I. Организационно-методический раздел 5

Управление персоналом

по специальности

080102.65 - Мировая экономика

КАЗАНЬ · 2012

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Казанский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Кафедра экономической теории, правовой статистики, математики и информатики

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

ФГКОУ ВПО КЮИ МВД России

генерал-майор полиции ___________Ф.К. Зиннуров

«____» ___________ 2012_г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

Управление персоналом

по специальности

080102.65 - Мировая экономика

КАЗАНЬ · 2012

Управление персоналом: Рабочая учебная программа дисциплины «Управление персоналом» по специальности 080102.65– Мировая экономика /Сост. Э.Н. Хисамутдинова – Казань: КЮИ МВД России, 2012. - 38 с.

Рабочая учебная программа подготовлена старшим преподавателем кафедры экономической теории, правовой статистики, математики и информатики

ФГКОУ ВПО КЮИ МВД России к.э.н. Хисамутдиновой Э.Н.

Рецензенты:

1 Хадиуллина Г.Н., профессор кафедры экономической теории, правовой статистики, математики и информатики ФГКОУ ВПО КЮИ МВД России, д.э.н.

2. Нугуманова Л.Ф., доцент кафедры НЭП ФГБОУВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ», к.э.н.

Настоящая рабочая учебная программа обсуждена и одобрена: на заседании кафедры экономической теории, правовой статистики, математики и информатики КЮИ МВД России

« 31 »___января____ 2012 г., протокол № 11

на заседании методического совета института «____»_______20____ г., протокол №__

на заседании Ученого совета института «____»_______20______ г., протокол №__

Рабочая учебная программа дисциплины «Управление персоналом» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Мировая экономика»

©Казанский юридический институт МВД РФ, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Распределение учебного времени

Курс «Управление персоналом» изучается на 4 курсе очной формы обучения в 8 семестре и рассчитан на 70 часов: 16ч. - лекции, 18 ч.- семинарские занятия, 36 ч. самостоятельной работы.

Формы изучения дисциплины:

Основными формами занятий являются лекционные, семинарские занятия и самостоятельная подготовка студентов.

Формы контроля:

- текущий контрольосуществляется посредством учета посещаемости лекционных и семинарских занятий, а также в процессе работы студента на семинарских занятиях, при решении им тестов, при ответе на контрольные вопросы, при устных опросах и т.д.;

- итоговый контрольосуществляется при подготовке и сдаче зачета по курсу;

- итоговая оценкаскладывается из посещаемости студентом всех видов занятий по курсу, его активности на семинарских занятиях, его умения решать тесты, анализировать практические ситуации, подготовленности к ответам на контрольные вопросы, а также уровня и качества знаний, которые студент показал непосредственно при сдаче зачета по курсу.

При изучении курса студенты, наряду с рекомендованным нормативно-правовым и учебным материалом, должны изучить дополнительную литературу (указанную к каждой теме в планах семинарских занятий).

Распределение учебного времени изучения дисциплины завершается итоговым контролем в форме зачета.

II. Основной раздел

2.1.Общий перечень разделов и тем дисциплины

Тема 1. Человеческие ресурсы, как объект управления

Тема 2. Принципы и методы управления персоналом

Тема 3. Кадровая политика в организации

Тема 4. Планирование персонала

Тема 5. Служба персонала и их функции

Тема 6. Методы оценки персонала

Тема 7. Адаптация персонала

Тема 8. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры

Тема 9. Мотивация поведения работника в процессе трудовой деятельности

2.2. Содержание разделов, тем дисциплины

Тема 1. Человеческие ресурсы, как объект управления

Понятие «человеческие ресурсы». Управление человеческими ресурсами как интегральный компонент общего процесса управления. Основы управления человеческими ресурсами. Исторические этапы становления функции управления человеческими ресурсами. Современные концепции управления человеческими ресурсами за рубежом и в России.

Тема 4. Планирование персонала

Планирование персонала и его функции. Принципы планирования человеческих ресурсов. Методы планирования персонала. Цикл планирования персонала. Виды планов по персоналу. Потребность в персонале и способы ее расчета.

