Система: понятие, основные характеристики.

Система(гр. systema (целое) составленное из частей;совокупность элементов, образующих одно целое: множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Система состоит из:

ü элементов – это некоторая неделимая часть системы;

ü связей – нечто связывающее элементы.

Системообразующий элемент – элемент, от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом. В управленческой деятельности таким элементом являются цели менеджмента.

Любая система характеризуется своей величиной и сложностью.

Величина определяется:

ü количеством элементов, составляющих систему;

ü количеством взаимосвязей между элементами системы;

ü количеством степеней свободы элементов системы.

Сложность системы – понятие более многогранное, чем величина. Любая сложная система – это большая система, но не наоборот. Выделяют: Сложные,Ультрасложные ,Суперсложные

Системный подход – общепризнанный методологический метод формирования, изучения и преобразования объектов различной природы. Практическое использование его в менеджменте основано на следующих главных положениях.

Возникновение общей теории систем берет начало с попытки экономиста К.Боулдинга и биолога Л. фон Берталанфи классифицировать физические, биологические и социальные системы в зависимости от их сложности.

Согласно системному подходу системы бывают:

Открытые – это системы, которые осуществляют процесс обмена с внешней средой (веществом, энергией, ресурсами);

Закрытыми – системы, которые не обмениваются с внешней средой. Эти системы погибают.

Любая система характеризуется входом и выходом:

вход – это совокупность вещественных, энергетических, информационных потоков из внешней среды в систему;

выход – это совокупность вещественных, энергетических, информационных потоков из системы во внешнюю среду.

Информация предается по каналам прямой и обратной связи

Система характеризуется структурой, т.е. ее составом как единым целым, определенными параметрами. Значения параметров в рассматриваемый момент времени характеризуют состояние системы. Система функционирует в окружающей сфере, которая создает внешние условия деятельности системы. Самая характерная черта системы – свойство целостности. Любой предмет можно рассматривать как систему, т.е. целое, составленное из частей

Система управления представляет собой совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации.

3.Параметры организационной роли: сущность и содержание.

Основными параметрами организационной роли являются:

· масштаб,

· сложность,

· отношения с другими ролями.

Масштабявляется преимущественно количественной характеристикой роли и определяется количеством задач или операций, выполняемых исполнителем роли.

 
  Система: понятие, основные характеристики. - student2.ru

Сложность исполнения является преимущественно качественной характеристикой роли и определяется,

с одной стороны, требованиями к квалификации исполнителя,

с другой стороны, степенью влияния исполнителя на жизнедеятельность организации и мерой его ответственности за деятельность организации.

Именно в сложности зачастую отражается неформальная сторона управления предприятием, когда люди, формально исполняющие одинаковые организационные роли, выполняют работы разной сложности. Различие масштабов и сложности позволяют отличать одну роль от другой и определить оклад их исполнителей. Для этой цели может использоваться силовое поле оценки организационных ролей (рис. 26.2). Количество градаций на силовых линиях этого поля может колебаться от двух до семи, поскольку человеку сложно сравнивать между собой различные объекты по шкале, содержащей более семи баллов, и зависит от количества видов организационных ролей предприятия.

Отношения с другими ролями характеризует количество и содержание контактов между исполнителями ролей и является основой для формирования организационной структуры предприятия. Эти отношения,

с одной стороны, являются производной от норм управляемости, сплоченности группы и организационной культуры,

с другой сторона, определяют взаимосвязи ролей на предприятии

Можно выделить четыре вида взаимозависимостей ролей, складывающихся при решении одной и той же задачи:

1) отсутствующая,

2) последовательная,

3) связанная,

4) групповая.

Отсутствующая взаимозависимость имеет место в том случае, если исполнители разных ролей при решении одной задачи практически не взаимодействуют друг с другом. Например, несколько машинисток печатают разные разделы одного отчета.

Последовательнаявзаимозависимость означает, что исполнитель одной роли может приступить к работе только после того, как исполнитель другой роли свою работу закончил. Например, руководитель отдела может приступить к формированию общего отчета только после того, как каждая из машинисток подготовила порученный ей раздел.

Связанная взаимозависимость имеет место в том случае, если окончание работы одного исполнителя означает начало работы другого и наоборот. Например, руководитель и его секретарша вместе готовят какой-либо документ, при этом секретарша печатает, руководитель читает, корректирует, а секретарша снова печатает.

Групповаявзаимозависимость имеет место при высокой степени неопределенности в работе, когда возникает необходимость в принятии групповых решений.

Наши рекомендации