ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК (с. 30—31)
Ц е л и:
• повторить прием вычитания по частям;
• рассмотреть разные способы вычислений в случаях вида 11-2, 12-3, 13-4, 14-5;
• воспитывать усердие и аккуратность в работе.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
2. УСТНЫЙ СЧЕТ
5+ 5 + ... = 14 7 + 3 + ... = 12
6+ 4+... = 15 8 + 2 + ... = 13
— Какое число пропущено?
• Решить задачи, назвать только ответы
а) Все ли здесь цыплятки-детки —
Надо сосчитать наседке.
Шесть — на грядках, пять — во ржи.
Два — залезли в камыши.
Сколько их всего, скажи. (13) . ....
б) В бидоне молока на 16 л больше, чем в банке. В банке 3 л молока.
Сколько литров молока в бидоне? (19)
в) Кате исполнилось 9 лет. Сколько лет ей будет через 5 лет? (14)
* Сколько треугольников в каждой фигуре?
а) б)
III. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИЯ. ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
Двенадцать ворон на крыше сидели,
Пять от них улетели.
Отвечайте, не теряясь,
Сколько их теперь осталось? (12-5 = 7)
—Как решить эту задачу?
—Как решить этот пример?
—Сегодня на уроке мы научимся применять прием вычитания по частям.
IV. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
12-5
12-2-3 = 7
— Вычитаемое (число 5) представляем в виде суммы удобных
гаемых, из уменьшаемого вычитаем такое число, чтобы получилось 10.
Вычитаем оставшееся число.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОЮГО МАТЕРИАЛА
* Работа по учебнику
№ 1. Нахождение разности чисел с опорой на изученный прием. № 2.1 — 19 ящ.
II — ? на 4 ящ. меньше Решение: 19-4= 15 (ящ.)
—Почему задача решается вычитанием?
—Что необходимо изменить в условии, чтобы задача решалась сложением?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№ 3. Числа: 5, 5, 7, 7, 9, 9. №4.
— Как найти сумму?
— Как находится неизвестное слагаемое?
№ 5 — устно.
№ 6. Решение: 9 + 4 = 13 (см)
№7.
— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого'
(Дети вспоминают правило и применяют его при выполнении задания.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА № 9 — устно.
VI. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО
• Девять птичек сели в одну кормушку, Семь — в другую, сытно их брюшкам! Вот и спрошу я, ребята, у вас. Сколько птичек мы кормим сейчас?
• Разгадывание кроссворда
Для этого необходимо в определенной последовательности записат ответы следующих примеров:
3 | |||||
/ 2 | ш | с | |||
с | с | ||||
т | I | ||||
ь | ь | ь | ь | I. | ь |
1)9-4
2)11-4
3)10-4
4)13-5
5)20-10
6) 12-3
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
—Какую учебную задачу мы решали?
—Оцените свою работу по схеме:
плохо усвоил и мне необходимо...
Я----- разобрался, но предстоит еще заучить хорошо...
все понял и с легкостью справлюсь с заданиями...
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Стр. 31, №8.
Урок 15.
Вычитание числа 9 из двузначных чисел с переходом через разряд
(с. 32—33)
Цел и:
• повторить связь между действиями сложения и вычитания, познакомит с новым приемом вычитания числа 9;
• развивать умение решать задачи изученного вида;
• прививать усердие и аккуратность в работе.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
П. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
— Решить примеры:
10 + 5+3 9-7 + 2
12-2-2 8-5+3
11-3 + 1 12-10+7
10-8+4 20-10-4
7-4-3 14-3-4
III, ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
* Повторение изученного
11-8
— Как можно решить этот пример? Используя знание состава числа 11. Так как 11 =8 + 3. значит 11 — 8 = 3. (Прием, основанный на связи
между действиями сложения и вычитания.)
—Каким еще способом можно найти разность этих чисел?
—Сегодня мы познакомимся еще с одним способом вычитания чисел. Значит, какова цель нашего урока? Чему вы должны научиться?
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
* Объяснение учителя
11-8=11-1-7=10-7 = 3 11-8 = 3
/\ или /\
17 8 3
Число 8 можно вычитать по частям.
