Глава 2. сбор статистической информации
(ТЕОРИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ)
Методические указания
Статистическое наблюдение.В теме рассматриваются основные вопросы, касающиеся сбора первичных данных, которые в дальнейшем будут систематизироваться и обобщаться.
Изучая данную тему, необходимо уяснить основные принципы организации и проведения наблюдения, а также научиться решать практические задачи, встающие перед наблюдателем.
Всякая новая работа начинается со статистического наблюдения,представляющего собой массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, заключающееся в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.
Необходимо четко уяснить, что статистическое наблюдение является целенаправленным, научно организованным процессом. Это выражается в том, что оно проводится с определенной, заранее установленной целью, организуется по плану, в котором предусматривается решение всех вопросов, связанных с подготовкой наблюдения, его проведением, разработкой собранных материалов. В основе сбора информации, как и последующих стадий статистического исследования, лежит всестороннее теоретико-методологическое обоснование исследования в целом, выступающее в качестве его начального этапа.
Подготовка наблюдения включает в себя большой круг разного вида работ. Сначала необходимо решить программно-методологические вопросы его проведения. Это определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных, выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение. Затем необходимо решить проблемы организационного характера, например определить состав органов, проводящих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.
Проведение массового сбора данных заключается в выполнении работ, связанных непосредственно с заполнением статистических формуляров.
Прилагаемая ниже система занятий по данной теме направлена на то, чтобы помочь изучающему курс теории статистки лучше усвоить основные вопросы темы и путем выполнения упражнений (решения задач) выработать некоторые практические навыки их решения.
Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения.В этой части изучающему тему необходимо уяснить принципы классификации форм, видов и способов статистического наблюдения, а затем сущность каждой из форм наблюдения, каждого из видов и способов наблюдения. Лишь после этого можно с успехом выполнить предлагаемые ниже упражнения и задачи.
Формы статистического наблюдениявыделяются на основе их наиболее общих организационных особенностей. В отечественной статистике по этому признаку выделяют три основные формы наблюдения: отчетность, специальное (специально организованное) наблюдение и регистры.
Виды статистического наблюденияклассифицируются чаще всего по следующим трем признакам:
а) охват наблюдением единиц совокупности, подлежащей статистическому исследованию;
б) систематичность наблюдения;
в) источник сведений, на основании которого устанавливаются факты, подлежащие регистрации в процессе наблюдения. При этом нужно помнить, что признаки рассматриваемых классификаций различны, а это приводит к разнообразию в сочетании отдельных видов наблюдения (например, обследование может быть единовременным, сплошным, проводимым путем опроса, либо периодическим, выборочным, основанным на документальном способе регистрации факторов и т.п.).
По первому признакувыделяют сплошное наблюдение, когда наблюдению подвергаются все без исключения единицы совокупности, и несплошное,при котором сведения собирают не обо всех единицах совокупности, а только некоторой части их, отобранной определенным образом. Несплошное наблюдение, в свою очередь, подразделяют на выборочное, основного массива, монографическое.Различие между этими видами заключается в способе отбора тех единиц, которые должны быть подвергнуты наблюдению.
По признаку систематичностинаблюдения различают непрерывное, или текущее, и прерывное наблюдение.Последнее подразделяют на периодическое и единовременное. Текущее– это наблюдение, которое проводится постоянно; факты, подлежащие регистрации, фиксируются по мере их возникновения (например, регистрация браков и разводов). Прерывноепроводится с перерывами, время от времени. Если оно проводится строго регулярно, т.е. через равные промежутки времени, оно называется периодическим,если же такой регулярности нет, то оно называется единовременным.
По источнику сведенийразличают наблюдение непосредственное,когда факты, подлежащие регистрации, устанавливаются лицами, проводящими наблюдение (путем замера, подсчета числа каких-либо предметов и т.п.), документированное,при котором необходимые сведения берутся из соответствующих документов, и опрос,особенность которого состоит в том, что сведения фиксируются со слов опрашиваемого.
В статистике применяются следующие виды опросов:
а) экспедиционный(устный);
б) саморегистрации;
в)явочный способ;
г)корреспондентский способ;
д)анкетный.
Программно-методологические вопросы наблюдения.Очень важно хорошо усвоить основные понятия и определения темы, в частности объект и единица наблюдения, программа наблюдения, статистические формуляр, его виды и инструкция к нему. Эти вопросы составляют основное содержание программно-методологического раздела плана статистического наблюдения.
