О перехвате маневрирующей цели
Современные бомбардировщики с помощью радиотехнических средств могут обнаруживать самолеты-истребители, атакующие с задней полусферы, на большой дальности.
Несомненно, это затрудняет перехват. Внезапность атаки в этих случаях теряется, а следовательно, снижается и эффективность перехвата. Чтобы обеспечить скрытный подход к цели, иногда считают, что сближаться с ней и выполнять соответствующий маневр нужно вне зоны вероятного обнаружения. Для этого истребитель-перехватчик должен наводиться с определенным превышением или принижением относительно цели. По нашему мнению, такие рекомендации даны без достаточного основания.
Дело в том, что при больших превышениях или принижениях относительно цели обнаружить ее на обзорном индикаторе летчику-истребителю трудно. Отметка цели в этих случаях очень слабо выражена, особенно когда цель находится ниже самолета-истребителя. При этом достаточно небольшого снижения истребителя из-за ошибки в пилотировании, как он попадет в зону вероятного обнаружения.
Кроме того, находясь на значительном удалении от цели, но имея большое превышение, истребитель может не успеть уравнять свою скорость со скоростью цели до дальности открытия прицельного огня и проскочит мимо нее. Во избежание этого он вынужден будет маневрировать у цели, в результате чего может попасть в зону вероятного обнаружения.
В процессе слежения за целью при атаке сверху сзади даже в визуальном полете истребитель, как правило, сни-
жается и в момент открытия огня находится на одной высоте с целью или ниже ее. Это особенно необходимо учитывать при атаках в сложных метеорологических условиях и ночью. Следует отметить, что если начать атаку сзади с дальности 3—4 км и с превышением 2—2,5 км, то в ходе ее на дистанции 1500—800 м истребитель обязательно выйдет ниже цели на 100—150 м, т. е. фактически атака будет выполняться снизу (рис.22).
При этом истребитель обязательно попадет в струю от бомбардировщика, что затруднит летчику пилотирование самолета и удержание цели на обзорном индикаторе. Поэтому мы считаем, что нет необходимости выводить истребитель-перехватчик выше цели, так как это не способствует повышению эффективности атаки. Вывод истребителя с превышением относительно цели, по нашему мнению, может быть применен лишь в исключительных случаях.
Как же обеспечить скрытность подхода истребителя-перехватчика к цели?
Для обеспечения внезапности атаки, на наш взгляд, истребитель-перехватчик следует выводить к цели до дальности обнаружения ее на обзорном индикаторе на максимальной скорости. После обнаружения цели летчик выводит истребитель по меткам на одну высоту с ней. Затем он сближается с целью, удерживая ее на определенном азимуте. С уменьшением дальности азимут уменьшается. Затем летчик выполняет доворот на цель и, как только вступает в работу прицел, уменьшает скорость полета с таким расчетом, чтобы к моменту открытия огня скорости были примерно уравнены.
Такой метод сближения позволяет истребителю-перехватчику на всех высотах, вплоть до практического потолка, внезапно выйти на дальность открытия огня.
Особенно непригоден, на наш взгляд, способ вывода истребителя с превышением над целью при перехвате энергично маневрирующих целей. В этом случае выход на цель затруднен на всех высотах и добиться скрытности подхода почти невозможно, так как, маневрируя за бомбардировщиком, перехватчик обязательно какое-то время будет находиться в его задней полусфере (рис. 23). Успех здесь достигается быстрым выводом истребителя на дальность действительного огня и меткой стрельбой на маневре.
Так называемый маневр отставанием, по нашему мнению, также не может дать положительных результатов.
Современные бомбардировщики имеют радиолокационный бомбардировочный прицел с широким обзором нижней полусферы. Поэтому истребитель, находящийся ниже и впереди цели, будет обязательно обнаружен экипажем бомбардировщика, который предпримет маневр для ухода от истребителя.
В одном из учебных полетов на перехват после наведения самолет оказался ниже цели на 1000 м и впереди нее. С командного пункта передали команду уменьшить скорость до минимальной и продолжать полет с заданным курсом. Обнаружив истребитель, бомбардировщик резко развернулся на 180°. В результате истребитель оказался сзади бомбардировщика на дальности около 25 км. Таким образом, маневр отставанием не оправдал себя
Этот маневр особенно невыгоден при перехвате скоростных целей, когда время, потребное на разгон скорости с набором высоты, для истребителя будет весьма значительным и он может оказаться в задней полусфере бомбардировщика на большом удалении от него. Линейный участок для сближения с целью будет очень большим, что неизбежно ведет к потере внезапности, а иногда к срыву атаки или перехвата в целом.
Действительно, если бомбардировщик летит со скоростью 720 км/час, а истребитель сближается с ним со скоростью 200 км/час, то отставание в 24 км он покроет за 7—8 мин. За это время цель пройдет расстояние 90—96 км. В боевой обстановке за такое время бомбардировщик противника может успеть нанести удар по объекту. Следовательно, истребитель хотя и догонит бомбардировщика, но своей задачи не выполнит.
Все это говорит о том, что при перехвате маневрирующей цели особенно важно стремительно сблизиться с ней и выбрать такое направление, которое в большей степени гарантирует успех атаки.
«Вестник воздушного флота» № 3, 1956 г.
Подполковник Е. С. ПЕТРОВ