуем функцию на симметричность (определить четность и нечетность функции) и периодичность.

применение дифференциального исчисления - student2.ru Функция общего вида.

применение дифференциального исчисления - student2.ru . Функция не периодична.

· Выясним существование асимптот.

Вертикальных асимптот нет, так как нет точек разрыва.

Найдем наклонные асимптоты применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Слева применение дифференциального исчисления - student2.ru .

применение дифференциального исчисления - student2.ru ,

применение дифференциального исчисления - student2.ru

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Уравнение наклонной асимптоты слева применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Справа применение дифференциального исчисления - student2.ru .

применение дифференциального исчисления - student2.ru ,

применение дифференциального исчисления - student2.ru

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Уравнение наклонной асимптоты справа применение дифференциального исчисления - student2.ru .

· Определим точки пересечения графика функции с координатными осями, найдем интервалы знакопостоянства функции.

Точки пересечения с осью применение дифференциального исчисления - student2.ru : применение дифференциального исчисления - student2.ru

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Точки пересечения с осью применение дифференциального исчисления - student2.ru : применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Промежутки знакопостоянства

применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru
применение дифференциального исчисления - student2.ru + +

II. Исследование графика функции по первой производной.

Для нахождения участков монотонности и экстремальных точек найдем первую производную функции:

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru к. т. I.

Область определения функции разобьем на интервалы применение дифференциального исчисления - student2.ru и определим знак применение дифференциального исчисления - student2.ru в каждом из них (для удобства вычислений в каждом интервале выбираем фиксированную точку). Результаты исследования знака производной на интервалах между критическими точками (с учетом применение дифференциального исчисления - student2.ru ) с указанием поведения функции на этих интервалах занесем в таблицу:

применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru
применение дифференциального исчисления - student2.ru + применение дифференциального исчисления - student2.ru + применение дифференциального исчисления - student2.ru +
применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru

Так как функция в точке применение дифференциального исчисления - student2.ru определена и непрерывна и при переходе через нее применение дифференциального исчисления - student2.ru меняет знак с плюса на минус, то в этой точке максимум, причем применение дифференциального исчисления - student2.ru . В точке применение дифференциального исчисления - student2.ru функция определена и непрерывна и при переходе через нее применение дифференциального исчисления - student2.ru меняет знак с минуса на плюс, следовательно, в этой точке минимум, причем применение дифференциального исчисления - student2.ru .

III. Исследование графика функции по второй производной.

Для нахождения участков выпуклости вверх и вниз найдем вторую производную функции

применение дифференциального исчисления - student2.ru

применение дифференциального исчисления - student2.ru

применение дифференциального исчисления - student2.ru

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

применение дифференциального исчисления - student2.ru

применение дифференциального исчисления - student2.ru к. т. II.

Область определения функции разобьем на интервалы применение дифференциального исчисления - student2.ru , применение дифференциального исчисления - student2.ru и определим знак применение дифференциального исчисления - student2.ru в каждом из них. Результат исследования знака функции применение дифференциального исчисления - student2.ru на указанных интервалах с указанием выпуклости вверх и вниз запишем в таблицу:

применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru –0.646 применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru 4.646 применение дифференциального исчисления - student2.ru
применение дифференциального исчисления - student2.ru + применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru +
применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru

При переходе через точки применение дифференциального исчисления - student2.ru вторая производная меняет знак, следовательно, это точки перегиба функции, причем

применение дифференциального исчисления - student2.ru ,

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Точки перегиба: применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Построение графика начнем с нанесения асимптот, точек пересечения с осями координат, экстремума, перегиба и фрагментов графика функции вблизи этих точек и асимптот.

В окончательном виде график изображен на следующем рисунке.

применение дифференциального исчисления - student2.ru

Пример 15. Провести полное исследование функции применение дифференциального исчисления - student2.ru и построить ее график.

▲Исследование функции будем проводить, придерживаясь приведенной выше схемы.

I. Элементарное исследование

· Область определения функции. применение дифференциального исчисления - student2.ru .

· Исследуем функцию на симметричность (определить четность и нечетность функции) и периодичность.

применение дифференциального исчисления - student2.ru Функция общего вида.

применение дифференциального исчисления - student2.ru . Функция не периодична.

· Выясним существование асимптот.

Вертикальных асимптот нет, так как нет точек разрыва.

Найдем наклонные асимптоты применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Слева применение дифференциального исчисления - student2.ru .

