МетаОТ-5.1 (система знаний) ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОКЛАДА

Задание 2: Подготовка доклада на тему «Отражение инновационных процессов в стратегических документах РФ» на основе ОК-1

Опорная карта - 1(система знаний о структуре и содержании деятельности по решению учебно-проф. практических задач определенного типа)

Ситуационная задача. Магистранту 1 курса, обучающемуся по направлению «Педагогическое образование» научный руководитель предложил подготовить доклад и выступить с ним публично. Было определено, что тема доклада должна быть связана с инновационными процессами, происходящими в образовании России и их отражением в стратегических документах РФ (документы: Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, «Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также отражать опыт магистранта, его представления и исследования в области образования. Регламент выступления – не более 15 (20) минут.

 
 

ПодготовКА доклада

Мотив (потребность)студента: научиться организовывать свою деятельность по решению учебно-проф. практ. задачи

осознанно, без ошибок, самостоятельно.

Сод-е Струк- турные этапы Умение как деятельность Знание Владе- ние
цель предмет метод/ средство, форма, доп. условия действия продукт результат способиоперации технология методика
I этап ОРИЕН- ТИРОВ- КИ Провести ориентировку в условиях предстоящей деятельности (на основе анализа социально-профессиональной ситуации, описанной в тексте задачи). 1.Выявить известные данные (на основе анализа условий): 1) тематика доклада связана с инновационными процессами и проблемами в образовании и их отражением в стратегических документах РФ; 2)содержание доклада должно отражать собственные представления об инновационных процессах в образовании; 3) Регламент выступления – не более 15 (20) минут. 2. Выяснить, что является искомым (на основе анализа вопроса или установки к действию): 1) подготовленный к выступлению учебный (научный) доклад и поставить цель: - изучить указанные стратегические документы РФ с позиций отражения в ней актуальных иинновационных процессов, изложить их в виде доклада, выступить публично. 3.Определить скрытые условия, которые неявно представлены в условии задачи и которые могут стать известными (на основе использования субъектом своего опыта): 1) требования к структуре и содержанию доклада; 2) требования к публичному выступлению; 4. Построить предмет деятельности, установив связи между искомым и известными данными и скрытыми условиями: 1 (искомое 1 – известное 2 + известное 3+ известное 3 + известное 4) Подготовленный к выступлению доклад основывается на знании обозначенной тематики, а также собственных представлениях об инновационных процессах и современных проблемах в образовании, опирается на материалы, изученные в базовых дисциплинах магистратуры. 2 (искомое 1 –скрытое1 +скрытое2) Подготовленный и представленный публично доклад должен соответствовать требованиям к структуре и содержанию публичного выступления. ОТ-4 - ОТ-9     -ИКТ -приемами работы с информацией; - навыками работы с текстом; -навыками письменной речи; -методами системного анализа и синтеза  
II этап ПЛА- НИ- РОВА- НИЯ   Спланировать способ решения задачи - в соответствии с предметом подобрать: - метод: системно-деятельностный метод - средства:схемы ориентировки: метаОТ-5.1 «Основные характеристики доклада» метаОТ-5.2 «Этапы подготовки публичного выступления» метаОТ-5.3 «Классическая композиция публичного выступления(доклада)» метаОТ-5.4 «Акустические характеристики устной речи»» метаОТ-5.5 «Свойства и качества личности оратора (важнейшие речевые умения)» метаОТ-5.6 «Примерная схема самоанализа качества выступления» - форму:устная, индивидуальная; - действия операции выполнения каждого действия используемые знания: - системно-деятельностным методом.
1. Сформулировать замысел доклада 1.1. Изучить требования к теме доклада 1.2. Определить тематику доклада 1.3. Определить целевую аудиторию, кому адресуется доклад (построение портрета аудитории) 1.4. Выделить основные характеристики доклада и определить его тип 1.5. Сформулировать рабочее заглавие доклада метаОТ-5.1 метаОТ-5.2
2. Отобрать и подготовить материалы (работа с источниками информации) 2.1. Осуществить поиск материалов по известным источникам (стратегические документы РФ, монографии, статьи, выступления, книги, патенты и др.) 2.2. Осуществить поиск дополнительных источников информации 2.3. Проанализировать информацию, выбрать нужную, сохранить ее в отдельном файле со ссылками на первоисточники 2.4. Прописать собственные идеи, результаты своих исследований (если это предполагает доклад) 2.5. Сократить или добавить информацию до нужного объема метаОТ-5.2
3. Составить план доклада (структурировать информацию) 2.1. Изучить требования к плану 2.2. Выделить составные части доклада и кратко их расшифровать 2.2. Спланировать объем доклада 2.3.Продумать количество графиков, диаграмм, таблиц и схем 2.4. Определить предполагаемую дату полной готовности доклада метаОТ-5.2 метаОТ-5.3
4. Написать текст доклада 3.1. Изучить возможные формы письменной фиксации доклада 3.2. Выбрать вариант необходимой формы фиксации согласно плану доклада 3.3.Создать черновой макет текста доклада:
  1. 3.3.1 написать вступление, в котором необходимо представление автора, названия доклада с объяснением цели; четкой формулировки стержневой идеи.
3.3.2 в основной части изложить основное содержание доклада. 3.3.3 написать заключение (сделать выводы). 3.3.4. Сформулировать окончательное названием доклада (определить смысловое значение и подобрать адекватную смыслу и содержанию синтаксичекую структуру)
метаОТ-5.2 метаОТ-5.3
5. Оформление материалов выступления для визуализации 5.1. Изучить условия обеспечения благоприятного режима восприятия графической информации 5.2. Оформить материалы в соответствии с правилами. метаОТ-5.2 метаОТ-5.3
6. Репетиция выступления (освоение текста) 6.1. Изучить разные способы произношения речи во время репетиции 6.2. Проанали­зировать вербальные и невербальные компоненты подготовленной речи 6.3. Разметить текст: выделить ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные 6.4. Осуществить выбор способа произношения в зависимости от предпочтений, личностных особенностей и уровня профессионализма. метаОТ-5.2 метаОТ-5.3 метаОТ-5.4 метаОТ-5.5
  7. Непосредственно выступление метаОТ-5.3 метаОТ-5.4 метаОТ-5.5
III этап ИСПОЛ- НЕНИЯ Исполнить намеченный план и найти искомое: 1. Сформулирован замысел доклада, определена тематика 2. Отобраны и подготовлены материалы для доклада 3. Составлен план доклада 4. Написан текста доклада 5. Оформлены материалы выступления для визуализации 6. Текст выступления освоен (репетиция) 7. Непосредственно выступление  
IV этап САМО- КОНТ- РОЛЯ Провести самоконтроль выполненных этапов деятельности разными способами: (1)Повторно решить задачу, сличить с первичным решением и поискать расхождения в них, ошибки, др. (2)(характерный для конкретно-предметной области деятельности) 2.1. Проработать текст доклада 2.1.1.Проверить содержание текста на соответствие тематике 2.1.2. Проверить заголовок доклада на соответствие содержанию 2.1.3. Провести самоконтроль оформления материалов выступления для визуализации 2.1.4. Проверить правильность выбора способа произношения в процессе репетиции метаОТ-5.3 метаОТ-5.4 метаОТ-5.5 метаОТ-5.6  
Если не найдены расхождения, ошибки, др., перейти к этапу рефлексии. Если найденырасхождения, ошибки, др., перейти к этапу самооценки.
V этап САМО- ОЦЕНКИ Провести оценивание допущенного расхождения, ошибки, др.: Действие 1.Определить характер расхождения, ошибки, др. (незначительная, серьезная и т.д.). Действие 2.Определить причину расхождения, ошибки, др. (невнимательность, забывчивость, недостаток знаний в ОТ и ОК, излишняя спешка, невладение процедурами метода, пропуск в процессе выполнения деятельности кажущихся мало значимыми ее элементов и т.д.).    
VI этап САМОКОР- РЕКЦИИ Провести самокоррекцию допущенных расхождений, ошибок: Провести авторское редактирование. Убрать из текста доклада то, что не несет полезной информации, исключить лишние слова, непонятные термины, неясности. Исправить ошибки, неточности.    
VII этап РЕФЛЕК- СИИ Провести рефлексию выполненной деятельности: Действие 1. Оценить соответствие продукта деятельности – цели ее субъекта (для этого оценить уровень выполнения деятельности в соответствии с нормативными критериями) Правильно: - подготовленный доклад представлен публично. Действие 2. Оценить соответствие результата деятельности - мотиву ее субъекта: удовлетворена потребность организации своей деятельности по решению учебно-проф. практ. задачи осознанно, без ошибок, самостоятельно.
           