* Закрепление материала по учебнику
№ 1. Решение примеров с комментированием.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№ 2. Решение:
1)13-10 = 3 (л.)
2) 13-4 = 9 (т.)
№ 3. 1 столбик — с комментированием;
2 столбик — самостоятельно.
№ 5. У Тани, Кати, Светы — куклы, У Ольги и Гали — мяч.
№ 6, 7 (устно).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
а) Катя нашла 12 грибов, а Аня 8 грибов. На сколько больше грибов
нашла Катя?
б) Как расставить 4 табуретки в комнате, чтобы у каждой стены стоя-
ло по 2 табуретки? (Нужно поставить их по углам комнаты: в каждый
угол по табуретке.)
17. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
—Чему мы должны были научиться на уроке?
—Какие математические приемы вы запомнили?
—Для чего их необходимо знать?
· Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся педагогом
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 9, 8 с.33
Урок 16.
ТАБЛИЦА СЛОЖЕНИЯ С ЧИСЛОМ 8 (с. 34—35)
Цели:
• учить применять прием сложения по частям в случаях 8 + □;
• развивать умение решать простые задачи;
• прививать настойчивость при преодолении трудностей.
Ход у рок а
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. УСТНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ
1. Составьте примеры и решите их
2. Вставьте пропущенные числа, чтобы неравенства были верными
15+П>18 □+14>17 6 < 15
16 2 20=17 + П 13+П>17
3. Решите задачи
• В одной клетке 8 кроликов, а во второй — на 2 кролика больше. Сколько кроликов во второй клетке?
• Маша нарисовала 6 синих и 4 красных шара. Сколько шаров нарисовала Маша?
• В бассейне плавало несколько человек. Когда 12 человек ушли из бассейна, в нем осталось еще 6 человек. Сколько человек было в бассейне?
4. Сколько треугольников на рисунке?
Прочитать и решить примеры, используя математическую терминологию (к числу 9 прибавить число 3; 9 увеличить на 3: первое слагаемое 9, второе 3 их д.).
9 + 3 9 + 2 11-2 16-7
9 + 7 9 + 5 14-5 17-8
9 + 8 9 + 4 13-4 12-3
—Чем похожи выражения второго и третьего столбиков?
—Как можно найти первое слагаемое?
III. ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
XV. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
• Работа по учебнику
№ 1. Составление таблицы сложения 8 + с комментированием.
№ 2. Решение: 13-4 = 9 (л.)
№ 3, 4 (устно).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы писали и решали.
Глазки наши подустали.
Мы зажмурим глазки крепко. Раз!
Открывает глазки класс.
Вверх посмотрим дружно мы
Посчитаем: Раз, два, три!
Вниз посмотрим на четыре.
Глазки к полу опустили.
Мы на пять посмотрим влево.
Будем делать все умело.
Вправо смотрим.
Это шесть.
А теперь прошу всех сесть.
Отдохнули и теперь
Будем все решать смелей!
Тихо сели
И в учебник поглядели.
№ 6. После измерения длин отрезков, перед вычислениями, необходимо вспомнить правило разностного сравнения чисел.
№ 7. Учащиеся под руководством учителя заполняют таблицу:
Сидело | Улетели | Осталось | |
Сороки | |||
Воробьи | ? |
Решение: 1)5+5= 10 (пт.) — улетело 2) 9 - 5 = 4 (в.)
Ответ: 10 птиц улетело, 4 воробья осталось.
V. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. РЕШЕНИИ ЗАДАЧ
— Назвать только ответы:
а) На стоянке было 8 машин красного цвета, а синих на 5 больше.
Сколько машин синего цвета на стоянке? (13)
б) Под наседку индюшку положили 7 куриных яиц и 8 утиных. Сколь
ко всего яиц положили под наседку? (15)
— Что называют питомником?
Питомник — место разведения растений и животных.
в) В питомнике вырастили 19 саженцев яблони и 8 саженцев груши.
На сколько меньше вырастили саженцев груши, чем яблони?
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
— Какие табличные случаи сложения с числом 8 вы запомнили?
* Игра «Самый быстрый»
* Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся педагогом
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №8,2.
Урок 17.