применение дифференциального исчисления - student2.ru . Слева наклонной асимптоты нет.

Справа применение дифференциального исчисления - student2.ru .

применение дифференциального исчисления - student2.ru ,

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Справа горизонтальная асимптота: применение дифференциального исчисления - student2.ru .

· Определим точки пересечения графика функции с координатными осями, найдем интервалы знакопостоянства функции.

Точки пересечения с осью применение дифференциального исчисления - student2.ru : применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Точки пересечения с осью применение дифференциального исчисления - student2.ru : применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Промежутки знакопостоянства

применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru
применение дифференциального исчисления - student2.ru +

II. Исследование графика функции по первой производной.

Для нахождения участков монотонности и экстремальных точек найдем первую производную функции:

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru к. т. I.

Область определения функции разобьем на интервалы применение дифференциального исчисления - student2.ru и определим знак применение дифференциального исчисления - student2.ru в каждом из них (для удобства вычислений в каждом интервале выбираем фиксированную точку). Результаты исследования знака производной на интервалах между критическими точками (с учетом применение дифференциального исчисления - student2.ru ) с указанием поведения функции на этих интервалах занесем в таблицу:

применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru
применение дифференциального исчисления - student2.ru +
применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru

Так как функция в точке применение дифференциального исчисления - student2.ru определена и непрерывна и при переходе через нее применение дифференциального исчисления - student2.ru меняет знак с плюса на минус, то в этой точке максимум, причем применение дифференциального исчисления - student2.ru .

III. Исследование графика функции по второй производной.

Для нахождения участков выпуклости вверх и вниз найдем вторую производную функции

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru к. т. II.

Область определения функции разобьем на интервалы применение дифференциального исчисления - student2.ru и определим знак применение дифференциального исчисления - student2.ru в каждом из них. Результат исследования знака функции применение дифференциального исчисления - student2.ru на указанных интервалах с указанием выпуклости вверх и вниз запишем в таблицу:

применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru
применение дифференциального исчисления - student2.ru +
применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru

При переходе через точку применение дифференциального исчисления - student2.ru вторая производная меняет знак, следовательно, это точка перегиба функции, причем применение дифференциального исчисления - student2.ru . Точка перегиба: применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Построение графика начнем с нанесения асимптот, точек пересечения с осями координат, экстремума, перегиба и фрагментов графика функции вблизи этих точек и асимптот.

В окончательном виде график изображен на следующем рисунке.

применение дифференциального исчисления - student2.ru

Пример 16. Провести полное исследование функции применение дифференциального исчисления - student2.ru и построить ее график.

▲Исследование функции будем проводить, придерживаясь приведенной выше схемы.

I. Элементарное исследование

· Область определения функции применение дифференциального исчисления - student2.ru . Точка разрыва: применение дифференциального исчисления - student2.ru .

· Исследуем функцию на симметричность (определить четность и нечетность функции) и периодичность.

применение дифференциального исчисления - student2.ru Функция общего вида.

применение дифференциального исчисления - student2.ru . Функция не периодична.

· Выясним существование асимптот. В точке применение дифференциального исчисления - student2.ru функция имеет разрыв II рода, ибо,

применение дифференциального исчисления - student2.ru

в остальных точках она непрерывна. Прямая применение дифференциального исчисления - student2.ru является вертикальной асимптотой.

Найдем наклонные асимптоты применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Слева применение дифференциального исчисления - student2.ru .

применение дифференциального исчисления - student2.ru ,

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Уравнение горизонтальной асимптоты слева: применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Справа применение дифференциального исчисления - student2.ru .

применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Справа наклонной асимптоты нет.

· Определим точки пересечения графика функции с координатными осями, найдем интервалы знакопостоянства функции.

Точки пересечения с осью применение дифференциального исчисления - student2.ru : применение дифференциального исчисления - student2.ru Точек пересечения с осью применение дифференциального исчисления - student2.ru нет.

Точки пересечения с осью применение дифференциального исчисления - student2.ru : применение дифференциального исчисления - student2.ru Точка пересечения с осью применение дифференциального исчисления - student2.ru : применение дифференциального исчисления - student2.ru .

Промежутки знакопостоянства

применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru –1 применение дифференциального исчисления - student2.ru
применение дифференциального исчисления - student2.ru применение дифференциального исчисления - student2.ru +

II. Исследование графика функции по первой производной.

Для нахождения участков монотонности и экстремальных точек найдем первую производную функции:

применение дифференциального исчисления - student2.ru .