При выполнении упражнений следует обратить внимание на необходимость точного определения объекта наблюдения, которое достигается указанием существенных отличительных его черт (признаков). Каждый объект состоит, как правило, из многих элементов или единиц, его составляющих. Тот элемент объекта, который является носителем признаков, подлежащих регистрации, называется единицей наблюдения.Определяя единицу конкретного статистического наблюдения, нужно как можно точнее ее охарактеризовать, указав специфические черты, которые позволили бы легче отличить ее от близких к ней по виду единиц других объектов, например при демографических обследованиях единицей наблюдения может быть человек, но может быть и семья; при бюджетном обследовании – семья или домашнее хозяйство.
Программа наблюдения получает свое воплощение в перечне вопросов, ответы на которые нужно получить в процессе наблюдения. Вопросы программы наблюдения фиксируются в формуляре (бланке)наблюдения. Очень важно, чтобы вопросы были сформулированы ясно и по возможности наиболее кратко. Для этого при выполнении упражнения нужно привести различные возможные формулировки вопроса. Целесообразно ознакомиться с формулировками вопросов в формулярах, в которых собирают сведения наши статистические учреждения (бланки форм отчетности, переписей и т.п.).
Конструируя формуляр наблюдения по условиям нижеприводимых задач, следует обосновать выбор той или иной его формы. При этом надо учитывать объем программы наблюдения, способ проведения наблюдения и способ обработки данных, записанных в формулярах в процессе наблюдения. Формуляры могут предназначаться для записи данных об одной единице наблюдения (индивидуальная форма, иначе бланк-карточка) или нескольких (списочная форма, бланк-список). Надо помнить, что применение списочной формы бланка возможно лишь при относительно небольшой программе и только при экспедиционном способе наблюдения.
При разработке инструкции к проектируемому наблюдениюнеобходимо стремиться возможно точнее выполнить требования, предъявляемые к ней как по ее содержанию, так и по форме. Основное назначение инструкции – разъяснение программно-методологических вопросов наблюдения. В ней должны быть указаны: цель проведения наблюдения, что подлежит наблюдению, т.е. объект и единица наблюдения, время наблюдения, кто проводит наблюдение Особое место в инструкции отводится разъяснению вопросов, содержащихся в формуляре наблюдения, а также как следует записать в нем ответ на тот или иной вопрос и на основании чего (источник сведений) Формулировка положений инструкции должна быть ясной и краткой. Инструкция может быть оформлена в виде отдельного документа или записана на самом бланке наблюдения, что зависит от ее объема и типа бланка (носителя информации), связанного со способами технической обработки данных наблюдения. Совокупность документов, применяемых при наблюдении, называется инструментарием наблюдения.
На разработку формуляра и инструкции следует обратить большое внимание, так как они являются основными документами наблюдения. Проектируя статистическое наблюдение, нужно решить ряд вопросов о времени его проведения.Прежде всего необходимо выбрать наиболее подходящее время годадля проведения наблюдения. Обратите внимание на то, что этот выбор зависит как от особенностей объекта наблюдения, так и от цели и программы наблюдения. Кроме этого времени нужно определить еще и время, в течение которого следует осуществить наблюдение, иначе говоря, определить продолжительность наблюдения.Продолжительность наблюдения зависит от размеров объекта наблюдения, программы, наличия кадров, которые можно привлечь для решения этой работы, и т.п. Затем необходимо точно установить срок наблюдения,указав дату начала и его окончания.
Наконец, при некоторых наблюдениях, в частности при переписях, необходимо установить критический момент наблюдения.Критическим моментом называется момент времени, по состоянию на который регистрируются сведения, собираемые в процессе наблюдения (например, критическим моментом микропереписи населения Российской Федерации 1994 г. было 0 часов в ночь с 13 на 14 февраля 1994 г.).
В некоторых случаях необходимо решить вопрос и о месте наблюдения, т.е. о том, где нужно производить регистрацию данных (заполнение формуляров наблюдения), особенно в тех случаях, когда наблюдению подвергается объект с перемещающимися в пространстве единицами наблюдения, например при переписях населения.
Организационные вопросы наблюдения.Выполняя упражнения по проектированию статистического наблюдения, постарайтесь составить подробный организационный план наблюдения, так как успех любого статистического наблюдения зависит не только от тщательности методологической подготовки, но и от правильного и своевременного решения широкого спектра организационных вопросов. Оргпланнаблюдения – это документ, в котором зафиксированы все важнейшие организационные мероприятия, проведение которых необходимо для успешного осуществления наблюдения.
