Глава 2. сбор статистической информации

(ТЕОРИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ)

Методические указания

Статистическое наблюдение.В теме рассматриваются ос­новные вопросы, касающиеся сбора первичных данных, которые в дальнейшем будут систематизироваться и обобщаться.

Изучая данную тему, необходимо уяснить основные принци­пы организации и проведения наблюдения, а также научиться решать практические задачи, встающие перед наблюдателем.

Всякая новая работа начинается со статистического наблю­дения,представляющего собой массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и эконо­мической жизни, заключающееся в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Необходимо четко уяснить, что статистическое наблюдение является целенаправленным, научно организованным процессом. Это выражается в том, что оно проводится с определенной, за­ранее установленной целью, организуется по плану, в котором предусматривается решение всех вопросов, связанных с подго­товкой наблюдения, его проведением, разработкой собранных материалов. В основе сбора информации, как и последующих стадий статистического исследования, лежит всестороннее тео­ретико-методологическое обоснование исследования в целом, выступающее в качестве его начального этапа.

Подготовка наблюдения включает в себя большой круг раз­ного вида работ. Сначала необходимо решить программно-мето­дологические вопросы его проведения. Это определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистра­ции; разработка документов для сбора данных, выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение. Затем необходимо решить проблемы организацион­ного характера, например определить состав органов, проводя­щих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для проведе­ния наблюдения; составить календарный план работ по подго­товке, проведению и обработке материалов наблюдения; прове­сти тиражирование документов для сбора данных.

Проведение массового сбора данных заключается в выполне­нии работ, связанных непосредственно с заполнением статисти­ческих формуляров.

Прилагаемая ниже система занятий по данной теме направ­лена на то, чтобы помочь изучающему курс теории статистки лучше усвоить основные вопросы темы и путем выполнения упражнений (решения задач) выработать некоторые практичес­кие навыки их решения.

Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения.В этой части изучающему тему необходимо уяснить принципы классификации форм, видов и способов статистического наблюдения, а затем сущность каж­дой из форм наблюдения, каждого из видов и способов наблю­дения. Лишь после этого можно с успехом выполнить предлага­емые ниже упражнения и задачи.

Формы статистического наблюдениявыделяются на осно­ве их наиболее общих организационных особенностей. В отече­ственной статистике по этому признаку выделяют три основные формы наблюдения: отчетность, специальное (специально орга­низованное) наблюдение и регистры.

Виды статистического наблюденияклассифицируются чаще всего по следующим трем признакам:

а) охват наблюдением единиц совокупности, подлежащей статистическому исследова­нию;

б) систематичность наблюдения;

в) источник сведений, на основании которого устанавливаются факты, подлежащие реги­страции в процессе наблюдения. При этом нужно помнить, что признаки рассматриваемых классификаций различны, а это при­водит к разнообразию в сочетании отдельных видов наблюдения (например, обследование может быть единовременным, сплош­ным, проводимым путем опроса, либо периодическим, выбороч­ным, основанным на документальном способе регистрации фак­торов и т.п.).

По первому признакувыделяют сплошное наблюдение, когда наблюдению подвергаются все без исключения единицы совокупности, и несплошное,при котором сведения собирают не обо всех единицах совокупности, а только некоторой части их, отобранной определенным образом. Несплошное наблюдение, в свою очередь, подразделяют на выборочное, основного масси­ва, монографическое.Различие между этими видами заключа­ется в способе отбора тех единиц, которые должны быть подвер­гнуты наблюдению.

По признаку систематичностинаблюдения различают не­прерывное, или текущее, и прерывное наблюдение.Последнее подразделяют на периодическое и единовременное. Текущее– это наблюдение, которое проводится постоянно; факты, подле­жащие регистрации, фиксируются по мере их возникновения (например, регистрация браков и разводов). Прерывноепрово­дится с перерывами, время от времени. Если оно проводится строго регулярно, т.е. через равные промежутки времени, оно называется периодическим,если же такой регулярности нет, то оно называется единовременным.

