Выбор оцениваемых результатов и затрат деятельности таможни
Важнейшей проблемой при оценке эффективности деятельности таможни является корректное определение результата ее деятельности, который формируются в процессе выполнения возложенных на нее функций. Основные функции таможни определены статьей 403 Таможенного кодекса Российской Федерации (11 функций), а также Общим положением о таможне (77 функций).
Ввиду значительного количества функций таможни разными авторами осуществлена их группировка по основным направлениям деятельности. В большинстве подходов приводятся три основные функции: фискальная, правоохранительная, содействия внешней торговле (создание условий для функционирования предпринимательских структур). По мнению автора, правоохранительную функцию возможно объединить с контрольной, отдельно выделяемой в некоторых подходах. Целью контрольной функции, также как и правоохранительной, является защита национальной экономики путем противодействия недостоверному декларированию товаров, контрабанде и иным нарушениям таможенного законодательства, но не в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, а результате применения различных форм таможенного контроля.
В ходе проведенного анализа существующих подходов к оценке эффективности деятельности таможенных органов, в частности применяемой в практике работы таможенных органов системы контрольных показателей эффективности деятельности (КПЭД), установлено, что удельный вес результатов, непосредственно направленных на создание условий для функционирования предпринимательства, в общем оцениваемом результате деятельности таможенных органов незначителен – примерно 20 %. Для сравнения: доля правоохранительной (контрольной) составляющей – около 50 %, доля фискальной составляющей – около 25 %. Еще порядка 5 % приходится на результаты, обеспечивающие собственную деятельность таможенных органов (главным образом, материальное и информационно-техническое обеспечение). Данное соотношение составляющих результата деятельности таможни в действующих подходах к оценке эффективности в целом сохраняется на протяжении последних лет. Следует отметить, что оценка результата правоохранительного (контрольного) направления деятельности примерно на 50 % сводится к оценке суммы штрафных санкций и других платежей, уплаченных (либо подлежащих уплате) по результатам выявления правонарушений, т.е., по сути, к оценке фискального направления деятельности или, другими словами, к оценке результата, не связанного с предпринимательской деятельностью и предоставлением обществу таможенных услуг.
Указанная структура оцениваемого результата деятельности таможни, предполагающая значительный удельный вес результатов, обеспечивающих ведомственные интересы таможенных органов, не в полной мере отражает роль таможни в обеспечении предпринимательской деятельности. Как следствие, оценка и управление деятельностью таможни по результатам, слабо связанным с результатом предпринимательской деятельности, сдерживает развитие предпринимательства.
В связи с этим с целью создания условий для повышения эффективности функционирования предпринимательских структур существует необходимость в уточнении структуры оцениваемого результата деятельности таможни как подсистемы инфраструктурного обеспечения предпринимательства.
Для определения наиболее существенных результатов, формирующих общий результат деятельности таможни и учет которых необходим при оценке эффективности ее деятельности, функции таможни классифицированы автором по направленности воздействия:
1) основные – связаны с осуществлением ВЭД и направлены на удовлетворение потребностей общества, в т.ч. предпринимательства, в таможенных услугах;
2) обеспечивающие – обеспечивают собственную деятельность и развитие.
Непосредственный результат деятельности таможни достигается в ходе выполнения основных функций, которые, в свою очередь, классифицированы:
По объекту приложения:
1) производство таможенного оформления товаров;
2) проведение таможенного контроля;
3) начисление и взимание таможенных платежей;
4) контроль за правильностью исчисления и взимания таможенных платежей;
5) обеспечение соблюдения подчиненными должностными лицами законодательства при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля;
6) предотвращение случаев недостоверного декларирования товаров, контрабанды и иных нарушений таможенного законодательства;
7) контроль за деятельностью участников ВЭД и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (склады временного хранения, таможенные брокеры и др.).
По обеспечению интересов сторон:
1) обеспечивают интересы предпринимательства (производство таможенного оформления, соблюдение должностными лицами таможни законодательства и т.п.);
2) обеспечивают интересы государства (осуществление таможенного контроля, начисление и взимание таможенных платежей, борьба с недостоверным декларированием, контрабандой и иными нарушениями таможенного законодательства и т.п.).
При этом таможни, осуществляя функции, обеспечивающие интересы государства, одновременно оказывают косвенное благоприятное воздействие на предпринимательскую деятельность, противодействуя теневому (незаконному) предпринимательству и обеспечивая равные условия для осуществления легальной предпринимательской деятельности.
Таким образом, основные функции таможни сводятся к предоставлению услуг, которые по степени воздействия на предпринимательскую деятельность классифицированы на:
1) прямые услуги (определяют скорость и качество таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу товаров);
2) косвенные услуги (направлены на обеспечение соблюдения таможенного законодательства всеми участниками ВЭД, проведение качественного таможенного контроля, борьбу с недостоверным декларированием и контрабандой).
Следует отметить, что увеличение скорости проведения таможенного оформления перемещаемых товаров и снижение удельного веса незаконного предпринимательства положительно отразится на обеспечении ведомственных интересов таможенных органов, в частности на суммах перечисляемых в федеральный бюджет таможенных платежей. В то же время сосредоточение основных ресурсов таможен на обеспечении ведомственных интересов, в том числе реализации фискальной функции, напротив, не обеспечит в полной мере удовлетворение предпринимательских структур в таможенных услугах. Кроме того, при оценке эффективности деятельности таможен по сумме перечисляемых в федеральных бюджет таможенных платежей косвенно стимулируется импорт более дорогостоящих и, соответственно, налогоемких товаров (готовой, высокотехнологичной продукции) и экспорт природных ресурсов, облагаемых вывозной таможенной пошлиной (суммы таможенных платежей от импорта сырья и дешевых товаров незначительны, равно как и от экспорта готовой продукции). Это полностью противоречит проводимой государством политике поддержки отечественного производителя.
На основе классификации функций таможни и предоставляемых таможенных услуг предлагается в структуре результата ее деятельности выделять два основных направления, в ходе реализации которых оказывается как прямое, так и косвенное воздействие на предпринимательскую деятельность:
- содействие внешней торговле;
- правоохранительная (проверочная) деятельность.
Оценка выделенных двух направлений деятельности позволит достаточно полно охарактеризовать эффективность деятельности таможни по предоставлению таможенных услуг и созданию условий для функционирования предпринимательства.
Результатом деятельности таможни, в авторском понимании, является объем и качество оказанных ею за определенный период времени услуг, направленных на создание условий для нормального бесперебойного функционирования предпринимательских структур, осуществляющих ВЭД, их развития и получения положительного результата предпринимательской деятельности при обеспечении соблюдения предпринимательскими структурами законодательства РФ.