Тема 5. Службы персонала (человеческих ресурсов) и их функции

История и значение служб персонала. Понятие «организационная структура». Цели и функции системы управления персоналом. Организационная структура системы управления персоналом. Принципы построения системы управления персоналом. Кадровое, документационное, информационное, техническое, нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом

Тема 7. Адаптация персонала

Понятие и виды адаптации. Направление адаптации. Условия и показатели успешной адаптации. Управление трудовой адаптацией персонала организации. Этапы процесса адаптации. Методы адаптации персонала. Факторы влияния на продолжительность адаптационного процесса. Особенности адаптации отдельных категорий граждан. Особенности физиологической адаптации. Стресс и управление им.

Тема 8. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры

Понятие карьеры. Основные виды карьеры (профессиональная, внутриорганизационная, горизонтальная, вертикальная). Этапы карьерного планирования. Факторы, участвующие в формировании карьеры. Типовые модели карьеры. Планирование карьеры. Перемещение. Формирование и работа с кадровым резервом. Планирование и подготовка резерва руководителей.

Тема 9. Мотивация поведения работника в процессе трудовой деятельности

Понятие мотивации и ее роль в достижении целей управления организации. Классификация и характеристика современных теорий мотивации. Модели мотивации трудовой деятельности. Мотивационные принципы организации труда. Оплата труда, как основополагающий способ удовлетворения потребности человека. Постоянная часть заработной платы. Оценка должности, базовый оклад. Надбавки к окладу. Доплаты за сверхурочную работу. Совершенствование оплаты труда, как фактор мотивации. Компенсации. Материальная помощь. Социальное, медицинское, пенсионное страхование.

Нематериальные методы мотивации.

2.3. Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (зачету), тесты

1. Роль человеческого фактора

2. Понятие «трудовые ресурсы», «персонал» «человеческие ресурсы». Специфика данных понятий.

3. Современные классификации персонала.

4. Современные концепции управления персоналом.

5. Принципы управлением персонала.

6. Методы управления персоналом (административные, экономические и социально-психологические).

7. Кадровая политика организации.

8. Организационная структура службы управления персоналом.

9. Документационное обеспечение управления персоналом.

10. Принципы кадрового планирования.

11. Методы применяемые в кадровом планировании.

12. Цели и системы управления персоналом.

13. Функции системы управления персоналом

14. Кадровое обеспечение системы управления персоналом.

15.Информационное обеспечение системы управления персоналом.

16. Техническое обеспечение системы управления персоналом.

17. Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом.

18. Факторы и показатели оценки персонала.

19. Методы сбора оценочной информации.

20. Понятие и задачи кадрового собеседования.

21. Виды кадрового собеседования.

22. Принципы кадрового собеседования.

23. Организация и правила проведения кадровых собеседований.

24. Понятие и функции оценки персонала.

25. Нетрадиционные методы оценки: оценочные центры.

26. Нетрадиционные методы оценки персонала: оценка 360 градусов.

27. Аттестация как основная форма оценки.

28. Процедура аттестации персонала: объявление об аттестации, формирование аттестационной комиссии, подготовка документов, проведение и подведение итогов аттестации.

29. Современное понятие адаптации в организации.

30. Условия успешной адаптации персонала.

31. Структура, основные этапы и виды трудовой адаптации.

35. Деловая карьера, как форма реализации способностей персонала и удовлетворения потребностей организации в человеческих ресурсах.

36. Типология карьеры.

37. Должностная (вертикальная), квалификационная (горизонтальная) и центростремительные карьеры.

38. Субъекты управления карьерой.

39. Понятие мотивации и стимулирования трудовой деятельности.

40. Содержательные и процессуальные теории мотивации.

Основные формы мотивации.

42. Принципы и методы стимулирования персонала.

43. Мотивация и эффективность трудовой деятельности.

44. Виды стимулирования трудовой деятельности персонала организации. Современные формы оплаты труда.

45. Мотивационная функция социального пакета.