По источнику сведенийразличают наблюдение непосред­ственное,когда факты, подлежащие регистрации, устанавлива­ются лицами, проводящими наблюдение (путем замера, подсче­та числа каких-либо предметов и т.п.), документированное,при котором необходимые сведения берутся из соответствующих документов, и опрос,особенность которого состоит в том, что сведения фиксируются со слов опрашиваемого.

В статистике применяются следующие виды опросов:

а) экспедиционный(устный);

б) саморегистрации;

в)явочный способ;

г)корреспондентский способ;

д)анкетный.

Программно-методологические вопросы наблюдения.Очень важно хорошо усвоить основные понятия и определения темы, в частности объект и единица наблюдения, программа наблюдения, статистические формуляр, его виды и инструкция к нему. Эти вопросы составляют основное содержание про­граммно-методологического раздела плана статистического на­блюдения.

При выполнении упражнений следует обратить внимание на необходимость точного определения объекта наблюдения, кото­рое достигается указанием существенных отличительных его черт (признаков). Каждый объект состоит, как правило, из многих элементов или единиц, его составляющих. Тот элемент объекта, который является носителем признаков, подлежащих регистра­ции, называется единицей наблюдения.Определяя единицу конкретного статистического наблюдения, нужно как можно точ­нее ее охарактеризовать, указав специфические черты, которые позволили бы легче отличить ее от близких к ней по виду еди­ниц других объектов, например при демографических обследо­ваниях единицей наблюдения может быть человек, но может быть и семья; при бюджетном обследовании – семья или домашнее хозяйство.

Программа наблюдения получает свое воплощение в перечне вопросов, ответы на которые нужно получить в процессе наблю­дения. Вопросы программы наблюдения фиксируются в форму­ляре (бланке)наблюдения. Очень важно, чтобы вопросы были сформулированы ясно и по возможности наиболее кратко. Для этого при выполнении упражнения нужно привести различные возможные формулировки вопроса. Целесообразно ознакомить­ся с формулировками вопросов в формулярах, в которых собира­ют сведения наши статистические учреждения (бланки форм отчетности, переписей и т.п.).

Конструируя формуляр наблюдения по условиям нижеприво­димых задач, следует обосновать выбор той или иной его фор­мы. При этом надо учитывать объем программы наблюдения, способ проведения наблюдения и способ обработки данных, записанных в формулярах в процессе наблюдения. Формуляры могут предназначаться для записи данных об одной единице наблюдения (индивидуальная форма, иначе бланк-карточка) или нескольких (списочная форма, бланк-список). Надо помнить, что применение списочной формы бланка возможно лишь при отно­сительно небольшой программе и только при экспедиционном способе наблюдения.

При разработке инструкции к проектируемому наблюде­ниюнеобходимо стремиться возможно точнее выполнить требования, предъявляемые к ней как по ее содержанию, так и по форме. Основное назначение инструкции – разъяснение про­граммно-методологических вопросов наблюдения. В ней долж­ны быть указаны: цель проведения наблюдения, что подлежит наблюдению, т.е. объект и единица наблюдения, время наблюдения, кто проводит наблюдение Особое место в инструкции отводится разъяснению вопросов, содержащихся в формуляре наблюдения, а также как следует записать в нем ответ на тот или иной вопрос и на основании чего (источник сведений) Форму­лировка положений инструкции должна быть ясной и краткой. Инструкция может быть оформлена в виде отдельного доку­мента или записана на самом бланке наблюдения, что зависит от ее объема и типа бланка (носителя информации), связанного со способами технической обработки данных наблюдения. Совокуп­ность документов, применяемых при наблюдении, называется инструментарием наблюдения.

