Системный анализ — конструктивное направление исследования процессов управления
Системный анализ — это комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации.
Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее.
Системный анализ деятельности предприятия либо организации проводится на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Это обусловлено следующими причинами:
• продолжительностью и трудоемкостью работ, связанных с пред проектным обследованием;
• подбором материалов для проведения исследования;
• выбор метода исследования;
• обоснованием экономической, технической и организационной целесообразности;
• разработкой компьютерных программ.
Конечной целью системного анализа является разработка и внедрение выбранной эталонной модели системы управления.
В соответствии с главной целью необходимо выполнить следующие исследования системного характера:
1) выявить общие тенденции развития данного предприятия и его место и роль в современной рыночной экономике;
2) установить особенности функционирования предприятия и его отдельных подразделений;
3) выявить условия, обеспечивающие достижение поставленных целей;
4) определить условия, препятствующие достижению целей;
5) осуществить сбор необходимых данных для проведения анализа и разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;
6) использовать передовой опыт других предприятий;
7) изучить необходимые сведения для адаптации выбранной (синтезированной) эталонной модели к условиям рассматриваемого предприятия.
В процессе системного анализа находятся следующие характеристики:
1) роль и место данного предприятия в отрасли;
2) состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
3) производственная структура предприятия;
4) система управления и ее организационная структура;
5) особенности взаимодействия предприятия с поставщиками, потребителями и вышестоящими организациями;
6) инновационные потребности (возможные связи данного предприятия с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями);
7) формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников
Таким образом, системный анализ начинается с уточнения или формулирования целей конкретной системы управления (предприятия или компании) и поиска критерия эффективности, который должен быть выражен в виде конкретного показателя. Как правило, большинство организаций являются многоцелевыми. Множество целей вытекает из особенностей развития предприятия (компании) и его фактического состояния в рассматриваемый период времени, а также состояния окружающей среды (геополитические, экономические, социальные факторы).
Четко и грамотно сформулированные цели развития предприятия (компании) являются основой для системного анализа и разработки программы исследований.
Программа системного анализа в свою очередь включает перечень вопросов, подлежащих исследованию и их приоритетность. Например, программа системного анализа может включать следующие разделы:
• анализ предприятия в целом;
• анализ типа производства и его технико-экономическая характеристика;
• анализ подразделений предприятия, выпускающих продукцию (услуги) — основные подразделения;
• анализ вспомогательных и обслуживающих подразделений;
• анализ системы управления предприятием;
• анализ форм связей документов, действующих на предприятии, маршруты их движения и технология обработки.
Каждый раздел программы представляет собой самостоятельное исследование и начинается с постановки целей и задач анализа. Этот этап работы является наиболее важным, так как от него зависит весь ход проведения исследований, выбор приоритетных задач и в конечном итоге реформирование конкретной системы управления.
В табл. 2.1 показано, как могут быть увязаны конкретные цели и задачи анализа.
Как отмечалось выше, первостепенной задачей системного анализа является определение глобальной цели развития организации и целей функционирования. Имея конкретные, четко сформулированные цели, можно выявить и проанализировать факторы, способствующие либо препятствующие скорейшему достижению этих и6' лей. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Таблица 2.1. Основные цели и задачи анализа предприятия
Формулировка цели | Задачи анализа | Примечания |
1. Увеличение выпуска конкурентоспособной продукции | Изучение рынка сбыта (спрос и предложение) | Принимается в качестве стратегии развития |
2. Повышение рентабельности производства | Изучение финансового состояния предприятия | Применяется в качестве критерия |
3. Обеспечение ритмичности производства | Изучение работы производственно-диспетчерского отдела | Определение оптимальной величины заделов |
4. Повышение обоснованности производственных планов | Изучение работы планово-экономического отдела | Улучшение планирования |
5. Внедрение методов маркетингового исследования | Изучение работы отдела маркетинга | Расширение отдела маркетинга |
6. Обоснование и разработка программы развития предприятия | Разработка конкретных бизнес-планов по каждому изделию | Улучшение баланса мощностей |
На рис.2.1 приведен пример структуризации выбранных целей функционирования предприятия.
Как видно из рис. 2.1, для реализации цели 1 «Повышение эффективности функционирования предприятия» необходимо реализовать как минимум три цели:
1.1. «Внедрение новой техники»;
1.2. «Совершенствование организации производства»;
1.3. «Совершенствование системы управления».
Выявив указанные подцели, необходимо исследовать и проанализировать факторы, способствующие их достижению. Рассмотрим их в табл. 2.2 и 2.3.
Следует иметь в виду, что для анализа организации на основе системы целей необходимо выявить и сформулировать совокупность всех целей функционирования на каждом уровне системы управления. В таком случае дерево целей будет наиболее полным. Главная задача такой структуризации заключается в том, чтобы довести цель до каждого конкретного подразделения и исполнителя. Это является залогом успешной реализации функциональной стратегии организации.
Таблица 2.2. Факторы, способствующие достижению целей
Цели | ||
Внедрение новой техники | Совершенствование организации производства | Совершенствование системы управления |
Факторы | ||
1. Наличие финансовых средств | Внедрение новых поточных линий | Совершенствование структуры управления . |
2. Внедрение новой техники в цехах №1 и №2 | Внедрение бригадных форм организации труда | Сокращение численности аппарата управления |
3. Внедрение прогрессивных технологий | Совершенствование оплаты труда | Совершенствование технологии подготовки управленческих решений |
4. Совершенствование действующих технологий | Внедрение прогрессивных норм и расценок | Сокращение денежного оборота |
Таблица 2.3. Исследование факторов, препятствующих повышению эффективности производства и управления
Цели | ||
Внедрение новой техники | Совершенствование, организации производства | Совершенствование системы управления |
Факторы | ||
1. Отсутствие финансирования на приобретение новой техники | Отсутствие объемных расчетов для внедрения поточных линий | Несвоевременность принятия управленческих решений |
2. Невыполнение плана внедрения новой техники | Оторванность зарплаты от конечного результата | Перегрузка отдельных структурных подразделений |
3. Большая энергоемкость техники | Большие простои оборудования | Отсутствие персональной ответственности за принятие управленческих решений |
4. Несогласованность конструкторских и технологических проработок изделий | Несвоевременная поставка заготовок | Отсутствие процедур принятия решений |
5. | Несвоевременность пересмотра норм и расценок | Несвоевременность пересмотра должностных инструкций |
6. | Низкая культура производства | Отсутствие должностных инструкций - - - |
В результате проведения системного анализа необходимо дать предложения по обоснованию целесообразности рационализации системы управления. На основе таких предложений выполняются следующие работы:
1. Принимается решение о внедрении выбранной модели системы управления;
2. Разрабатывается регламентирующая документация;
3. Разрабатывается конечная схема процесса управления;
4. Разрабатываются конкретные организационно-технические мероприятия по совершенствованию управления предприятием;
5. Выбираются конкретные научно обоснованные методы управления;
6. Формируется новая корпоративная культура.