ТЕСТЫ

1. Что следует понимать под категорией "персонал"?
А) это часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы в экономике;
Б) совокупность работников, совместно реализующих поставленную перед ними цель по производству товаров или оказанию услуг, действующих в соответствии с определенными правилами и процедурами в рамках определенной формы собственности;
В) все лица, работающие на предприятии на определенную дату, состоящие в банке данных предприятия и желающие работать на предприятии;
Г) все лица, работающие на предприятии и неработающие, получающие пенсию от данного предприятия;
Д) все потенциальные работники предприятия

2. Как называются два основных вида обучения и повышения квалификации

А) на рабочем месте и с отрывом от производства

Б) дома и на рабочем месте

В) на практике и в другой организации

3. Кадровое планирование осуществляется

А) до формирования кадровой политики организации

Б) после того, как была сформулирована кадровая политика организации

4. Какое средство СМИ сегодня обеспечивает наиболее широкую аудиторию при подаче объявлений о вакансиях

А) радио

Б) телевидение

В) печатные издания

Б) справедливость последовательность, соблюдение трудового кодекса

В) занятость, опытность, соблюдение внутренних правил организации

Г) все выше перечисленное верно

Ротация кадров – это

А) последовательная работа на различных должностях, в том числе и в других подразделениях;

Б) процесс, связанный с повышением производительности труда;

В) разъяснение и демонстрация приемов опытным работником.

Планы семинарских занятий

Тема 7. Адаптация персонала

Время 2 часа

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и виды адаптации персонала.

2. Управление трудовой адаптацией.

3. Этапы процесса адаптации.

4. Стресс и пути его преодоления.

Основная литература

1. Веснин В.Р. Управление персоналом: учебник для вузов / В. Р. Веснин. – М.: ТК ВЕЛБИ, Проспект, 2009. – 240 с.

2. Веснин В.Р. Управление персоналом: Теория и практика: учебник для вузов / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2009. – 688 с.

3. Ворожейкин И.Е. Управление персоналом организации: учебник для вузов / И.Е. Ворожейкин. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 638 с.

4. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: учебное пособие / А.П. Егоршин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 352 с.

5. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник для вузов / А.Я. Кибанов. М.: ИНФРА-М, 2009. – 447 с.

6. Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебник для вузов / А.Я. Кибанов, Л.В. Ивановская, Е.А. Митрофанова; гос. ун-т управления. – М.: РИОР, 2010. – 288 с.

Дополнительная литература

1. Володина Н. Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы / Н. Володина. – М.: Вильямс, 2009. – 240 с.

2. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебное пособие / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова ; Гос. ун-т управления. - М.: КНОРУС, 2010. - 368 с.

3. Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебник для вузов / А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановская, Е. А. Митрофанова; Гос. ун-т управления. - М.: РИОР, 2010. - 288 с.

4. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом: учебно-практическое пособие / Э. Е. Старобинский. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Интел-Синтез, 2002. - 384с.

5. Турчинов А.И. Современные проблемы кадровой политики и управления персоналом в России. Социологический анализ: монография / А. И. Турчинов, К. О. Магомедов; Рос. академия гос. службы при Президенте РФ. - М.: РАГС, 2009. - 136 с.

Тема 8. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры

Время 2 часа

Вопросы для обсуждения

1. Управление перемещением персонала

2. Планирование и организация работы с кадровым резервом

3. Виды деловой карьеры.

4. Этапы деловой карьеры.

5. Планирование карьеры.

Основная литература

1. Веснин В.Р. Управление персоналом: учебник для вузов / В. Р. Веснин. – М.: ТК ВЕЛБИ, Проспект, 2009. – 240 с.

2. Веснин В.Р. Управление персоналом: Теория и практика: учебник для вузов / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2009. – 688 с.

3. Мордовин С.К. Управление персоналом. Современная российская практика: учебное пособие для вузов / С.К. Мордовин. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.

4. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник / А.В. Тебекин. – М.: КноРус, 2009. – 624 с.

5. Управление персоналом: учебное пособие / Под ред. Г.И. Михайлиной.- М.: Дашков и К, 2008. - 284с.

6. Управление персоналом: учебник / Под ред. А.И. Турчинова.- М.: РАГС, 2008. - 608с.

7. Федорова Н.В. Управление персоналом организации: учеб. пособие для вузов / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 416 с.

Дополнительная литература

1. Богатырева О. Психологические предпосылки карьерного роста / О. Богатырева. Вопросы психологии. - 2008. - № 3. – С. 92-98.

2. Бухалков М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: учебное пособие /М. И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 192 с.

3. Орлова О.С. Управление персоналом современной организации: учебное пособие / О. С. Орлова; Рос. акад. экономики и права. - М.: Экзамен, 2009. – 286 с.

4. Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебник для вузов / А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановская, Е. А. Митрофанова; Гос. ун-т управления. - М.: РИОР, 2010. - 288 с.

5. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом: учебно-практическое пособие / Э. Е. Старобинский. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Интел-Синтез, 2002. - 384с.

6. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. И. Б. Дураковой. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 570 с.

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ // Российская газета от 25.12.1993. № 237.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации // СЗ РФ.-2002.-№1(Ч.1).- Ст. 3.

3.2. Основная литература

1. Бухалков М.И. Управление персоналом: учебник / М.И. Бухалков - М.: Инфра-М, 2008.-400с.

2. Веснин В.Р. Управление персоналом: Теория и практика: учебник для вузов / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2009. – 688 с.

3. Управление персоналом: учебник / Под ред. А.И. Турчинова.- М.: РАГС, 2008.-608с.

4. Рогожин М. Ю. Управление персоналом: практическое пособие.- М.: Велби, 2008.-320с.

5. Коноваленко В.А. Управление персоналом – креативный менеджмент: в помощь руководителю.- М.: Дашков и К, 2008.-224с.

3.3. Дополнительная литература

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М Армстронг. – М.: Альфа – Пресс, 2009. – 848 с.

2. Брагина З.В. Управление персоналом: учебное пособие / З.В. Брагина, В.П. Дудяшева. М.: КНОРУС, 2010. – 128 с.

3. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: учебник для вузов / М. И. Бухалков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 411 с.

4. Бухалков М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: учебное пособие /М. И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 192 с.

5. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / А. П. Егоршин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 378 с.

6. Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебник для вузов / А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановская, Е. А. Митрофанова; Гос. ун-т управления. - М.: РИОР, 2010. - 288 с.

7. Орлова О.С. Управление персоналом современной организации: учебное пособие / О. С. Орлова; Рос. акад. экономики и права. - М.: Экзамен, 2009. – 286 с.

8.Федорова Н.В. Управление персоналом организации: учебник для вузов / Н. В. Федорова, О. Ю. Минченкова. - М.: КНОРУС, 2011. - 536 с.

Управление персоналом

по специальности

080102.65 - Мировая экономика

Корректор О.Н. Хрусталева

Подписано в печать ______ Формат 60х90 1/16

Усл. печ. л._____ Тираж ____экз.

Типография КЮИ МВД России

420108 г. Казань, ул. Магистральная, 35

Управление персоналом

по специальности

080102.65 - Мировая экономика

КАЗАНЬ · 2012

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Казанский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Кафедра экономической теории, правовой статистики, математики и информатики

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

ФГКОУ ВПО КЮИ МВД России

генерал-майор полиции ___________Ф.К. Зиннуров

«____» ___________ 2012_г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

Управление персоналом

по специальности

080102.65 - Мировая экономика

КАЗАНЬ · 2012

Управление персоналом: Рабочая учебная программа дисциплины «Управление персоналом» по специальности 080102.65– Мировая экономика /Сост. Э.Н. Хисамутдинова – Казань: КЮИ МВД России, 2012. - 38 с.

Рабочая учебная программа подготовлена старшим преподавателем кафедры экономической теории, правовой статистики, математики и информатики

ФГКОУ ВПО КЮИ МВД России к.э.н. Хисамутдиновой Э.Н.

Рецензенты:

1 Хадиуллина Г.Н., профессор кафедры экономической теории, правовой статистики, математики и информатики ФГКОУ ВПО КЮИ МВД России, д.э.н.

2. Нугуманова Л.Ф., доцент кафедры НЭП ФГБОУВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ», к.э.н.