Обычно в оргплане наблюдения указываются цель, объект, единицы, место, время (срок), орган наблюдения, иногда указывается и программа наблюдения. Далее перечисляются подготовительные мероприятия к наблюдению. Это обычно делается при проведении специально организованного наблюдения. Среди этих мероприятий могут быть: подбор и обучение кадров, привлекаемых к проведению наблюдения; составление списков единиц наблюдения; подготовка картографического материала; разбивка территории на части, в которых проведение наблюдения поручается различным лицам; определение местонахождения (размещение) работников разных рангов, проводящих наблюдение. В оргплане должны быть указаны порядок и сроки обеспечения лиц, участвующих в проведении наблюдения, статистическим инструментарием и необходимыми материалами, а также транспортными средствами.
В ряде случаев, например при переписи населения, должна быть проведена работа по разъяснению населения целей, задач, значения и порядка проведения переписи.
Вопросы точности наблюдения.Важнейшая задача наблюдения – получение доброкачественных, достоверных данных. Ее решение зависит от успешного выполнения требований, предъявляемых к наблюдению.
Однако надо иметь в виду, что в ходе наблюдения могут возникнуть погрешности. Погрешности, появляющиеся в процессе наблюдения, называются ошибками наблюдения.Все погрешности, возникающие при сплошном наблюдении, называются ошибками регистрации.Кроме мероприятий, о которых говорилось выше, для предупреждения или уменьшения размеров этих погрешностей в оргпланах наблюдения следует предусматривать специальные контрольные мероприятия (например, проведение повторного наблюдения единиц наблюдения, отобранных в порядке выборки; требования документального подтверждения регистрируемых факторов и т.п.). В программе наблюдения могут быть поставлены контрольные вопросы, ответы на которые разрабатываться не будут. В процессе регистрации такие вопросы помогают уточнить ответы на другие вопросы, а в последующем с их помощью произвести проверку данных наблюдения.
При несплошном наблюдении, в частности выборочном, могут возникать специфические ошибки, называемые ошибками репрезентативности.Они появляются в силу того, что наблюдение является несплошным.
После получения статистических формуляров следует провести проверку полноты и качеств собранных данных. Контроль полноты– это проверка того, насколько полно охвачен объект наблюдением, иначе говоря, обо всех ли единицах наблюдения собраны сведения. Контроль качества материалаосуществляется с помощью логического и арифметического контроля.
Задачи и упражнения
2.1. Приложение 1 содержит копии формуляров Всесоюзных переписей населения 1979, 1989, 1994 и будущей переписи 1999 гг.
Внимательно рассмотрев и сопоставив их между собой, ответьте на следующие вопросы:
а) к какому виду относится каждый из них?
б) дайте определение объекта каждой из переписей;
в) в чем заключаются различия в программах этих переписей?
г) в чем заключаются различия в формулировках вопросов о возрасте?
д) укажите различия в постановке вопросов о семейном положении;
е) в чем заключаются и чем обусловлены различия в постановке вопросов о занятиях населения в этих переписях?
ж) чем еще между собой различаются формуляры переписей?
з) имеются ли в переписном листе переписи населения 1999 г. подсказы? Если есть, то в каких вопросах и какого содержания (полные, неполные).
2.2. Заполните формуляр переписи населения 1999 г. данными о себе и о других членах своей семьи по состоянию на критический момент (см. приложение 1). Критический момент устанавливается по указанию преподавателя.
2.3. Проведите классификацию форм ответов на вопросы переписного листа переписи населения 1999 г. (см. приложение 1). Результаты классификации представьте в виде следующей таблицы:
№ п/п | Форма ответа | Номер вопроса переписного листа, на который даются ответы в соответствующей форме |
Словесная | ||
Альтернативная | ||
Численная |
2.4. Перечислите вопросы переписного листа переписи населения 1999 г., ответы на которые нужно дать в форме чисел.
2.5. Сформулируйте определение объекта наблюдения:
а) переписи почтовых отделений связи;
б) переписи торговых предприятий;
в) переписи научных учреждений;
г) переписи коммерческих банков;
д) переписи больниц, поликлиник и других учреждений здравоохранения;
е) переписи школ;
ж) обследование организаций о составе затрат на рабочую силу?
2.6. Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения:
а) фермерских хозяйств;
б) жилого дома (для жилищной переписи);
в) вуза;
г) библиотеки;
д) театра;
е) совместного предприятия.