метаОТ-5.1 (система знаний) ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОКЛАДА

Термин Определение
Доклад Это: публичное сообщение, которое
  1. представляет собой:
а) развернутое изложение на определенную тему; б) вид самостоятельной работы, который используется в учебных и внеаудиторных занятиях и способствует формированию навыков исследовательской работы, а также расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить;
  1. не содержит предвзятого отношения к изучаемому предмету, бесстрастное и не навязывающее необоснованных оценок;
  2. удовлетворяет определенным критериям (требованиям).
Типы докладов Основные характеристики
Характеристика типов докладов по степени научности содержания
Учебные ü Школьные, студенческие доклады и любые другие доклады, подготавливаемые обучающимися высших и средних учебных заведений по заданию преподавателя, которые выполняют функцию дополнительного источника информации, при этом в качестве темы доклада предлагаются вопросы для самостоятельного изучения. ü Обучающийся в ходе подготовки доклада приобретает новые знания, формирует важные научно-исследовательские умения, осваивает методы научного познания, совершенствует навыки публичного выступления. ü Преподаватель имеет возможность не только успешно дополнить лекционный материал, но и оценить умение обучающихся самостоятельно работать с учебной литературой и научными текстами.
Научные ü Научное сообщение, которое излагается научным языком с использованием строгих однозначных терминов опирается на широкое обобщение, сумму достоверных, подкрепленных документально и неоднократно проверенных фактов. ü Готовится обучающимися для представления своих результатов на научной конференции, научном семинаре и др. ü Тезисы доклада, представленного на конференции, в обязательном порядке публикуются в сборнике тезисов докладов этой конференции. Кроме этого, возможна публикация статьи, написанной автором по материалам сделанного доклада, в сборнике трудов конференции.
Характеристика типов докладов по степени акцентированности авторской позиции
Репродуктивные Степень акцентированности авторской позиции слабо выражена, содержание доклада предполагает воспроизводство содержания первоисточников
Продуктивные Доклады с выраженной авторской позицией
Характеристика типов докладов по количеству источников, подлежащих анализу
Обзорные Анализу подлежат несколько источников
Монографические Анализу подлежит один источник или его часть
Характеристика типов докладов в зависимости от содержательных характеристик
Информативные Компактно излагается содержание первичного источника(ов))
Индикативные Фиксируются значимые аспекты первоисточника – новизна, оригинальность, спорные моменты.

Наши рекомендации