Проектирование переходных кривых.
Переходные кривые предназначены для соединения прямого участка пути с кривой заданного радиуса, с целью обеспечения плавного перехода экипажей в кривой участок пути без толчков и ударов. На переходной кривой полностью осуществляется отвод возвышения наружного рельса и уширения колеи.
При проектировании переходных кривых выбирается их длина, геометрическое очертание кривой в плане и определяются координаты для ее разбивки. Длина переходной кривой определяется несколькими условиями, основным из которых является плавность устройства отвода возвышения наружного рельса. По этому условию искомая длина:
(1.11)
где h – возвышение наружного рельса, мм;
iдоп – допустимый уклон прямолинейного отвода возвышения наружного рельса,
(1.12)
где Vmax – максимальная скорость движения по кривой, км/ч.
Найденная длина переходной кривой округляется до значения, кратного 10 м. Параметр переходной кривой С определяется из выражения, м²:
(1.13)
Возможность разбивки переходной кривой проверяется по условию:
(1.14)
где β – угол поворота всей кривой;
φ0 – угол поворота переходной прямой.
(1.15)
В случае невыполнения этого условия уменьшается длина переходной кривой. Уменьшение длины переходной кривой приводит к увеличению уклонов отвода возвышения, следовательно, скорость движения поездов необходимо ограничить:
(1.16)
Зная положение начала переходной кривой НПК, координаты ее конца (x0; y0) в точке КПК вычисляются по уравнению радиальной спирали в параметрической форме:
;
Координаты точек переходной кривой через каждые 10 или 20 м вычисляются по уравнению радиальной спирали в прямоугольной системе координат:
(1.17)
Результаты вычислений сведем в таблице 1.2
x | НПК | |||||||||
y | 0,02 | 0,16 | 0,53 | 1,25 | 2,45 | 4,25 | 6,76 | 10,12 | 12,1 |
Укороченные рельсы.
В кривых участках пути внутренняя рельсовая нить короче наружной, поэтому при расположении стыков по наугольнику возникает необходимость укладки укороченных рельсов.
В Российской Федерации приняты четыре типа стандартных укорочений Кi:
при длине рельса 12,5 м К1 = 40 мм, К2 = 80 мм, К3 = 120 мм;
при длине рельса 25 м К2 = 80 мм, К3 = 160 мм.
Выбор типа укороченных рельсов для данной кривой производят по формуле:
(1.18)
где S1 – ширина колеи по оси головки рельсов в пределах круговой кривой, мм:
(1.19)
где b – ширина головки рельса, мм;
SПТЭ – нормативная ширина колеи в кривых в зависимости от радиуса, мм;
lн.р – длина нормального рельса, м;
R – радиус круговой кривой, м.
Вычислив величину укорочения по формуле (1.18), принимаем ближайшее большее стандартное укорочение.
Полное укорочение на всей кривой определяется по формуле:
(1.20)
где Еп.к – укорочение в пределах переходной кривой, мм; определяется по формуле:
(1.21)
здесь Sср – средняя ширина колеи между осями головок рельсов в пределах переходной кривой, мм:
(1.22)
где S0 – ширина колеи между рабочими гранями головок рельсов в прямых участках пути, мм.
Укорочение в пределах круговой кривой Eк.к определится как:
(1.23)
где lк.к – длина оставшейся части круговой кривой после разбивки переходных кривых:
(1.24)
где β – полный угол поворота кривой с учетом переходных кривых;
φ0 – угол поворота в пределах переходной кривой.
Необходимое количество укороченных рельсов принятого размера определим из выражения:
(1.25)
Укороченные рельсы укладываются в тех местах кривой, где накапливающийся забег стыков достигает половины принятого стандартного укорочения. Порядок укладки укороченных рельсов определяется в табличной форме. В качестве примера определен порядок укладки укороченных рельсов в кривой: R=400 м; С=68000м²; =170 м (таблица 1.3).