2.7. Какие бы вы наметили признаки, которые следовало регистрировать при проведении:
а) обследования промышленной фирмы с целью изучения текучести рабочей силы;
б) обследования работы городского транспорта с целью изучения роли различных его видов в перевозках пассажиров;
в) обследования студентов вуза с целью изучения бюджета времени?
2.8. Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу:
а) обследования детских садов;
б) обследования фирм, выпускающих детское питание;
в) обследования автозаправочных станций.
2.9. Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения:
а) количество работников на фирме;
б) численный состав семьи;
в) родственные связи членов семьи;
г) пол и возраст человека?
2.10. Сформулируйте вопросы программы наблюдения и составьте макет статистического формуляра, а также краткую инструкцию к его заполнению для изучения зависимости успеваемости от пола, возраста, семейного положения, жилищных условий и общественной активности студентов вуза при проведении специального статистического обследования по состоянию на 1 февраля 1998 г. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных
2.11.Торговая фирма «Партия» поручает вам разработать бланк анкетного опроса покупателей с целью изучения контингента, посещающего фирму, удовлетворения их спроса и затрат времени на приобретение необходимой аудио- и видеотехники. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных.
2.12. С целью изучения мнения студентов об организации учебного процесса вуза, вкотором вы учитесь, необходимо провести специальное обследование. Требуется определить:
а) объект и единицу наблюдения;
б) признаки, подлежащие регистрации;
в) вид и способ наблюдения;
г) разработать формуляр и написать краткую инструкцию к его заполнению;
д) составить организационный план обследования;
е) произвести наблюдение в вашей студенческой группе и результаты его представить в виде таблиц.
2.13. Определите объект и единицу наблюдения единовременного обследования читателей публичных библиотек. Разработайте программу и формуляр данного обследования.
2.14. Разработайте программу и формуляр единовременного обследования жилищных условий студентов вузов своего города по состоянию на 01.01.98 г., а также организационный план этого наблюдения.
2.15. Сделайте макеты формуляров статистических наблюдений в соответствии с программами, разработанными вами в задаче 2.8.
2.16. В 1994 г. Госкомстат России проводил микроперепись населения Российской Федерации. К какому виду наблюдения относится это обследование?
2.17. В 1994 г. Госкомстат России проводил (через свои органы) единовременное обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование?
2.18. На оптовую торговую базу поступила партия товара. Для проверки его качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии и путем тщательного осмотра каждой единицы товара определялось и фиксировалось его качество. К какому виду наблюдения (и по каким признакам) можно отнести это обследование партии товара?
2.19. Производится статистическое наблюдение. Ответы навопросы формуляра наблюдения записываются на основании документов, содержащих соответствующие сведения. Как называется такого рода наблюдение?
2.20. Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослала анкету с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и возвратить ее в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение?
2.21. При проведении в 1994 г. микропереписи населения ответы на вопросы переписного листа записывались на основании ответов на них опрашиваемых лиц. Как называется такого рода наблюдение? Как называют работника переписи, производящего опрос населения и заполнение переписных листов?
2.22. Во время Всесоюзной переписи населения 1989 г. счетчики посетили каждую семью и записывали в переписные листы каждого в отдельности члена семьи и его ответы на вопросы переписного листа. Как называется такой способ наблюдения?
2.23. Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику сведений) вы предпочли бы для этой переписи? Мотивируйте свой выбор.
2.24. Необходимо провести единовременное обследование использования оборудования на текстильных предприятиях. Каким из известных вам способов следовало бы статистическим органам провести это обследование? Мотивируйте ваш выбор.
2.25. С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:
а) фамилия, имя, отчество – Иванова Ирина Петровна;
б) пол – мужской;
в) возраст – 5 лет;
г) состоит ли в браке в настоящее время – да;
д) национальность – русская;
е) родной язык – русский;
ж) образование – среднее специальное;
з) место работы – детский сад;
и) занятие по этому месту работы – медицинская сестра.
В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?
2.26. В одном из переписных листов переписи населения, имевшей критическим моментом 12 часов ночи с 13 на 14 февраля 1994 г., были произведены следующие записи:
а) фамилия, имя, отчество – Петров Сергей Иванович;
б) пол – мужской;
в) возраст – 50 лет, родился в 4-м месяце 1925 г.;
г) состоит ли в браке в настоящее время – нет;
д) национальность – русский;
е) образование – среднее;
ж) место работы – ателье верхней одежды;
з) занятие по этому месту работы – бухгалтер;
и) общественная группа – рабочий. |
Укажите, какие из ответов не согласуются между собой.
