Знакомство с общим приемом сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Р а б о т а п о у ч е б н и к у.

– Рассмотрите внимательно рисунок (с. 58 учебника, часть 2, «Н»).

– Сколько синих кружков? (Девять.)

– Сколько к ним добавили красных кружков? (Четыре.)

– Как записать с помощью числового выражения то, что к девяти синим кружкам добавили четыре красных? (9 + 4.)

– Можем ли мы решить данное выражение?

– Как бы вы предложили выполнить решение?

Возможно, в процессе обсуждения ученики сами придут к выводу о том, что сначала к девяти нужно прибавить один, чтобы получилось десять, а затем к десяти – еще три. Если дети не смогут самостоятельно сформулировать верный вывод, учитель должен помочь им следующим образом:

– Дополните число 9 до 10. (Нужно прибавить один.)

– Возьмем один красный кружок и переложим к синим.

– Сколько стало кружков в верхнем ряду? (Десять.)

– Сколько осталось кружков в нижнем ряду? (Три.)

– Сколько получится, если к десяти прибавить три? (Тринадцать.)

В процессе выполнения этих действий на доске появляется з а п и с ь:

Знакомство с общим приемом сложения однозначных чисел с переходом через десяток. - student2.ru

Аналогично разбираются выражения в задании 1 (с. 58 учебника, часть 2).

Знакомство с общим приемом сложения однозначных чисел с переходом через десяток. - student2.ru

V. Решение выражений.

Учащиеся выполняют устно (с подробным объяснением) задание 4 (с. 59 учебника, часть 2) и задание «Какой знак арифметического действия пропущен?» (с. 59, поля). (Последнее задание лучше написать на доске.)

Выполняя задание «Какой знак пропущен?», ученики, рассуждая, обосновывают правильность выбранного ими знака.

Например: 9 * 1 > 8.

Если из девяти вычесть один, получится восемь. Восемь равно восьми, значит, если поставить знак «минус», то неравенство будет неверным.

Если к девяти прибавить один, получится десять. Десять больше восьми. Поставив знак «плюс», получим верное неравенство.

VI. Работа с геометрическим материалом.

– Как называется линия, изображенная на чертеже (задание 5, с. 59 учебника, часть 2)? (Ломаная.)

– Сколько в этой ломаной звеньев? (3.)

– Измерьте каждое звено ломаной и начертите такую же ломаную. (Самостоятельная работа учащихся.)

– Как узнать длину всей ломаной? (Сложить длины всех звеньев ломаной.)

Далее учащиеся в тетрадях, а учитель на доске записывают:

5 + 3 + 2 = 10 см.

(Длина ломаной равна десяти сантиметрам.)

Знакомство с общим приемом сложения однозначных чисел с переходом через десяток. - student2.ru

VII. Работа над задачами.

– Прочитайте задачу 3 (с. 58 учебника, часть 2).

– Что в задаче известно?

– О чем в задаче спрашивается?

– Сделаем краткую запись (учащиеся под руководством учителя выделяют из текста задачи слова, необходимые для краткой записи).

На кольцах – 10 б.

На турнике –? на 1 б. меньше.

– Запишите решение задачи. (10 – 1 = 9 (б.).)

– Как запишете ответ? (Ответ: 9 баллов.)

– Какая это задача – простая или составная? (Простая, так как она решается одним действием.)

– Какой вопрос нужно задать, чтобы задача стала составной? (Сколько баллов получил Саша за упражнения на кольцах и на турнике?)

Затем учащиеся решают в парах задачу 5 (с. 21 в тетради № 2) с последующей ф р о н т а л ь н о й проверкой.

Наши рекомендации