На разработку формуляра и инструкции следует обратить большое внимание, так как они являются основными документа­ми наблюдения. Проектируя статистическое наблюдение, нужно решить ряд вопросов о времени его проведения.Прежде всего необходимо выбрать наиболее подходящее время годадля про­ведения наблюдения. Обратите внимание на то, что этот выбор зависит как от особенностей объекта наблюдения, так и от цели и программы наблюдения. Кроме этого времени нужно опреде­лить еще и время, в течение которого следует осуществить на­блюдение, иначе говоря, определить продолжительность наблю­дения.Продолжительность наблюдения зависит от размеров объекта наблюдения, программы, наличия кадров, которые мож­но привлечь для решения этой работы, и т.п. Затем необходимо точно установить срок наблюдения,указав дату начала и его окончания.

Наконец, при некоторых наблюдениях, в частности при пере­писях, необходимо установить критический момент наблюде­ния.Критическим моментом называется момент времени, по состоянию на который регистрируются сведения, собираемые в процессе наблюдения (например, критическим моментом микро­переписи населения Российской Федерации 1994 г. было 0 часов в ночь с 13 на 14 февраля 1994 г.).

В некоторых случаях необходимо решить вопрос и о месте наблюдения, т.е. о том, где нужно производить регистрацию данных (заполнение формуляров наблюдения), особенно в тех случаях, когда наблюдению подвергается объект с перемещаю­щимися в пространстве единицами наблюдения, например при переписях населения.

Организационные вопросы наблюдения.Выполняя упраж­нения по проектированию статистического наблюдения, поста­райтесь составить подробный организационный план наблюдения, так как успех любого статистического наблюдения зависит не только от тщательности методологической подготовки, но и от правильного и своевременного решения широкого спектра организационных вопросов. Оргпланнаблюдения – это доку­мент, в котором зафиксированы все важнейшие организацион­ные мероприятия, проведение которых необходимо для успеш­ного осуществления наблюдения.

Обычно в оргплане наблюдения указываются цель, объект, единицы, место, время (срок), орган наблюдения, иногда указы­вается и программа наблюдения. Далее перечисляются подгото­вительные мероприятия к наблюдению. Это обычно делается при проведении специально организованного наблюдения. Среди этих мероприятий могут быть: подбор и обучение кадров, привлека­емых к проведению наблюдения; составление списков единиц наблюдения; подготовка картографического материала; разбивка территории на части, в которых проведение наблюдения поруча­ется различным лицам; определение местонахождения (размеще­ние) работников разных рангов, проводящих наблюдение. В орг­плане должны быть указаны порядок и сроки обеспечения лиц, участвующих в проведении наблюдения, статистическим инст­рументарием и необходимыми материалами, а также транспортными средствами.

В ряде случаев, например при переписи населения, должна быть проведена работа по разъяснению населения целей, задач, значения и порядка проведения переписи.

Вопросы точности наблюдения.Важнейшая задача наблю­дения – получение доброкачественных, достоверных данных. Ее решение зависит от успешного выполнения требований, предъяв­ляемых к наблюдению.

Однако надо иметь в виду, что в ходе наблюдения могут возникнуть погрешности. Погрешности, появляющиеся в процес­се наблюдения, называются ошибками наблюдения.Все погрешности, возникающие при сплошном наблюдении, называются ошибками регистрации.Кроме мероприятий, о которых говорилось выше, для пре­дупреждения или уменьшения размеров этих погрешностей в оргпланах наблюдения следует предусматривать специальные контрольные мероприятия (например, проведение повторного наблюдения единиц наблюдения, отобранных в порядке выборки; требования документального подтверждения регистрируемых факторов и т.п.). В программе наблюдения могут быть поставлены контрольные вопросы, ответы на которые разрабатываться не будут. В процессе регистрации такие вопросы помогают уточ­нить ответы на другие вопросы, а в последующем с их помощью произвести проверку данных наблюдения.

При несплошном наблюдении, в частности выборочном, могут возникать специфические ошибки, называемые ошибками репрезентативности.Они появляются в силу того, что наблюдение является несплошным.

