Управление рисками в ОАО «РЖД»
Рост масштабов и степени взаимодействия ОАО «РЖД» с участниками транспортного и многих других сегментов рынка неизбежно повышают уровень рисков, которые могут создавать угрозу эффективному развитию ОАО «РЖД». Реформирование железнодорожного транспорта, усиление межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции, рост спроса на услуги транспорта, ускорение научно-технического прогресса – эти и многие другие факторы создают значительную неопределенность в вопросах долгосрочного развития ОАО «РЖД», что предопределяет необходимость разработки соответствующего комплекса стабилизационных мер для своевременного, адекватного и гибкого реагирования на потенциальные угрозы.
Масштабы и структура деятельности ОАО «РЖД», а также его организационно-правовая форма обусловливают высокую актуальность разработки системы управления рисками ОАО «РЖД». Это связано с тем, что на ОАО «РЖД» акционером-государством возложена ответственность не только за достижение высоких финансовых результатов, но и за обеспечение безопасности перевозок, бесперебойное предоставление качественных транспортных услуг.
С учетом основных положений Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте разработана Стратегическая программа до 2010 года и основные направления развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на период до 2015 года (далее − Стратегическая программа развития), определяющая долгосрочные стратегические цели и приоритеты развития. Достижение поставленных целей возможно лишь при условии создания эффективных инструментов управления. Одним из таких инструментов должна стать корпоративная система управления рисками ОАО «РЖД», создаваемая в рамках реализации Функциональной стратегии управления рисками.
В масштабах деятельности, сопоставимых с деятельностью ОАО «РЖД», применение широко распространенных в практике компаний среднего и малого бизнеса инструментов и способов снижения неопределенности, а также мер реагирования и предупреждения рисков может иметь гораздо меньший эффект и не соответствовать требованиям поддержки принятия решений, устраняющих комплексные проблемы, характерные для работы железнодорожного транспорта. Однако примеров полнофункциональной системы управления рисками сопоставимого уровня сложности, интегрированной в систему принятия решений, нет. Поэтому создание системы управления рисками ОАО «РЖД» будет базироваться на формировании собственной корпоративной системы, которая должна быть открытой и давать ответ на главный вопрос – каковы допущения и вероятность отклонений от стратегического курса развития ОАО «РЖД» при влиянии ряда факторов, часто взаимодополняющих и усиливающих друг друга.
Несмотря на отсутствие в настоящее время единой корпоративной системы управления рисками, нельзя говорить о полном отсутствии ее элементов в ОАО «РЖД». Более того, обширный массив событийных данных, нормативная база (регламенты проведения плановых ремонтов и различных технических мероприятий, нормативы и инструкции) и, главное, – накопленный опыт традиционно обеспечивают выявление и предупреждение критических ситуаций, в первую очередь в области безопасности перевозок. На базе этого сформирована обширная статистика, которая будет использована для обеспечения аналитической поддержки корпоративной системы управления рисками.
Система управления рисками и сформированная в рамках данной системы аналитическая база позволят обеспечить подготовку обоснованных управленческих решений и возможность более гибкой адаптации ОАО «РЖД» в условиях быстро меняющейся конъюнктуры транспортного и товарного рынков, с одной стороны, и внутренних структурных преобразований в ОАО «РЖД» – с другой. Кроме того, управление рисками обеспечит сохранение доверия со стороны частного капитала и крупнейших международных инвесторов по совместным проектам, а также позволит в долгосрочной перспективе сохранить достигнутый высокий кредитный рейтинг ОАО «РЖД».
2.4.1. Основные термины и понятия управления рисками в ОАО «РЖД»
В настоящей функциональной стратегии используются следующие термины и понятия:
корпоративная система управления рисками ОАО «РЖД» – комплекс взаимосвязанных утвержденных процедур, методов и соответствующих инструментов управления рисками ОАО «РЖД», реализуемых на основе регламентированного взаимодействия структурных подразделений и подразделений аппарата управления ОАО «РЖД»;
риск – потенциально существующая вероятность потери ресурсов или неполучения доходов;
выявленный риск – известный риск, когда событие уже произошло и имеется информация о данном факте;
чистый риск – вероятность получения отрицательного и нулевого результата;
спекулятивный риск – вероятность получения как положительного, так и отрицательного эффекта;
волатильность − непостоянство, изменчивость финансовых показателей в краткосрочном периоде;
ситуация риска (рисковая ситуация) – совокупность различных обстоятельств и условий, создающих угрозу стабильному функционированию;
внешний риск – риск, возникающий во внешней по отношению к ОАО «РЖД» среде;
внутренний риск – риск, возникающий в рамках ОАО «РЖД» и непосредственно связанный с деятельностью ее сотрудников;
анализ риска – систематическое использование имеющейся в ОАО «РЖД» информации (данных) для определения причин возникновения риска, его идентификации и оценки;
область риска – определенная зона общих потерь, в границах которой потери не превышают предельного значения установленного уровня риска;
склонность к риску – уровень риска, приемлемый для ОАО «РЖД», в материальном выражении представляющий собой сумму, которую ОАО «РЖД» может себе позволить потерять без угрозы нарушения стабильности функционирования;
факторы риска – условия, которые сами по себе не являются непосредственными источниками появления нежелательных результатов, но увеличивают вероятность их возникновения;
индикаторы риска – определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля;
оценка риска – выявление и определение количественных и временных параметров риска;
риск-менеджмент – процесс выявления и оценки риска, а также выбор методов и инструментов для минимизации риска;
управление риском – элемент риск-менеджмента, представляющий собой процесс принятия решений по управлению выявленным риском и выбор конкретных действий из ряда потенциально возможных;
профилактика риска – превентивное устранение источника возникновения риска;
снижение риска – уменьшение вероятности реализации риска и (или) возможного ущерба;
сохранение риска – сознательное не использование противодействующих управленческих решений в случае, когда затраты на профилактику или снижение риска значительно превосходят ущерб при допущении риска;
антирисковые мероприятия – система мер, направленных на предотвращение возникновения риска или на снижение ущерба от воздействия риска;
ранжирование рисков – упорядочивание рисков в соответствии с возможной величиной ущерба, зависящей от вероятности возникновения рисковых событий и их последствий;
шкала рисков – инструмент отображения влияния различных рисков на ключевые показатели, мероприятия и стратегические цели ОАО «РЖД»;
паспорт риска – совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска;карта рисков – инструмент отображения совокупности выявленных рисков и уровня их влияния на деятельность ОАО «РЖД»;
матрица рисков – производный от карты рисков инструмент отображения совокупности выявленных рисков и уровня их влияния на деятельность ОАО «РЖД» с использованием более укрупненных по сравнению с картой рисков характеристик величины ущерба и вероятности возникновения рисков;
уровень зрелости – этап развития системы управления рисками, характеризующийся качественными различиями в обосновании управленческих решений;
хеджирование рисков – формирование проектов управленческих решений и процедур по минимизации убытков от действия рисков.