Настоящая рабочая учебная программа обсуждена и одобрена: на заседании кафедры экономической теории, правовой статистики, математики и информатики КЮИ МВД России

« 31 »___января____ 2012 г., протокол № 11

на заседании методического совета института «____»_______20____ г., протокол №__

на заседании Ученого совета института «____»_______20______ г., протокол №__

Рабочая учебная программа дисциплины «Управление персоналом» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Мировая экономика»

©Казанский юридический институт МВД РФ, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

I. Организационно-методический раздел 5

II. Основной раздел

2.1. Общий перечень разделов и тем дисциплины 9

2.2. Содержание разделов и тем дисциплины 10

2.3. Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (зачету), тесты 13

2.4. Планы семинарских занятий 23

2.5. Примерный тематический план изучения дисциплины для студентов очной формы обучения 35

III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

3.1. Нормативные правовые акты 36

3.2. Основная литература 36

3.3. Дополнительная литература 36

IV. Материально-техническое обеспечение 37

I. Организационно - методический раздел

Цель курса «Управления персоналом» - формирование у студентов комплекса знаний, умений и навыков эффективного управления и использования человеческих ресурсов на основе понимания нового механизма управления персоналом организации в рыночной среде, формирование практических управленческих навыков и овладение инструментарием управления персоналом.

Задачами дисциплины «Управления персоналом» являются:

- сформировать знания основ разработки организационного механизма управления персоналом;

- формирование кадровой политики и стратегии управления персоналом; - планирование потребности в персонале;

- организация проведения деловой оценки кадров;

- работы с кадровым резервом на выдвижение, планирование деловой карьеры;

- организации системы подготовки и переподготовки кадров;

- мотивация трудовой деятельности, роли конфликтов в социально-экономическом развитии, причин возникновения и управления конфликтом.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника, междисциплинарные связи.

Управление персоналом – это специфическая, относительно самостоятельная наука, во многом совпадающая по своему предмету и задачам с экономикой организации, в части использования работника в целях экономической эффективности.

Управление персоналом изучает человека в единстве его проявлений, влияющих на все процессы: от его привлечения в организацию до эффективного использования потенциала работника.

Знание основ управление персоналом стало необходимым компонентом управленческого, экономического, инженерно-технического и ряда других направлений высшего профессионального образования. Оно необходимо не только уже состоявшимся или будущим руководителям, непосредственно занятым управлением людьми, но в большей или меньшей степени всем современным специалистам, поскольку обеспечивает как профессиональную, социальную, методическую и временную компетентность.

Профессиональная компетентность означает «техническую» подготовленность работника к выполнению профессиональных функций, связанных со специализацией.

Социальная компетентность отражает отношения между людьми в процессе трудовой деятельности, умение работать в команде, в коллективе, эффективно взаимодействовать с другими работниками для достижения организационных целей.

Методическая компетентность означает способность к системному мышлению, правильному восприятию и интерпретации информации, структурированию проблем, умение отличить главное от второстепенного, видеть в целом общее состояние дел.

Временная компетентность отражает умение рационально планировать и использовать рабочее время, включая адекватную оценку временных затрат, умение конструировать программу достижения цели во временном пространстве, правильно определять временные затраты.

Изучение дисциплины «Управление персоналом» базируется на таких курсах, как «Психология и педагогика», «Социология», «Трудовое право», «Экономика».

Требования к уровню освоения курса «Управления персоналом»:

В результате изучения дисциплины студенты должны:

1. Иметь представление:

- о стратегиях, технологиях, способах и средствах управления персоналом;

- о современных тенденциях в сфере управления персоналом.

2. Знать:

- основы российского трудового законодательства и практику его применения;

- принципы управления персоналом;

- основы кадрового технического и правового обеспечения системы управления персоналом организации;

- методы планирования и организации работы руководителя с персоналом;

- основы кадрового планирования, набора и отбора персонала;

- основы систем мотивации трудового поведения персонала;

- основы профессиональной и организационной адаптации персонала;

- методы управления конфликтами.

3. Уметь:

- анализировать потребность организации в кадрах (оценивать целесообразность введения вакансий или сокращения штатов);

- компетентно подбирать, отбирать и оформлять трудовые отношения с персоналом;

- выявлять потребность работников в профессиональном развитии;

- разрабатывать системы заработной платы;

- разрешать производственные конфликты;

- квалифицированно привлекать работников к дисциплинарной ответственности;

- использовать информационные технологии для решения задач управления персоналом.

4. Владеть навыками:

- кадрового планирования;

- оценки эффективности управления персоналом;

- оценки деятельности персонала организации;

- методами управления персоналом;

- способами воздействия на персонал организации;

- методами индивидуальной и групповой работы с персоналом;

- методами подготовки и проведения аттестации персонала.

Наши рекомендации