После получения статистических формуляров следует прове­сти проверку полноты и качеств собранных данных. Контроль полноты– это проверка того, насколько полно охвачен объект наблюдением, иначе говоря, обо всех ли единицах наблюдения собраны сведения. Контроль качества материалаосуществля­ется с помощью логического и арифметического контроля.

Задачи и упражнения

2.1. Приложение 1 содержит копии формуляров Всесоюзных переписей населения 1979, 1989, 1994 и будущей переписи 1999 гг.

Внимательно рассмотрев и сопоставив их между собой, ответьте на следующие вопросы:

а) к какому виду относится каждый из них?

б) дайте определение объекта каждой из переписей;

в) в чем заключаются различия в программах этих переписей?

г) в чем заключаются различия в формулировках вопросов о воз­расте?

д) укажите различия в постановке вопросов о семейном положении;

е) в чем заключаются и чем обусловлены различия в постановке вопросов о занятиях населения в этих переписях?

ж) чем еще между собой различаются формуляры переписей?

з) имеются ли в переписном листе переписи населения 1999 г. подсказы? Если есть, то в каких вопросах и какого содержания (полные, неполные).

2.2. Заполните формуляр переписи населения 1999 г. данны­ми о себе и о других членах своей семьи по состоянию на кри­тический момент (см. приложение 1). Критический момент уста­навливается по указанию преподавателя.

2.3. Проведите классификацию форм ответов на вопросы переписного листа переписи населения 1999 г. (см. приложение 1). Результаты классификации представьте в виде следующей таблицы:

№ п/п   Форма ответа Номер вопроса переписного листа, на который даются ответы в соответствующей форме
Словесная  
Альтернативная  
Численная  

2.4. Перечислите вопросы переписного листа переписи насе­ления 1999 г., ответы на которые нужно дать в форме чисел.

2.5. Сформулируйте определение объекта наблюдения:

а) пе­реписи почтовых отделений связи;

б) переписи торговых пред­приятий;

в) переписи научных учреждений;

г) переписи коммер­ческих банков;

д) переписи больниц, поликлиник и других уч­реждений здравоохранения;

е) переписи школ;

ж) обследование организаций о составе затрат на рабочую силу?

2.6. Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения:

а) фермерских хозяйств;

б) жилого дома (для жилищной переписи);

в) вуза;

г) библиотеки;

д) театра;

е) совместного предприятия.

2.7. Какие бы вы наметили признаки, которые следовало регистрировать при проведении:

а) обследования промышленной фирмы с целью изучения текучести рабочей силы;

б) обследова­ния работы городского транспорта с целью изучения роли раз­личных его видов в перевозках пассажиров;

в) обследования студентов вуза с целью изучения бюджета времени?

2.8. Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу:

а) обследования детских садов;

б) об­следования фирм, выпускающих детское питание;

в) обследова­ния автозаправочных станций.

2.9. Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения:

а) количество работников на фирме;

б) численный состав семьи;

в) родственные связи членов семьи;

г) пол и возраст человека?

2.10. Сформулируйте вопросы программы наблюдения и со­ставьте макет статистического формуляра, а также краткую инструкцию к его заполнению для изучения зависимости успева­емости от пола, возраста, семейного положения, жилищных ус­ловий и общественной активности студентов вуза при проведе­нии специального статистического обследования по состоянию на 1 февраля 1998 г. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных

2.11.Торговая фирма «Партия» поручает вам разработать бланк анкетного опроса покупателей с целью изучения контин­гента, посещающего фирму, удовлетворения их спроса и затрат времени на приобретение необходимой аудио- и видеотехники. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по време­ни, охвату и способу получения данных.

2.12. С целью изучения мнения студентов об организации учебного процесса вуза, вкотором вы учитесь, необходимо прове­сти специальное обследование. Требуется определить:

а) объект и единицу наблюдения;

б) признаки, подлежащие регистрации;

в) вид и способ наблюдения;

г) разработать формуляр и написать краткую инструкцию к его заполнению;

д) составить организаци­онный план обследования;

е) произвести наблюдение в вашей студенческой группе и результаты его представить в виде таблиц.

