Системы организационного управления.
ОС, элементы которых связаны отношениями по управлению называютсистемами организационного управления (СОУ)
Ø Системы организации управления следует отнести к сложным, динамическим, вероятностным, открытым системам, обладающие способностью к самоорганизации, адаптации и самообучению.
В СОУ в качестве управляющей системы и ОУ рассматриваются не машины, а люди, человеческие коллективы
Основатель научного управления производством – Фредерик Тейлор –инженер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения их производительности и эффективности. Основные идеи Тейлора изложены в книгах:
1) “Управление предприятием” (“ShopManagement”)
2) “Принципынаучногоуправления” “Principles of scientific management”
Менеджмент - управление в организационных системах
Состав ключевых элементов организационной системы управления (подсистемы I)
минимальный "набор" элементов организационной системы предприятия, необходимый для «проявления» и сохранения ее сущностных свойств
- Функциональная структура и организационная структура предприятия
- Штатная расстановка (штатно-должностная расстановка, вертикальное разделение труда)
- Функциональное описание бизнеса через Положения о структурных подразделениях идолжностные инструкции (горизонтальное разделение труда)
- Экономическая модель предприятия: структура капитала, затрат и доходов, порядок расчета себестоимости продукции и управленческой прибыли.
- Система управления ресурсами предприятия; Система экономического, производственно коммерческого, финансового планирования и отчетности
- Корректная учетная система предприятия, позволяющая в итоге получать необходимую производственно-коммерческую, финансовую и экономическую отчетность.
- Описание бизнес процессов предприятия (связанных с движением основных информационных, материальных и денежных потоков) с детализацией во времени и по участникам.
- Формы документов, информационных модулей, хранилищ информации, используемых в ходе выполнения основных бизнес процессов.
- Внутренние нормативные акты предприятия, <регламенты предприятия.
Вопрос 10 Закон необходимого разнообразия.
Закон «необходимого разнообразия» У.Р. Эшби - одна из закономерностей осуществимости (см.) систем. На необходимость учитывать предельную осуществимость системы при ее создании впервые в теории систем обратил внимание У.Р. Эшби. Он сформулировал закономерность, известную под названием закон «необходимого разнообразия».
Для задач принятия решений наиболее важным является одно из следствий этой закономерности, которое можно упрощенно пояснить на следующем примере.
Когда исследователь (лицо, принимающее решение, наблюдатель) N сталкивается с проблемой Д решение которой для него неочевидно, то имеет место некоторое разнообразие возможных решений VD. Этому разнообразию противостоит разнообразие мыслей исследователя (наблюдателя) VN. Задача исследователя заключается в том, чтобы свести разнообразие Vn - VN к минимуму, в идеале (VD - VN) —► 0.
Эшби доказал теорему, на основе которой формулируется следующий вывод: «Если V» дано постоянное значение, то VD - VN может быть уменьшено лишь за счет соответствующего роста Vn ... Говоря более образно, только разнообразие в N может уменьшить разнообразие, создаваемое в D; только разнообразие может уничтожить разнообразие».
Сказанное означает, что, создавая систему, способную справиться с решением проблемы, обладающей определенным, известным разнообразием (сложностью), нужно обеспечить, чтобы система имела еще большее разнообразие (знания методов решения), чем разнообразие решаемой проблемы, или была способна создать в себе это разнообразие (владела бы методологией, могла разработать методику, предложить новые методы решения проблемы).
Применительно к системам управления закон «необходимого разнообразия» может быть сформулирован следующим образом: разнообразие управляющей системы (системы управления) Vsu должно быть больше (или по крайней мере равно) разнообразию управляемого объекта Vou.
Кибернетика и менеджмент
Предмет кибернетики-фундаментальные законы и принципы управления общие для живой природы, технические устройства общества.
Менеджмент использует положения кибернетики как методологическую и теоретическую базу для выработке обоснованных рекомендаций по решению практических задач управления организационными системами .
Менеджмент является той научной дисциплиной, которая должна исследовать все аспекты функционирования органических систем, учитывая фундаментальные законы, сформулированные кибернетикой и изучением проявления этих законов в системе данного типа.
12. Общие и специальные функции систем организационного управления
Общие Функции по менеджменту включают:
- организация;
- координация;
- мотивация.
Но эти функции являются общими только для организованных систем
Ø Если обратится к принципиальной схеме управления и набору включенных в нее общих функций, образовавший замкнутый контур управления, то можно говорить о том, что по своей сути все организованные функции являются проявлением функций ПЛАНИРОВАНИЯиРЕГУЛИРОВАНИЯ.
Эти функции должны обязательно должны быть сформулированы на этапе программы , и если в процессе функционирования объекта система управления выявляет отклонения в деятельности объекта то устранения их проявляются.
Ø Системы организации управления следует отнести к сложным, динамическим, вероятностным, открытым системам, обладающие способностью к самоорганизации, адаптации и самообучению.