Есть ли у вас предрасположенность к стрессу?

1. Часто ли вы переедаете? Сколько потребляете алкоголя? Много ли курите?

2. Спрашиваете ли вы себя, стоит ли вообще жить?

3. Считаете ли вы, что ведете неправильный образ жизни?

4. Чувствуете ли вы себя виноватым, когда ничего не делаете дома – только отдыхаете, спите, смотрите телевизор?

5. Кажется ли вам порой предстоящее изменение в жизни непреодолимым препятствием?

6. Считаете ли вы себя пессимистом?

7. Не кажется ли вам, что вы потеряли контроль над своей жизнью?

8. Ощущаете ли вы напряжение в конфликтных ситуациях на работе или дома?

9. Испытываете ли вы ощущение безнадежности, если у вас что-то не получается?

10. Чувствуете ли сильное напряжение при возникновении непредвиденных ситуаций?

11. Защищаете ли свою точку зрения от нападок других людей?

12. Берете ли вы на себя ответственность за успехи или неуспехи в своей жизни?

13. Считаете ли вы, что должны бороться со стрессом или смириться с ним?

14. Часто ли у вас бывает плохое настроение?

Правильные, честные ответы на эти вопросы позволят вам взглянуть на себя со стороны, по-новому оценить свои мысли, ощущения и некоторые элементы своего поведения.

И если вдруг окажется, что на большинство вопросов вы ответили «часто» или «очень часто», значит, вам следует быть предельно внимательным к себе.

Узнав или почувствовав, что некоторые элементы вашего поведения отрицательно влияют на ваши отношения с другими людьми, становятся причиной возникновения стресса, постарайтесь от них избавиться или, по крайней мере, не давайте им возможности проявиться.

К проблеме выявления стрессов следует подходить с точки зрения личных ощущений и настроения, с точки зрения своего эмоционального склада.

Постарайтесь ответить на два вопроса: что в вашей жизни вызывает стресс? Что вызывает у вас различные негативные эмоции?

Перечислим реальные практические способы действия, которые позволяют выработать сопротивляемость к стрессовым воздействиям.

Вот некоторые основные «антистрессоры».

Прежде всего, осознайте, что подвергаетесь стрессовым нагрузкам.

Расширьте круг общения, более открыто и экспрессивно выражая свои мысли и чувства, что поможет снизить внутреннее напряжение. Делайте это в миролюбивом тоне.

Измените свое отношение к себе и другим на чуть более позитивное, менее критичное, постарайтесь увидеть себя и других людей в положительном свете. Не растрачивайте порох по пустякам, не гипертрофируйте мелкие человеческие недостатки – и тогда вы ярче увидите то, с чем нужно бороться всем миром.

Организуйте рациональный распорядок дня.Разделите дела по порядку и значимости. Не разбрасывайтесь: возьмите за правило не оставлять после себя неоконченных дел, ибо это имеет нежелательный психологический эффект. Доведите до логического конца все начатое.

Потрудитесь над положительным образом «я».Научитесь внимательно и уважительно относиться к своим потребностям. Отдавайте преимущество тем делам, которые позволяют повысить самоуважение.

Учитесь говорить «нет». Вы не можете делать все и за всех. Должен быть некий лимит добровольного принятия на себя части нагрузки других людей. Не позволяйте вольно или невольно эксплуатировать себя.

Научитесь делиться ответственностью. Не претендуйте на лавры сверхчеловека. Делайте свое дело и дайте другим разделить с вами труд и ответственность.

Не переутомляйтесь.Своевременно берите отпуска. Не запускайте утомление. Помните, что, только находясь в хорошей физической форме, вы можете принести максимум пользы на своем рабочем месте. Обычно, когда человек «горит на работе», ни днем, ни ночью не покидая «боевого поста», это свидетельствует лишь о полном развале работы. Научитесь отдыхать!

Будьте гибкими.Умейте слушать других людей, ценить иную точку зрения. Присматривайтесь к методам чужой работы. Не консервируйте свои взгляды, идеи, способы поведения, а развивайте их!