2.13. Определите объект и единицу наблюдения единовремен­ного обследования читателей публичных библиотек. Разработай­те программу и формуляр данного обследования.

2.14. Разработайте программу и формуляр единовременного обследования жилищных условий студентов вузов своего города по состоянию на 01.01.98 г., а также организационный план это­го наблюдения.

2.15. Сделайте макеты формуляров статистических наблюдений в соответствии с программами, разработанными вами в задаче 2.8.

2.16. В 1994 г. Госкомстат России проводил микроперепись населения Российской Федерации. К какому виду наблюдения относится это обследование?

2.17. В 1994 г. Госкомстат России проводил (через свои орга­ны) единовременное обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование?

2.18. На оптовую торговую базу поступила партия товара. Для проверки его качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии и путем тщательного осмотра каждой единицы товара определялось и фиксировалось его качество. К какому виду наблюдения (и по каким признакам) можно отнести это обследо­вание партии товара?

2.19. Производится статистическое наблюдение. Ответы навопросы формуляра наблюдения записываются на основании документов, содержащих соответствующие сведения. Как называется такого рода наблюдение?

2.20. Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослала анкету с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и возвратить ее в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение?

2.21. При проведении в 1994 г. микропереписи населения ответы на вопросы переписного листа записывались на основа­нии ответов на них опрашиваемых лиц. Как называется такого рода наблюдение? Как называют работника переписи, произво­дящего опрос населения и заполнение переписных листов?

2.22. Во время Всесоюзной переписи населения 1989 г. счет­чики посетили каждую семью и записывали в переписные лис­ты каждого в отдельности члена семьи и его ответы на вопросы переписного листа. Как называется такой способ наблюдения?

2.23. Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику све­дений) вы предпочли бы для этой переписи? Мотивируйте свой выбор.

2.24. Необходимо провести единовременное обследование использования оборудования на текстильных предприятиях. Ка­ким из известных вам способов следовало бы статистическим органам провести это обследование? Мотивируйте ваш выбор.

2.25. С помощью логического контроля подвергните провер­ке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

а) фамилия, имя, отчество – Иванова Ирина Петровна;

б) пол – мужской;

в) возраст – 5 лет;

г) состоит ли в браке в настоящее время – да;

д) национальность – русская;

е) родной язык – русский;

ж) образование – среднее специальное;

з) место работы – детский сад;

и) занятие по этому месту работы – медицинская сестра.

В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?

2.26. В одном из переписных листов переписи населения, имевшей критическим моментом 12 часов ночи с 13 на 14 фев­раля 1994 г., были произведены следующие записи:

а) фамилия, имя, отчество – Петров Сергей Иванович;

б) пол – мужской;

в) возраст – 50 лет, родился в 4-м месяце 1925 г.;

г) состоит ли в браке в настоящее время – нет;

д) национальность – русский;

е) образование – среднее;

ж) место работы – ателье верхней одежды;

з) занятие по этому месту работы – бухгалтер;

и) общественная группа – рабочий. |

Укажите, какие из ответов не согласуются между собой.

2.27. Проверьте с помощью счетного (арифметического) кон­троля следующие данные, полученные от детского сада:

а) всего детей в детском саду – 133;

б) в том числе: в старших группах – 37, в средних груп­пах – 43, в младших группах – 58;

в) из всего числа детей: мальчиков – 72, девочек – 66.

Если вы установили несоответствие между некоторыми чис­лами, то считаете ли вы достаточными основания для внесения соответствующей поправки?

2.28. Проверьте следующие данные о выручке от обслужива­ния населения предприятиями связи района города и дайте наи­более вероятное объяснение несоответствия между числами, которые вы обнаружили (тыс. руб.):

Всего выручка – 255

в том числе выручка от:

продажи конвертов, марок, открыток и других видов товаров – 150

подписки на периодические издания – 200

продажи газет и журналов – 45.