2.27. Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные от детского сада:
а) всего детей в детском саду – 133;
б) в том числе: в старших группах – 37, в средних группах – 43, в младших группах – 58;
в) из всего числа детей: мальчиков – 72, девочек – 66.
Если вы установили несоответствие между некоторыми числами, то считаете ли вы достаточными основания для внесения соответствующей поправки?
2.28. Проверьте следующие данные о выручке от обслуживания населения предприятиями связи района города и дайте наиболее вероятное объяснение несоответствия между числами, которые вы обнаружили (тыс. руб.):
Всего выручка – 255
в том числе выручка от:
продажи конвертов, марок, открыток и других видов товаров – 150
подписки на периодические издания – 200
продажи газет и журналов – 45.
2.29. Перепись населения проводилась в период с 15 по 22 января. Критическим моментом было 12 часов ночи с 14 на 15 января.
Счетчик пришел:
1) в семью № 1 – 17 января. В этой семье 16 января умер человек. Как должен поступить счетчик: а) не вносить сведения об умершем в переписной лист; б) внести с отметкой о смерти; в) внести без отметки о смерти;
2) в семью № 2 – 20 января и попал на свадьбу. Два часа назад молодожены возвратились из загса после регистрации брака (до этого в зарегистрированном браке они не состояли). Что должен записать счетчик в ответ на вопрос «Состоите ли вы в браке в настоящее время» о каждом из супругов – состоит или не состоит?
3) в семью № 3 – 22 января. В семье 14 января родился ребенок. Как должен поступить счетчик относительно этого ребенка: а) внести в переписной лист; б) не вносить в переписной лист;
4) в семью № 4 – также 22 января. Один из членов семьи на вопрос «Состоит ли он в браке в настоящее время», ответил, что не состоит, и показал счетчику свидетельство о расторжении брака, в котором указано, что брак расторгнут в первый день переписи – 15 января. Несмотря на возражения опрашиваемого, счетчик зарегистрировал его состоящим в браке. Правильно ли поступил счетчик?
2.30. В городское управление государственной статистики поступил от предприятия «Отчет промышленного предприятия о выполнении плана по труду» за 11 квартал текущего года. Все необходимые сведения о выполнении плана по труду в нем имеются, но нет подписей соответствующих должностных лиц. Можно направить этот отчет в разработку или нет?
Рекомендации преподавателям
1. Практические занятия.Их целесообразно строить так.
а) избирается какой-либо реальный объект наблюдения;
б) проектируется весь процесс его наблюдения: формулируется цель наблюдения, разрабатываются программа, формуляр, инструкция, решаются организационные вопросы и т.п., т.е. решается весь комплекс вопросов наблюдения, о которых говорилось в п. 2.1;
в) проводится само наблюдение, т.е. сбор сведений об этом объекте и, наконец,
г) контроль материалов наблюдения. (В качестве объекта можно взять студентов курса, факультета, преподавателей факультета, вуза и т.п.)
Материалы, полученные в процессе наблюдения, могут быть положены в основу практических занятий по последующим темам курса (сводка и группировка, абсолютные и относительные величины, средние величины и т.п.).
Можно, конечно, ограничиться выполнением лишь пунктов а) и б). Если время позволяет, целесообразно провести семинар, взяв для этого основные вопросы темы из п. 2.1.
2. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.Эти задания могут состоять из:
а) проектирования какого-либо наблюдения (формулировка цели наблюдения, разработка программы, инструментария и основ оргплана);
б) проектирования и проведения наблюдения (например, опрос студентов об итогах, сессии; о работе в течение учебного семестра; о бюджете времени и т.д.);
в) подготовки реферата о каком-либо статистическом наблюдении, проведенном органами статистики или его программе, организационных принципах, инструкции и т.п.;
г) реферата о своей практической работе по статистике (например, об участии в переписи населения);
д) написания небольшой научной работы по какому-либо вопросу теории (методологии) статистического наблюдения;
е) рецензии на какую-либо статью по вопросам статистического наблюдения;
ж) краткого обзора материалов журнала «Вопросы статистики» по вопросам статистического наблюдения (за два-три года).
Выполненные задания должны сдаваться преподавателю, который их проверяет и оценивает.
3. Аудиторная контрольная работа.Она может состоять из двух-трех вопросов по теме, на которые студенты должны дать более или менее обстоятельные ответы (например, что такое критический момент наблюдения, в каких случаях и для чего он устанавливается) или представлять собой сочинение по статистическому наблюдению на заданную тему (например, «Как бы я организовал перепись населения крупных городов»).