Не бойтесь совершить ошибку, а сделав ее, – вне сомнения, извинитесь. Это трудно только на первых порах. Искреннее извинение имеет само по себе терапевтический, «очищающий» характер.

Заботьтесь о своем здоровье. Избегайте вредных привычек.

Читайте книги не только в познавательных целях, но и для удовольствия.

Чаще играйте с детьми!

Встречайтесь с друзьями.

Использование этих простых советов не гарантирует от возникновения стрессов, но существенно снижает его вероятность.

Контрольные вопросы к теме 11

1. Дайте определение понятию стресс?

2. Что характерно для стрессоров?

3. Каково различие специфической и неспецифической реакций?

4. Что характеризует индивидуальный реактивный стереотип?

5. В чем состоит различие между понятиями дистресс и эустресс?

6. Что вызывает перцептивную напряженность?

7. Что вызывает интеллектуальную напряженность?

8. Что характерно для стадии тревоги О.А.С.?

9. Что характерно для стадии сопротивляемости и истощения О.А.С.?

10. Каковы принципы и последствия информационного стресса?

11. Каковы причины и последствия стресса на работе?

 

Учебное издание

Кремень Маркс Аронович

Психология управления

Курс лекций

Часть I

Ответственный за выпуск С.С. Жаврид

Художник обложки О.А. Стасевич

Под авторской редакцией

Компьютерная верстка Н.М. Азаревич

Подписано в печать 4.11.2004.

Бумага офсетная. Формат Есть ли у вас предрасположенность к стрессу? - student2.ru 1/16. Гарнитура «Таймс»

Печать трафаретная. Усл.печ.л. 10,69. Уч.-изд.л.11,5.

Тираж 100 экз. Заказ

Академия управления при Президенте Республики Беларусь.
Лицензия №02330/0056905 от 01.04.2004 г.

Отпечатано в редакционно-издательском центре Академии управления
при Президенте Республики Беларусь с оригинал-макета заказчика.

220007, г. Минск, ул. Московская, 17.

 

[1] Эшби У. Р. Введение в кибернетику. – М.: Иностранная литература, 1959. С. 294.

[2] Бир С. Кибернетика в управлении производством. – М.: Наука, 1968. С. 74.

[3] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 16. С. 195.

[4] Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1996. С. 150.

[5] Гольдман М. Теория информации. – М.: Изд-во иностранной литературы. 1957.

[6] Kuepfmueller K. Informations verarbeitung durch den Menscen. – NTZ, 1959. Hf.2.

[7] Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. – М.: Учпедгиз. 1953.

[8] Глезер В.Д., Цукерман И.И. Информация и зрение. – М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1961

[9] Леонтьев А.Н., Кринчик Е.П. О применении теории информации в конкретно-психологических исследованиях // Вопросы психологии. 1961. № 5.

[10] Sensory deprivation. – Cambridgee-Mase, 1961.

[11] Кремень М.А. Процесс управления как психическое явление // Образование и воспитание. — 1994. —№ 6. — С. 57 — 64.

[12] Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. – М.: Наука. 1970. С. 168.

[13] Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966.

[14] Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – Л.: Наука, 1965.

[15] Генов Ф. Психология управления. М.: Прогресс, 1982.

[16] Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. — М: Прогресс, 1971. С. 312.

[17] Риггс Дж. Производственные системы: планирование, анализ, контроль. — М.: Мир, 1972.
С. 320.

[18] Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. 1988. Т. 9. N 6. С. 53-64.

[19] Павлов И.И. Полное собр.тр. / АН СССР. – М.-Л., 1951. Т.3, кн.2. 439 с.

[20] Анохин П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. – М.: Знание, 1970.

[21] Цискаридзе М.А., Рухадзе И.А. Имитация и статистическая оценка в процессе прогнозирования // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. – М.: Наука, 1977. С.155-168.

[22] Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М.: Наука, 1980.

[23] Кремень М.А., Водлозеров В.М. 34 методики по экспериментальной психологии / НИО. – Минск, 1998. – 54 с.

[24] Горбов Ф.Д. О «помехоустойчивости» оператора // Инженерная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1964. С. 340-357.

[25] Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981.

Наши рекомендации