Кадровая политика в организации. Стратегическое управление персоналом организации.
Под « кадровой политикой», чаще всего понимается как деятельность субъекта управления по отношению к кадрам.
Понятие «кадры» - это основной штатный состав организации, обладающий необходимыми способами для выполнения её задач (наличие специальных, приобретенных качеств, профессиональных способностей. Они формируются в процессе обучения или в процессе длительной специализации в конкретном виде деятельности).
Понятие «политика» -это деятельность и отношения, обусловленные интересами и целями субъекта управления.
Т. о «кадровая политика» в отечественном управлении имеет более широкий смысл — целенаправленная система деятельности субъекта управления по отношению к кадрам или кадровому потенциалу.
Понятие «персонал» - оно охватывает весь состав занятых в организации, как постоянных (находящихся в штате), так и временных, обеспечивающих достижение целей организаций. Как и всякая целесообразная деятельность, кадровая политика имеет свою структуру. К числу ее элементов относятся: субъект, средства, объект кадровой политика, среда(социальные условия), в которой разрешается кадровой политикой.
Субъекты:органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Объект:политические партии, религиозные организации, профсоюзы. Кадровая стратегия разрабатывается и на предпри-ях и в орг-ях для реализации их целей. Существует необх-ть в разработке системы деят-ти субъекта управ-я и реализации собственной кадровой политики. С усложнением содержания и хар-ра труда возрастает необходимость профессионализма со стороны человека, а это сложный процесс, требующий со стороны общ-ва или организации определенной управляемости. Особенно возрастает востребов-ть в упорядоченной деят-ть субъекта управления поотношению к возможностям человека к его знаниям, умениям, навыкам, профессиональному опыту, без которых ни одно предприятие или общ-во не может рассчитывать на высокие темпы развития, конкуретноспособность, благосостояния, эффективное вложение средств в профессиональное развитие персонала.
Чем сложнее и масштабное цели, стоящие перед организацией, тем больше спектр задач по их кадровому обеспечению, тем больше требуется усилий и средств для их м упорядочения, планирования, прогнозирования, анализа, контроля, разработки принципов и механизмов их решения. Одним словом требуются управленческие действия и решения, не носящие временный хар-р, а продуманные , обоснованные, обеспеченные ресурсами и разработанные на период действий стратегии организации.
10. Государственная кадровая политика в области управления трудовыми ресурсами
В зависимости от того, каковы социально-экономические отношения, каковы тип и форма гос-ва, оно способно обеспечить условия для свободного развития и реализации человеком своих возможностей. В этом случае правомерно говорить о гос-ой кадровой политике (она зависит от политического режима, и от формы гос-го устройства). Однако не зависимо от этого предметом деятельности гос-ва как субъекта кадровой политики, является формирование и создание условий для реализации профессиональной трудоспособности граждан.
Особенности гос-ой кадровой политики, отличие её от других направлений кадровой политике.
1. именно гос-во призвано определить основные направления формирования кадровой
политики и создать условия для её востребованности в обществе.
2. гос-я кадровая политика задает общие правовые основы для общ-ва в целом и для
остальных субъектов кадровой политики.
3. объектами гос-ой кадровой политики выстурает кадровый потенциал общества
н-р: Конституцией РФ гос-во устанавливает федеральные образовательные
стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразование.
В трудовом Кодексе РФ, а так же в других правовых актах находят отражение общие
положения регулирующие занятость, наем, увольнение и иные вопросы.
Устанавливаются требования к кач-ву образования, гос-во создает условия для
формирования кадрового потенциала общества, который используется другими
субъектами кадровой политики и переходит в кадры конкретных предприятий и
организаций.
Гос-я кадровая политика защищает от непрофессионализма в тех видах труда,
которые небезопасны для общества и для здоровья человека. Для этого гос-во
устанавливает(лицензирование видов деятельности, разрабатывает механизмы и
правила, систему контроля, систему ответственности гос-ых органов и должностных
лиц).
Т.О. гос-я кадровая политика - это стратегия гос-ва по воспроизводству и
рациональной реализации профессиональной трудоспособности граждан, кадрового
потенциала общества.
11. Кадровый потенциал организации. Возможность оценки кадрового потенциала.
Кадровый потенциал (резерв) – это потенциально активная и подготовленная часть управленческого персонала организации, способная замещать вышестоящие должности, а также часть производственного и управленческого персонала, проходящая планомерную подготовку для занятия рабочих мест более высокой квалификации. В планах кадрового резерва выделяют резерв на выдвижение и резерв руководителей.
Резерв на выдвижение – это группа работников организации, каждый из которых зарекомендовал себя как способный и заслуживающий дальнейшего, служебно-профессионального продвижения.
Резерв руководителей – это выделенная в результате формального отбора группа сотрудников организации, обладающих человеческим капиталом, необходимым для занятия в перспективе вакантных руководящих должностей. Резерв создается на все без исключения должности руководителей в действующей структуре управления организацией с учетом ее стратегического развития.
По своему качественному и количественному составу резерв руководящих кадров должен отвечать действующим организационно-штатным структурам с учетом перспектив их развития. Резерв создается на все без исключения должности руководителей, осуществляющих функции управления на конкретном уровне.
Формирование резерва проводится на основе выводов аттестационных комиссий, базирующихся на объективной всесторонней оценке информации о деловых и личностных качествах кандидатов на руководящие должности. При этом в основу выводов таких комиссий должен быть положен анализ конкретных результатов профессиональной деятельности специалистов, достигнутых на различных этапах их работы в системе управления. Особое вынимание при этом уделяется уровню профессиональной и общеобразовательной подготовки, организаторским и аналитическим способностям, чувству ответственности за результаты работы, целеустремленности, умению обосновывать и принимать самостоятельные, ответственные решения. При выдвижении в резерв учитываются результаты оценки знаний кандидатов, полученных в ходе их обучения в системе повышения квалификации, заключения по итогам стажировок, тестирований и т.п., физическое состояние, способность переносить дополнительные нагрузки. Работа по формированию резерва складывается из ряда этапов:
1. Составление прогноза предполагаемых изменений в составе руководящих кадров.
2. Оценка деловых и личностных качеств кандидатов в резерв на выдвижение.
3. Определение кандидатов в резерв.
4. Принятие решения о включении в резерв.
5. Согласование списка кандидатов, включенных в резерв, с вышестоящими организациями.