2.29. Перепись населения проводилась в период с 15 по 22 января. Критическим моментом было 12 часов ночи с 14 на 15 января.

Счетчик пришел:

1) в семью № 1 – 17 января. В этой семье 16 января умер человек. Как должен поступить счетчик: а) не вносить сведения об умершем в переписной лист; б) внести с отметкой о смерти; в) внести без отметки о смерти;

2) в семью № 2 – 20 января и попал на свадьбу. Два часа назад молодожены возвратились из загса после регистрации брака (до этого в зарегистрированном браке они не состояли). Что должен записать счетчик в ответ на вопрос «Состоите ли вы в браке в настоящее время» о каждом из супругов – состоит или не состоит?

3) в семью № 3 – 22 января. В семье 14 января родился ребе­нок. Как должен поступить счетчик относительно этого ребенка: а) внести в переписной лист; б) не вносить в переписной лист;

4) в семью № 4 – также 22 января. Один из членов семьи на вопрос «Состоит ли он в браке в настоящее время», ответил, что не состоит, и показал счетчику свидетельство о расторжении брака, в котором указано, что брак расторгнут в первый день переписи – 15 января. Несмотря на возражения опрашиваемого, счетчик зарегистрировал его состоящим в браке. Правильно ли поступил счетчик?

2.30. В городское управление государственной статистики поступил от предприятия «Отчет промышленного предприятия о выполнении плана по труду» за 11 квартал текущего года. Все необходимые сведения о выполнении плана по труду в нем име­ются, но нет подписей соответствующих должностных лиц. Можно направить этот отчет в разработку или нет?

Рекомендации преподавателям

1. Практические занятия.Их целесообразно строить так.

а) избирается какой-либо реальный объект наблюдения;

б) про­ектируется весь процесс его наблюдения: формулируется цель наблюдения, разрабатываются программа, формуляр, инструкция, решаются организационные вопросы и т.п., т.е. решается весь комплекс вопросов наблюдения, о которых говорилось в п. 2.1;

в) проводится само наблюдение, т.е. сбор сведений об этом объекте и, наконец,

г) контроль материалов наблюдения. (В ка­честве объекта можно взять студентов курса, факультета, препо­давателей факультета, вуза и т.п.)

Материалы, полученные в процессе наблюдения, могут быть положены в основу практических занятий по последующим те­мам курса (сводка и группировка, абсолютные и относительные величины, средние величины и т.п.).

Можно, конечно, ограничиться выполнением лишь пунктов а) и б). Если время позволяет, целесообразно провести семинар, взяв для этого основные вопросы темы из п. 2.1.

2. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.Эти задания могут состоять из:

а) проектирования какого-либо наблюдения (формулировка цели наблюдения, раз­работка программы, инструментария и основ оргплана);

б) про­ектирования и проведения наблюдения (например, опрос студен­тов об итогах, сессии; о работе в течение учебного семестра; о бюджете времени и т.д.);

в) подготовки реферата о каком-либо статистическом наблюдении, проведенном органами статистики или его программе, организационных принципах, инструкции и т.п.;

г) реферата о своей практической работе по статистике (например, об участии в переписи населения);

д) написания небольшой научной работы по какому-либо вопросу теории (ме­тодологии) статистического наблюдения;

е) рецензии на какую-либо статью по вопросам статистического наблюдения;

ж) крат­кого обзора материалов журнала «Вопросы статистики» по вопросам статистического наблюдения (за два-три года).

Выполненные задания должны сдаваться преподавателю, ко­торый их проверяет и оценивает.

3. Аудиторная контрольная работа.Она может состоять из двух-трех вопросов по теме, на которые студенты должны дать более или менее обстоятельные ответы (например, что такое критический момент наблюдения, в каких случаях и для чего он устанавливается) или представлять собой сочинение по статис­тическому наблюдению на заданную тему (например, «Как бы я организовал перепись населения крупных городов»).

Наши рекомендации