Финальные вероятности состояний
Финальные вероятности состояний характеризуют систему в предельном стационарном режиме. Когда процесс длится достаточно долго, возникает вопрос о предельном поведении вероятностей Pi(t) при t®¥.
Если все потоки событий, переводящие систему из одного состояния в другое, являются простейшими, т.е. стационарными (пуассоновскими) с постоянными интенсивностями lij, то в некоторых случаях существуют финальные (или предельные) вероятности состояний,
P=lim Pi(t) (i=1,2,...,n),
t®¥
не зависящие от того, в каком состоянии система S находилась в начальный момент времени. Это значит, что в системе S с течением времени устанавливается предельный стационарный режим, в ходе которого она переходит из состояния в состояние, но вероятность состояний уже не меняется. В этом предельном режиме каждая финальная вероятность может быть истолкована как среднее относительное время пребывания системы в данном состоянии.
Коэффициент готовности
Коэффициент готовности - асимптотическое значение функции готовности К(t) при неограниченном возрастании аргумента t (см. рис. 37):
K=lim K(t).
t®¥
Он определяется по формулам (71) или (72) и с учетом формулы (65). Так как Tср= , то
K= .
Коэффициент готовности является финальной вероятностью работоспособного состояния восстанавливаемого объекта с конечным временем восстановления и может быть истолкован как среднее относительное время пребывания объекта в этом состоянии в предельном стационарном режиме эксплуатации.
Повышение коэффициента готовности достигается либо увеличением среднего времени безотказной работы, либо уменьшением среднего времени восстановления, либо одновременным увеличением среднего времени безотказной работы и уменьшением среднего времени восстановления. Хотя коэффициент готовности определен как асимптотическая величина при t®¥, его можно использовать при любых конечных значениях времени t, для которых
|K(t)-K|<e,
где e - заданная погрешность (например, e=0,01).
Коэффициент простоя
Коэффициент простоя - асимптотическое значение функции простоя k(t) при неограниченном возрастании аргумента t (см. рис. 38)
k=lim k(t).
t®¥
Он определяется по формулам (73) или (74) при t®¥ и имеет вид
k= .
Коэффициент простоя является финальной вероятностью неработоспособного состояния восстанавливаемого объекта с конечным временем восстановления и может быть представлен как среднее время пребывания объекта в этом состоянии в предельном стационарном режиме эксплуатации.
Несмотря на определение коэффициента простоя как асимптотической величины при t®¥, его можно использовать при любых конечных значениях времени t, для которых
|k(t)-k|<e,
где e - заданная погрешность (например, e=0,01).
ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ МАШИН
Срок службы многих видов машин исчисляется десятками лет. Затраты средств, труда и материалов на поддержание и восстановление работоспособного и исправного состояния машины за полный срок службы в 5-10 и более раз превышают затраты на ее изготовление. Например, стоимость ремонта погрузчиков до капитального ремонта в среднем превышает его первоначальную стоимость в 4-5 раз.
Если долговечность машин недостаточна, их изготавливают в большем количестве, чем нужно, что ведет:
- к перерасходу металла,
- к излишкам производственных мощностей,
- к завышению расходов на ремонт и эксплуатацию.
Следовательно, повышение надежности объектов - важная народнохозяйственная задача.
Особенностью надежности является ее связь со всеми этапами создания и эксплуатации объекта от момента формирования и обоснования идеи создания объекта до его списания и сдачи в ремонт.
Надежность закладывается при разработке объекта и определяется:
- конструкцией объекта и его узлов;
- уровнем стандартизации и унификации;
- применяемыми материалами;
- термообработкой;
- методами защиты от вредных воздействий;
- приспособленностью к обслуживанию и ремонту и др.
Надежность обеспечивается при изготовлении и зависит от уровня технологического процесса, который характеризует:
- качество изготовленных деталей;
- качество сборки объекта и его узлов;
- методы контроля и испытания объектов;
- трудоемкость;
- материалоемкость;
- себестоимость изготовления и др.
Надежность реализуется и поддерживается при эксплуатации, хранении и транспортировании. Надежность проявляется только при использовании объекта и зависит:
- от условий и методов эксплуатации;
- от режимов работы;
- от методов технического обслуживания и других эксплуатационных факторов.
Надежность восстанавливается при ремонте. Эффективность восстановления надежности объекта определяется принятой системой ремонта (ППР и СТОИР) и ремонтопригодностью объекта.
Высокий уровень надежности достижим только при высоком уровне качества каждого этапа создания и использования объекта. Нельзя компенсировать недоработки предыдущего этапа на последующем этапе.