Системы организационного управления.

ОС, элементы которых связаны отношениями по управлению называютсистемами организационного управления (СОУ)

Ø Системы организации управления следует отнести к сложным, динамическим, вероятностным, открытым системам, обладающие способностью к самоорганизации, адаптации и самообучению.

В СОУ в качестве управляющей системы и ОУ рассматриваются не машины, а люди, человеческие коллективы

Основатель научного управления производством – Фредерик Тейлор –инженер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения их производительности и эффективности. Основные идеи Тейлора изложены в книгах:

1) “Управление предприятием” (“ShopManagement”)

2) “Принципынаучногоуправления” “Principles of scientific management”

Менеджмент - управление в организационных системах

Состав ключевых элементов организационной системы управления (подсистемы I)

минимальный "набор" элементов организационной системы предприятия, необходимый для «проявления» и сохранения ее сущностных свойств

  • Функциональная структура и организационная структура предприятия
  • Штатная расстановка (штатно-должностная расстановка, вертикальное разделение труда)
  • Функциональное описание бизнеса через Положения о структурных подразделениях идолжностные инструкции (горизонтальное разделение труда)
  • Экономическая модель предприятия: структура капитала, затрат и доходов, порядок расчета себестоимости продукции и управленческой прибыли.
  • Система управления ресурсами предприятия; Система экономического, производственно коммерческого, финансового планирования и отчетности
  • Корректная учетная система предприятия, позволяющая в итоге получать необходимую производственно-коммерческую, финансовую и экономическую отчетность.
  • Описание бизнес процессов предприятия (связанных с движением основных информационных, материальных и денежных потоков) с детализацией во времени и по участникам.
  • Формы документов, информационных модулей, хранилищ информации, используемых в ходе выполнения основных бизнес процессов.
  • Внутренние нормативные акты предприятия, <регламенты предприятия.

Вопрос 10 Закон необходимого разнообразия.

Закон «необходимого разнообразия» У.Р. Эшби - одна из закономерностей осуществимости (см.) систем. На необходимость учитывать предельную осуществи­мость системы при ее создании впервые в теории систем обратил внимание У.Р. Эшби. Он сформулировал закономерность, известную под названием закон «необходимого раз­нообразия».

Для задач принятия решений наиболее важным является одно из следствий этой за­кономерности, которое можно упрощенно пояснить на следующем примере.

Когда исследователь (лицо, принимающее решение, наблюдатель) N сталкивается с проблемой Д решение которой для него неочевидно, то имеет место некоторое разнооб­разие возможных решений VD. Этому разнообразию противостоит разнообразие мыслей исследователя (наблюдателя) VN. Задача исследователя заключается в том, чтобы свести разнообразие Vn - VN к минимуму, в идеале (VD - VN) —► 0.

Эшби доказал теорему, на основе которой формулируется следующий вывод: «Если V» дано постоянное значение, то VD - VN может быть уменьшено лишь за счет соответст­вующего роста Vn ... Говоря более образно, только разнообразие в N может уменьшить разнообразие, создаваемое в D; только разнообразие может уничтожить разнообразие».

Сказанное означает, что, создавая систему, способную справиться с решением про­блемы, обладающей определенным, известным разнообразием (сложностью), нужно обеспечить, чтобы система имела еще большее разнообразие (знания методов решения), чем разнообразие решаемой проблемы, или была способна создать в себе это разнообра­зие (владела бы методологией, могла разработать методику, предложить новые методы решения проблемы).

Применительно к системам управления закон «необходимого разнообразия» может быть сформулирован следующим образом: разнообразие управляющей системы (систе­мы управления) Vsu должно быть больше (или по крайней мере равно) разнообразию управляемого объекта Vou.

Кибернетика и менеджмент

Предмет кибернетики-фундаментальные законы и принципы управления общие для живой природы, технические устройства общества.

Менеджмент использует положения кибернетики как методологическую и теоретическую базу для выработке обоснованных рекомендаций по решению практических задач управления организационными системами .

Менеджмент является той научной дисциплиной, которая должна исследовать все аспекты функционирования органических систем, учитывая фундаментальные законы, сформулированные кибернетикой и изучением проявления этих законов в системе данного типа.

12. Общие и специальные функции систем организационного управления

Общие Функции по менеджменту включают:

- организация;

- координация;

- мотивация.

Но эти функции являются общими только для организованных систем

Ø Если обратится к принципиальной схеме управления и набору включенных в нее общих функций, образовавший замкнутый контур управления, то можно говорить о том, что по своей сути все организованные функции являются проявлением функций ПЛАНИРОВАНИЯиРЕГУЛИРОВАНИЯ.

Эти функции должны обязательно должны быть сформулированы на этапе программы , и если в процессе функционирования объекта система управления выявляет отклонения в деятельности объекта то устранения их проявляются.

Ø Системы организации управления следует отнести к сложным, динамическим, вероятностным, открытым системам, обладающие способностью к самоорганизации, адаптации и самообучению.

Наши рекомендации